"Создание педагогических условий для развития музыкально-игрового и танцевального творчества у детей дошкольного возраста"
статья

Петухова Татьяна Алексеевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass-klass_sozd_usloviy.docx34.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Мастер – класс

«Создание педагогических условий для развития музыкально-игрового и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»

Автор: музыкальный руководитель:

Петухова Татьяна Алексеевна


«Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку»

 А.И. Буренина.

.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в ходе активного педагогического общения.

Задачи:

  1. Повысить теоретический и практический уровень подготовки педагогов – участников мастер-класса по данной теме.
  2. Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм организации танцевально - игровой деятельности.
  3. Привлечь внимание педагогов - участников мастер-класса к проблеме широкого использования музыкально-игрового и танцевального творчества в художественно - эстетическом развитии детей.

Ход мастер-класса

       Актуальность проблемы в системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования. Обновление содержания дошкольного образования привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитания личности посредством музыкального искусства – это музыкально-игровая деятельность. В ней сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей. Музыкально-игровая и танцевальная деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру и танец с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

       Развитие музыкально-игрового и танцевального творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа и во многом зависит от музыки, подсказывающей характерные движения и придающей им своеобразие и выразительность. От степени увлеченности ребенка и понимания им поставленной задачи будет зависеть качество создаваемого им творческого продукта.

Музыкально-игровое творчество:

       Играя, ребенок способен свободно выражать свои интересы, желания. В игре происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, на основе которых возникает новая идея, новый образ. Играя, дети сами сочиняют и напевают несложные мелодии, сопровождая ими игровые действия: например: убаюкивая куклу, сочиняют колыбельную; исполняя танец, с удовольствием музицируют на детских музыкальных инструментах; играя в игру, передают разные образы персонажей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Поем знакомые стихи»

- Я приглашаю двух педагогов…. нужно спеть стишок в соответствии с характером текста:

1) «Спать пора, уснул бычок».

2) «Наша Таня громко плачет».

Можно брать любые стишки из сборников детских песен, загадок и т.д.

- А сейчас творческая игра «Мини-рассказы» (с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций).

Цели игры: помочь детям создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей;

развивать внимание дошкольников.

Описание игры.

- Я рассказываю историю, ваша задача - в нужных местах исполнить вокальные импровизации.

        Настало утро, пропел радостно петушок … . Часы пробили шесть часов … . Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо, … . Коровы начали собираться и довольно замычали … .

       Дети собирались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице - … и пешком пошли по улице- … . Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.  

       Важным педагогическим условием, способствующему самостоятельному созданию детьми музыкально-игровых образов, является ознакомление их с яркими музыкальными произведениями, отражающими жизненные явления, различные ситуации. Музыка – это организующее начало. Дети чувствуют ее выразительность, их движения подчиняются образному содержанию музыкального произведения. Музыка углубляет эмоциональное переживание ребенка в процессе творчества, помогает направлять их действия при поисках средств воплощения.

       В целях развития музыкально-игрового творчества музыкальные произведения и связанные с ними игры необходимо постепенно усложнять. Сначала используются игры, состоящие из зафиксированных движений (например, народные хороводные), затем игры, в которых возможна вариативность движений и далее – игры различной тематики, в которых детям предлагается самим придумать построение движений. Если сюжет игры захватывает детей, они увлечены образами, то их действия становятся достаточно выразительными и естественными. Старшие дошкольники способны овладеть некоторыми закономерностями сюжетно-композиционного построения и могут выступать одновременно и в роли режиссера, и в роли актера, планируя ход игры, договариваясь о последовательности действий. Таким образом, творческий характер действий детей выражается в восприятии и переживании музыки, в развитии игрового образа, в построении композиции игры, применении отдельных сюжетных движений. И роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в поиске средств выражения музыкально-игрового образа, адекватных музыкально-поэтическому содержанию произведения.

       Использование педагогом творческих заданий придает обучению развивающий характер, это развитие осуществляется поэтапно:

на первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, воробьев, танцы веселых лягушат, зайчат, передача образов хитрой лисы, неуклюжего медведя, ершистых петушков, играющей кошки и т. д.). На втором этапе задания усложняют: развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», «Скок, скок, поскок», «Лиса по лесу ходила» русские народные прибаутки; «На горе-то калина», «Ходила младешенька по борочку и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс.) На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей: («Котик и козлик» муз. Е. Тиличеевой, «К нам гости пришли» муз. А. Александрова, «У медведя во бору», «Пошла млада за водой» русская народная мелодия и т. д.). На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумывают композиции музыкальной игры («На мосточке», музыка А. Филипенко; «Жили у бабуси», русская народная песня;  и т. д.).

       Вот и вы сейчас придумаете музыкальные  композиции к пьесе «Голодная кошка и сытый кот» муз. В. Салманова и песне «Жил-был у бабушки серенький козлик» рус. нар. мел..  Приглашаю 2 персонажей на роли кошки и кота.

- Сначала внимательно слушаем музыку...

- обдумываем характер и действия каждого персонажа….

- берем необходимые атрибуты….

- исполняем композицию.

       Приглашаю на роли бабушки, козлика и волка.

- Слушаем музыку...

- обдумываем характер и действия каждого персонажа….

- берем необходимые атрибуты….

- исполняем композицию.

Танцевальное творчество:

       Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. В танцевальном творчестве дети опираются на те базовые умения и навыки, которые получили на музыкальных занятиях, поэтому очень важно обучить детей «языку движений». Не менее интересными могут быть детские творческие проявления, воплощенные в разнообразных формах:

- импровизация под музыку разного характера;

-простейшие танцевальные композиции на основе комбинирования знакомых танцевальных элементов;

- сочинение новых танцевальных композиций в условиях игровых ситуации.

       Как и музыкально-игровое, танцевальное творчество развивается поэтапно: Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей. Это упражнения с воображаемыми предметами – мячи, скакалки, снежки, воздушные шары и др. Здесь приемлемы игровые упражнения типа «Зеркало», «Угадай, что мы показываем»; игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др.
Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг. Поэтому уже с начала учебного года в разминку, на каждом занятии, включаю ритмические движения с элементами творческих заданий, которыми должны овладеть дети данного возраста к концу года: («идем, как цапля по болоту», «скачем как лошадка и белка», «идем как мишка», «бежим, как маленькая мышка, не слышно, на носочках» и т. д.)

       Танцевальные композиции продумываются так, чтоб они были творчески доступными двигательным возможностям детей; понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и образов и т.д.). Обычно творческие  умения у детей проявляются  к старшему дошкольному возрасту. Но формировать эти навыки необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Это коммуникативные и сюжетные танцы: «Осенний ветерок» муз. А. Гречанинова, «Вальс лисы» муз. Ж. Колодуба, «Грустное настроение» А. Штейнвиль, «Смелый наездник» муз. Р. Шумана и др.

- Я хочу предложить вам придумать и показать творческие этюды и композиции к пьесам: «Мишка пришел в гости» муз. М. Раухвергера, «Два петуха» муз. С. Разоренова, «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова.

Приглашаю 4персонажей на роль мишек, ведь они не могут быть одинаковыми! Один веселый, другой добродушный и неуклюжий, третий…….  

- Сначала внимательно слушаем музыку...

- обдумываем характер и действия персонажа….

- берем необходимые атрибуты….

- исполняем композицию.

- А сейчас пьеса «Два петуха» муз. С. Разоренова. Ее очень любят дети, и я думаю, что вы сразу догадаетесь почему, услышав пьесу!

- Так почему? Да! Она очень задиристая и веселая, здесь ничего не нужно обговаривать, нужно сразу изображать. Приглашаю 2 педагогов.

- берем атрибуты..

- А пьесу «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова, мы не будем прослушивать, будем сразу импровизировать. История такая: наступил вечер, дети ушли из детского сада домой, а игрушки остались. А что же они делают, когда остаются одни?

       Творческие проявления могут формироваться не только в условиях обучения на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей на основе применения творческих заданий, стимулирующих возникновение танцевальных и музыкально-игровых ситуаций, от совместного участия педагога и детей в творческой деятельности. При формировании танцевального и музыкально-игрового творчества важным является организация и оборудование предметно-пространственной среды, окружающей ребенка. Это применение разнообразных пособий, атрибутов, элементов танцевальных костюмов, музыкальных инструментов, игрушек и др. Необходимо установление связей с семьей, поскольку именно в семье возможно продолжение и реализация творческих замыслов ребенка. Родители и педагоги должны вместе поддерживать стремления и интересы детей проявить свои способности в разных видах музыкальной деятельности

 Рефлексия.

       Уважаемые участники мастер – класса, в игровом упражнении «Весёлые ручки» предлагаю оценить свою деятельность во время нашей совместной работы. Предлагаю выполнить действия руками:

- хлопки в ладоши – работа прошла полезно, плодотворно;

- «фонарики» – хорошо;

- руки «отдыхают» – не совсем удовлетворён.

Список литературы:

  1. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в д/с» 1989г.
  2. Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
  3. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» М. «Линка–пресс» 2006 г.
  4. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» СП. «Детство–пресс» 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

План по самообразованию Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»

План по самообразованиюТема:«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»...

"Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста"

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем...