Конспект занятия по познавательному развитию в интеграции образовательных областей в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Народная тряпичная игровая кукла» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Лобусова Мариана Владимировна

Приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с тряпичной игровой куклой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/IS7q2kSsj0nxpg33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4»

305038, г. Курск, проспект Вячеслава Клыкова, 32

тел.: (4712) 39-72-59, факс: (4712) 39-72-59, E-mail: mdou4kursk@уandex.ru

Конспект занятия

по познавательному развитию в интеграции образовательных областей

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Народная тряпичная игровая кукла»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Автор: Лобусова Мариана

Владимировна, воспитатель

Курск, 2023 год

Цель занятия: приобщение детей к русской народной культуре через ознакомление с тряпичной игровой куклой.

Образовательные задачи:

 - Познакомить с историей возникновения игровых народных тряпичных кукол.

 - Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

  - Совершенствовать мелкую моторику (скручивание, заматывание, завязывание узлов).

Развивающие задачи:

- Развивать творческие игровые способности через приобщение к народным традициям и прикладному искусству.

- Расширять словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

- Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

- Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

- Воспитывать ценностное отношение к истории своего народа.        

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа:

- Разучивание стихов, народных песен;

- Чтение пословиц и поговорок;

- Чтение русской народной сказки «Терешечка», «Василиса Прекрасная»;

- Чтение рассказа М. Рыминой «Куклы наших бабушек»;

- беседа «Моя любимая игрушка»;

- Рассказы «Жизнь и быт предков», «Многообразие кукол».

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Дидактические игры: «Третий лишний», «Одень бумажную куклу», «Что из чего», «Узнай элемент узора».

Формы и методы обучения и познания:

Словесные методы: рассказ педагога, беседа, вопросы к детям.

Наглядные методы: демонстрация, показ презентации.

Практические методы: погружение в игровую ситуацию, изготовление куклы.

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Основные понятия:

Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация, сундук, куклы-образцы (Пеленашка, Малышок-голышок, Хороводницы, Кулачники, Курская столбушка, Зайчик на пальчик), лоскутки х/б цветной ткани 10смх20см (10 шт.), нитки (10 шт.), ножницы (10 шт.), карточки со схемами изготовления куклы (10 шт.), запись игр-песни фоновая русская народная музыка «Сошью Дуне сарафан», клубок пряжи.

Организационные условия: дети сидят полукругом, расстановка столов для групповой работы.

Планируемые образовательные результаты:

- Выражают собственные суждения.

            - Дети усвоят  первоначальные представления о возникновении игровой тряпичной куклы на Руси;

            - Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;

             - Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа.

Личностные ожидаемые результаты:

- Демонстрируют активность в обсуждении произведения.

- Проявляют эмоциональную отзывчивость.

- Демонстрируют умение взаимодействовать со взрослым, сверстниками.

Список использованных источников:

1. Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г. Л Дайн, М. Н. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. 

2. Куриневская С.Г., Силифонова М.Ф. МДОБУ Детский сад № 2 «Рябинка» Краткосрочный арт-проект «Кукольный сундучок. Народная тряпичная кукла для детей старшего дошкольного возраста группа «Любознайки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/31/tryapichnaya-kukla (дата обращения 31.03.2021).

2. Куценко Т. НОД «Куклы из бабушкиного сундука»/ Куценко Т. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.maam.ru/detskijsad/nod-kukly-iz-babushkinogo-sunduka.html 

Приложения:

- презентация

-музыкальное сопровождение;

- схемы-карточки;

Ход занятия:

I.Вводная часть

Дети и воспитатель (Хозяюшка) под русскую народную мелодию входят в зал и становятся в полукруг.

Хозяюшка: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)

Хозяюшка: А теперь приглашаю вас в мою горницу. Приходите, присаживайтесь, всем места хватит.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

 Пусть наши глазки все видят.

 Ушки все слышат.

 Голова запоминает, а ротик ей не мешает.

(Дети под музыку присаживаются на стульчики.)

Хозяюшка: Какие вы все красивые: мальчики то, как ясные соколы! А девочки то, как аленькие цветочки!

Мы сегодня с вами собрались на посиделки, как в старину. Да посиделки не простые, а кукольные. Кто в куклы не играл, тот счастья не видал! Ребята! Посмотрите сколько много самых разных и удивительных кукол (показ современных кукол). Этими куклами вы играете в настоящее время. Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга. Откуда они у вас?

Дети: Родители подарили.

Хозяюшка: А где они их взяли?

Дети: В магазине купили

Хозяюшка: А где их делают?

Дети: Их делают на фабрике игрушек.

Хозяюшка: Правильно, на фабрике. А когда – то, давно, когда ваши прабабушки были маленькими, кукол было мало и их родители сами мастерили им кукол из того, что было в избе. А хотели бы вы узнать больше о старинных игровых куклах?

Дети: Да!

Хозяюшка: Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. А поможет нам в этом волшебный клубочек. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у Хозяюшки.)
Ты клубочек нас веди, старину нам покажи, 
Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

(Дети присаживаются на свои места.)

II. Основная часть

Хозяюшка: (Демонстрация презентации) Ребята, на Руси было много разных куколок. Названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика. Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева. Особо были популярны тряпичные куклы. По своему назначению куклы делились на три большие группы: обрядовые; куклы-обереги; игровые.

Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.

Хозяюшка: Ребята, а хотите узнать, с какими куклами играли наши прабабушки и прадедушки?

Дети: Да, хотим!

Хозяюшка: У меня есть такой волшебный сундучок с игровыми куклами. (Звучит русская народная музыка, воспитатель идёт и берёт сундучок со словами.)

Посмотрите, у нас сундук стоит!

Я уверена, много тайн он хранит!

К сундуку я сейчас пойду,

Может, что-нибудь в нём найду?

Хозяюшка: Ребята, хотите посмотреть, что находится внутри?

Дети: Да, хотим!

Хозяюшка: Но его не просто открыть, потому что этот сундучок необыкновенный, волшебный. Надо сказать: «Сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!» Ребята, давайте вместе с вами скажем эти слова, только ласково! (Дети произносят вместе с Хозяюшкой слова.)

Хозяюшка: Пришла пора заглянуть в старинный сундучок и посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем. (Хозяюшка достает куклу Пеленашку.)

Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «Пеленашка». На вид очень простая куколка – младенчик в платочке, закутанный в пеленку. Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов. (Раздается плач младенца.) Кто-то плачет? Давайте положим в кроватку Пеленашку и споем колыбельную песенку.

Хозяюшка: Люлька в нашей горенке неслучайно стоит, в ней малютка спит.

Чтобы хорошо ему было в кроватке, спойте колыбельную сладко!

(Один ребенок качает кроватку, остальные поют песню.)

Дети: Баю-баю, баю-баю, спи малышка засыпай,

Ты закрой, закрой глазок и поспи, поспи часок!

Хозяюшка: Ребята, предлагаю посмотреть, какие еще куклы в сундучке нашем. «Сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!» (Хозяюшка показывает куклу Малышок-голышок.)

Хозяюшка: Кукла Малышок-голышок. Очень давно из обычного лоскута матери и ниток наши прабабушки придумали, как сделать куклу, которая по строению напоминала фигурку человека. На примере такой куклы мама могла объяснить своему малышу, что такое ручки или ножки, где сторона правая или левая, как человек сидит, ходит, как снимать одежду. Кукла делалась небольших размеров, не больше ладони, поэтому с ней удобно играть, брать с собой на прогулку, укладывать рядом с собой спать.

Хозяюшка: А на какую современную куклу похож малышок-голышок?

Дети: Похож на пупса.

Хозяюшка: Да, верно, пупсы-голыши, самые популярные куклы и в наши дни.

Хозяюшка: В старину, в русской деревне в одной крестьянской семье могло быть около сотни тряпичных кукол. Если в семье еще ребенок маленький, то ему изготавливалась такая кукла мамой, бабушкой, сестрами, а с пяти лет такую куколку могла сделать уже любая девочка. Куклу эту делали старательно, ведь по ней судили о хозяйке, ее мастерстве. Игре девочек с куклами придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет прибавление и достаток ее возрастет.

Хозяюшка: Заглянем в наш волшебный сундучок: «Сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!» (Хозяюшка показывает Хороводницу.) Когда девочки подрастали, то мамы давали им куколки-Хороводницы. Они их крутили и развивал одновременно две ручки. Для чего было нужно две? Когда она за прялку сядет, одной будет веретено тем же движением крутить, а другой – пряжу скручивать.

Хозяюшка: Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела? Давайте поиграем в народную игру «Малечина - Калечина» с нашей Хороводницей. На раскрытую ладонь ставим палочку и стараемся, как можно дольше, удержать ее на ладони. Ставим и приговариваем: «МалечинаКалечина», сколь часов до вечера? Раз, два, три, четыре, пять, шесть...». Считаем, пока палочка не упадет. Главное условие: нельзя придерживать палочку пальцами или второй рукой. (По желанию девочки играют в игру.)

 Хозяюшка: В куклы играли не только девочки, но и мальчики. «Сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!» (Хозяюшка показывает Кулачника.) Когда на праздниках проводились молодецкие забавы, взрослые устраивали кулачные бои, а малышам делали кукол «Кулачников», для возможности поиграть в кулачные бои. Смотрите, это как будто мальчик и у него тяжелые кулачки. Если повертеть за палочку, Кулачник размахивает своими кулачками и может сбить шапку с головы другой куклы. Вот так мальчишки и соревновались – чей Кулачник ловчее?

Хозяюшка: Кто готов к состязанию по скидыванию шапки?

(По желанию мальчики участвуют в данной забаве.)

Хозяюшка: Ребята, запомните, в обиду себя не давай, а первым нападать не смей!

Хозяюшка: «Сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!» (Хозяюшка показывает Столбушку.) Одна из самых распространённых кукол на территории Курской области была Столбушка (закрутка) или горшеченская ляля. Основой курской Столбушки является туго скрученная ткань. Особенностью такой фигурки было отсутствие волос, но обязательное наличие красивого головного убора. С ее помощью родители рассказывали наследникам о тонкостях взросления и семейной жизни.

Хозяюшка: Засиделись наши ножки, надо их размять немножко.

В круг скорее вы вставайте, с курской столбушкой поиграйте.

(Все дети встают в круг, в центре водящий-воспитатель с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.)

Хозяюшка: Идём мы все по кругу по кругу, по кругу,

Приветствуя, друг друга друг, друга, друг друга.

С куклой ты попрыгаешь?

Дети: Попрыгаю, попрыгаю!

Хозяюшка: А ты ножками подрыгаешь?

Дети: Подрыгаю, подрыгаю!

Хозяюшка: А ты ручками похлопаешь?

Дети: Похлопаю, похлопаю!

Хозяюшка: А ты ножками потопаешь?

Дети: Потопаю, потопаю!

Хозяюшка: Ручками помашем?

Дети: Помашем, помашем!

Хозяюшка: А потом попляшем?

Дети: Попляшем, попляшем! (под музыку дети пляшут.)

Хозяюшка: Ребята, присаживайтесь на свои места. Мы снова заглянем в наш сундучок: «Сундучок-сундучок, открывай-ка свой бочок!» Какая следующая кукла, узнаете, отгадав загадку. Подумайте и скажите, что лежит у меня в сундучке: Прыгает, но не мячик, пушистый, но не котик, беленький, не снежок?

Дети: Зайчик!

Хозяюшка: А это куколка называется «Зайчик на пальчик». Эту игрушку в старину родители давали трёхлетним детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно. Такая кукла-игрушка делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.

Хозяюшка: Делу – время, а потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься! Ребята, а вы хотите сделать куклу своими руками?

Дети: Да! (Дети подходят к столам.)

Хозяюшка: Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем. И все у тогда нас получится.  По традиции было принято петь и разговаривать, загадывать желание. Мы, перед тем, как приступить к изготовлению игрушки, разомнем наши пальчики (пальчиковая гимнастика «Наша куколка»):

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло (ребенок кладет руку на стол, а другой закрывает ее.)

Хозяюшка: Кукол смастерить хотите? Что ж, внимательно смотрите! Все, что нужно для дела вам, уже разложено по столам. За работу поскорей, начинайте подружней! (Изготовление куклы под негромкую музыку, использование карты-схемы.)

Хозяюшка: Ребята, посмотрите, какие замечательные зайчики у нас получились! Предлагаю с ними поиграть в игру «Вышил зайки на лужок» (групповая игра малой подвижности с русской народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик».)

Хозяюшка: У вас у каждого надет на пальчик зайчик. Мы станем в круг, в середине находится водящий-волк и будем проговаривать слова:

«Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок (все дети выставляют вперед руку с зайчиком). Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (Дети покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать».) Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт!»

Хозяюшка: После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать руку с зайками за спину. Но держать руки за спиной все время нельзя – не по правилам. Как только волк поймает зайчика, они меняются ролями.

Хозяюшка: Молодцы, ребята, мы с вами поиграли и много нового узнали. А знаете ли вы, почему у этих кукол нет лица?

Отвечают дети.

Хозяюшка: Лицо не рисовали куклам-оберегам и обрядовым куклам, чтобы в куклы не вселялась нечистая сила. На Руси куклу без лица называли безликой. Для игровых допускалось рисовать лицо. Таким образом дети могли сами выдумать настроение куклы и её характер.

Хозяюшка: Посмотрите, сколько кукол хранит наш волшебный сундучок! Наши предки мастерили своими руками кукол, издавна на Руси в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Кукол любили, берегли, хранили, передавая из поколения в поколение». 

Хозяюшка: Ребята, а как высчитаете, для чего надо знать историю своего народа?

Дети: Мы должны знать историю своего народа, чтобы передать её своим детям и внукам, так как без прошлого не бывает будущего.

Хозяюшка: Подошло наше путешествие к концу. Возьмем наш волшебный клубочек и скажем слова: «Нам клубочек помоги в детский сад дорогу покажи!»

III. Заключительная часть

Хозяюшка: Понравились вам куклы из моего сундучка?

- А с какими куклами вы сегодня познакомились?

- Какая кукла большего всего запомнилась?

- Посмотрите на современные куклы и на эти. А теперь подумайте и скажите, отличаются ли эти куклы друг от друга, если да, то в чем отличия?

- Какую куклу мы делали? (Ответы детей.)

Хозяюшка: Сегодня мы с вами прекрасно провели время, поиграли, потрудились. На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки, с помощью которых вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других игровых кукол (дарит детям заготовки и схемы для изготовления куклы.)

Хозяюшка: Пришла пора всем куклам в дорогу собираться,

А с вами мне, ребята, пришла пора прощаться.

Мелькают дни, летят года, века сменяются веками,

Но люди не забудут никогда, что сами рукотворно создавали!

Всем спасибо! Мне было очень приятно встретиться с такими умными, умелыми ребятами! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по результатам анализа образовательной деятельности введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Структурное подразделение детский  сад  «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины. Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, з...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Цель: побуждение и стимулирование педагогов к применению наиболее эффективных технологий обучения, воспитания и развития дошкольников. Задачи:1. Уточнить и конкретизировать понятия “техноло...