Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»
консультация (средняя группа)

Курбанова Асият Шамиловна

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и начальной школой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и начальной школой.

Добрый день, уважаемые коллеги! Начать свое выступление мне хотелось со слов знаменитого педагога В.А. Сухомлинского "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» - говорил Л.С.Выготский.

По определению выдающегося детского психолога Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Преемственность - понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

При этом дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальное общее образование, используя опыт дошкольного образования, способствует дальнейшему личностному становлению ребенка.

Основные задачи сотрудничества ДОО и школы:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
  • семинары, мастер-классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера, тематические досуги.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Одинаково ли мы педагоги –дошкольники относимся к понимаю вопроса подготовки ребенка к школе? Предлагаю Вам закончить предложенную фразу или ответить на вопрос.

С началом школьной жизни ребёнок всё больше становится ….

Когда ребёнок боится идти в школу, для меня это значит …

В моём понимании хорошо учиться в школе это ….

Готовность ребёнка к школе я оцениваю по …

Неподготовленность к школьному обучению проявляется в том, что…..

Чтобы подготовить ребенка к школе педагогам важно….

Чтобы подготовить ребенка к школе педагогам важно помнить о необходимости взаимосвязи и согласованности в работе учителя и воспитателя. Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании.

Упражнение «Ассоциации»

Предлагаю определить и сформулировать, какие ассоциации связаны со словом «преемственность». Выберите наиболее значимые слова-ассоциации к каждой букве (последовательность, переход, процесс, развитие, единство, метод, сохранение, согласованность, воспитание, возраст, непрерывность, образование, опыт, содержание, ступень, технология).

Педагоги делятся своими ассоциациями.

Задание «Выбери правильный ответ»

Попробуем сравнить наши ассоциации с определением понятия «преемственность». Итак, что понимается под словом «преемственность» в педагогике? Прочитайте карточки с определениями и выберите ответ, который больше всего подходит.

Карточки:

- Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

- Это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

- Это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Карточка вывешивается на доску).

Отсюда вытекает цель преемственности– обеспечитьполноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания кшколе, направленное на перспективное формирование личности ребенка сопорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.Именно поэтому необходимостремиться к организации единогоразвивающего мира – дошкольного и начального образования.

Упражнение «Выпускник детского сада»

Предлагаю разделиться на 3 группы: родители, учителя, педагоги и ответить на вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»?

Действительно, учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требованияи, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания. Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.

Отметьте наиболее важные умения, необходимые ребёнку, поступающему в 1-ый класс. (Напишите)

  1. Умение общаться со сверстниками и со взрослыми
  2. Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
  3. Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника
  4. Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
  5. Умение читать
  6. Умение считать предметы, складывать и вычитать в пределах 10
  7. Умение писать буквы, цифры, знаки.
  8. Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее имя – педагог.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с детьми раннего возраста на тему «Весна»

Цели:

Знакомить детей с явлениями природы весной; пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость на звуки и краски природы.

Задачи:

Обучающие: Систематизировать элементарные представления о весне, опираясь на наиболее яркие характерные проявления сезона. Закреплять умение практически сравнивать два предмета контрастных размеров, учить скатывать салфетку в шарик и приклеивать.

Развивающие: Развивать у воспитанников мелкую моторику рук, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь, внимание, память. А также развивать творческие способности воспитанников. Развивать навыки аккуратной работы.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и интерес к окружающему миру, желание помочь окружающим.

Оборудование: изображение солнышка, птички, змейка, цветочки, тучка, клей, ватман, салфетки синего цвета.

Ход ООД

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (письмо). Интересно, кто нам его прислал? Да здесь загадка. Давайте отгадаем ее и узнаем, кто нам прислал письмо.
Зазвучал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с утра –
В гости к нам пришла…
Дети: (хором) Весна!

Воспитатель: Ребята, я вам расскажу весеннюю сказку. Ребята, какую я вам расскажу сказку? (Весеннюю):

Воспитатель: Утром в весеннем лесу выглянуло весеннее солнышко. Какое солнышко выглянуло? (Весеннее). Вот такое (воспитатель выкладывает на фланелеграфе силуэт). Оно было... Какое? (Желтое, круглое, яркое). Желтое как что? Круглое как что? Яркое как что?

Воспитатель: Все вокруг ожило и проснулось. Давайте покажем, как солнышко встает:

Вот как солнышко встает- выше, выше, выше

(Медленно поднимают руки вверх)

К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже.

(Медленно опускают руки)

Хорошо, хорошо солнышко смеется (Фонарики)

А под солнышком всем весело поется (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Весело запели птицы: чик-чирик, чик-чирик (дети звукоподражают). Из-под пенька выползла змейка (воспитатель выкладывает на фланелеграф силуэт змейки). Давайте покажем, как она выползла (дети, складывают ладони вместе и выполняют волнообразные движения) и зашипела ш-ш-ш-ш (дети звукоподражают). Ребята посмотрите, на полянке выросли первые весенние цветочки (воспитатель выкладывает на фланелеграфе силуэт). Какие, ребята, цветочки? (Весенние). Давайте покажем, как (дети складывают ладони, поднимают их вверх, раскрывая пальцы). Цветочки красивые мы их не будем рвать, будем только любоваться ими. Появляется зеленая травка. Она зеленая как что? (как огурчик, елочка). Прилетел весенний ветерок и запел свою песенку у-у-у-у-у (дети звукоподражают). Какой ветерок прилетел? (Весенний). Ветерок поиграл с деревьями. Деревья закачались, зашумели. Давайте покажем, как (дети качают руками из стороны в сторону). На деревьях стали распускаться листочки хлоп-хлоп (дети сжимают и разжимают кулачки). Ветер принес тучку. Вот такую (воспитатель выставляет силуэт тучки). Какую? (синюю). И из тучки пошел весенний дождик. Давайте покажем какой.

Физминутка «Весна идёт»

Раньше был сугроб до крыши поднимаем руки вверх

А теперь все ниже, ниже.

Оседает, оседает опускаем руки и приседаем

А потом совсем растает.

Солнышко сильнее греет руки вверх, растопыриваем пальцы

Растопить весь снег сумеет волнообразные движения руками

Побегут ручьи везде.

Всё окажется в воде бег на месте

Все деревья вдруг проснулись потягиваемся

И от снега отряхнулись трясём руками

Пробудились ото сна руки в стороны

Двигательная игра «Дождик»

Дождик, дождик не шуми Грозят пальчиков

Кап-кап-кап Удары пальчика о ладонь

Просят, просят малыши Разводят руки в стороны

Кап-кап-кап Удары пальчика о ладонь

Вот когда пойдем мы спать Ладони под щечку

Кап-кап-кап Удары пальчика о ладонь

Застучишь тогда опять Удары кулачками

Кап-кап-кап Удары пальчика о ладонь

Аппликация «Пушистая туча»

Воспитатель показывает детям бумажные салфетки синего цвета и предлагает всем вместе сделать большую пушистую тучу. (Воспитатель заранее готовит большой силуэт тучи для коллективной работы). Дети разрывают салфетки на кусочки и сминают в комочки. Педагог быстро наносит клей на участки тучи и просит детей выкладывать бумажные комочки, тем самым знакомит с новым способом приклеивания (когда клей наносится не на деталь, а на фон). Дети любуются пушистой разноцветной тучкой.

Воспитатель: Какая у нас получилась красивая тучка!

Все ребята старались. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание преемственных связей между детским садом и начальной школой

Опыт работы детского сада по созданию преемственных связей со школой....

Спортивное развлечение по преемственности между детским садом и начальной школой "Путешествие в страну Спортландию"

Спортивное развлечение для дошкольников (6-7 лет) , первоклассников и их родителей. В развлечении используются: эстафеты, игры, танцы....

Методический семинар на конкурс «Воспитатель года – 2017» по теме: «Преемственность между детским садом и школой»

(слайд 2) На «Воспитатель года – 2017» я представляю Киселёвскую  основную общеобразовательную школу.  Стаж работы - 6 лет.Моё педагогическое кредо:«В детском садике ...

Научная публикация по теме "Преемственность между детским садом и школой"

Проблема преемственности - одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса. А с переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности...

Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от ур...

Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»

laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...

Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»

laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...