Консультация для воспитателей «Педагогические принципы В.А. Сухомлинского в дошкольном воспитании».
консультация
28 сентябр 2023 года исполнилось 105 лет со дня рождения В.А. Сухомлинского - советского педагога - новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью. Педагогика сотрудничества В.А. Сухомлинского базируется на гуманистических принципах доверия к ребенку, воспитания без наказания, высокой нравственности, свободе выбора поведения, поступка, образа жизни, ответственности за свой выбор. Идеи Сухомлинского являются основой современного подхода к воспитанию ребенка, ориентированы на индивидуально - личностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_suhomlinskom.docx | 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Педагогические принципы В.А. Сухомлинского в дошкольном воспитании».
28 сентября 2023 года исполнилось 105 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского - советского педагога - новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью. Его педагогические труды занимают особое место в системе педагогики. Это не простые рекомендации по воспитанию детей, это и советы, касающиеся всего образа жизни воспитателей, родителей и воспитанников. Наработки ученого и выводы педагога очень интересны и ценны! Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей — в этом одна из важнейших идей педагогической системы Сухомлинского.
Педагогика сотрудничества В.А.Сухомлинского базируется на гуманистических принципах доверия к ребенку, воспитания без наказаний, труде как творчестве, получении знаний без принуждения, высокой нравственности, сотрудничестве родителей, воспитателей и детей, свободе выбора поведения, поступка, образа жизни, ответственности за свой выбор. Во многих странах мира известны его произведения: «Письма к сыну», « Сердце отдаю детям», « Родительская педагогика», « Как воспитать настоящего человека», «Легенда о материнской силе любви». Сухомлинский написал и книги для подрастающего поколения, среди них: «Цветок солнца», «Огонек в окне», «Все добрые люди – одна семья», в которых советовал детям, как надо учиться, любить красоту, слышать музыку природы, быть добрым, чутким, наблюдательным.
Идеи В.А. Сухомлинского являются основой современного подхода к обучению и воспитанию ребёнка дошкольного возраста, ориентированы на индивидуально - личностный подход, когда центром всего воспитательного процесса является ребёнок со своим внутренним миром. Педагогические принципы Сухомлинского актуальны в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников и заканчивая студентами ВУЗов. Назовем некоторые из них.
1.Научить жить.
Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский, актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы. Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь друг к другу и детям, находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения. В. А. Сухомлинский говорил о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук.
2. Быть талантливым родителем.
Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, как относиться к близким и поступать в разных случаях. А.В. Сухомлинский писал: «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».
3. Быть мудрым учителем.
Задача школы, детского сада - развить в ребёнке как можно больше способностей, проявлять чуткость и такт, считал Сухомлинский. Исходя из этого принципа, он определил необходимые личные качества, которыми, по его мнению, должен обладать каждый педагог. Это: любовь к своей работе, высокая квалификация, высокие моральные личные качества педагога, творческий подход к процессу воспитания и обучения.
4. Воспитывать без наказаний.
Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Быть требовательным, не значит добиваться слепого послушания. Взрослые должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается мир ребёнка.
5. Развивать любознательность.
С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учить наблюдать. Постепенно он уже сам будет замечать детали окружающего мира. В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать.
6. Найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Василий Александрович считал, что педагог обязан подобрать к каждому ребёнку ключик. А это будет невозможно, если воспитатель не увидит в нём личность и не признает её. Как следствие, к детям надо относиться с достоинством, своим добрым отношением и примером добиваться, чтобы воспитанники захотели стать ещё лучше.
7. Воспитывать прекрасным.
Среди разнообразных способов, воспитание красотой стоит на первом месте. Воспитание чувств – самое тяжёлое в работе педагога. Сухомлинский учит чувствовать красоту природы, красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты- красоты человека, его труда. Труд, человек и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость. И отдельно, по одному, им в душу ребёнка не проникнуть.
Эти принципы стали фундаментом педагогики В.А.Сухомлинского, основой истинного, нешаблонного воспитания дошкольников. Когда воспитание проходит на уровне сердца и на личном примере, когда каждый из нас, взрослых, выбирает действительно «быть», а не «казаться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей на тему: "Моральное воспитание у детей дошкольного возраста"
Одной иФормирование морального сознания дошкольника....
Консультация для воспитателей "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"
Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это такое- русские народные игры....
Консультация для воспитателей ДОО "Значение подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста"
Материал для воспитателей ДОО. Содержит информацию о значении подвижных игр в дошкольном возрасте....
Консультация для воспитателей ДОУ " Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспи...
Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - пат...
консультация для воспитателей ""Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".
В духовно нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего...
Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....