Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».
проект (средняя группа)

Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и побудило меня к созданию и воплощению проекта «Русская народная игрушка – Матрёшка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект матрёшки2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме « Русская народная игрушка – матрешка ». Частное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №216 ОАО «РЖД»

Слайд 2

Полное название проекта : Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме « Русская народная игрушка – матрешка ». Авторы проекта : Гавриленко Маргарита Владимировна Продолжительность проекта : 6 месяцев Сроки реализации проекта : с декабря по май Тип проекта : творческий, познавательный По составу участников – коллективный проект (групповой) Участники проекта : дети средней группы, родители, педагог Возраст детей : 4 – 5 лет Классификация проекта

Слайд 3

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина . Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и побудило меня к созданию и воплощению проекта «Русская народная игрушка – Матрёшка».

Слайд 4

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Проблема, значимая для педагога, на решение которой направлен проект: Принёс ребёнок в группу матрёшку – яркую, красивую, весёлую. Дети с удовольствием её рассматривали, разбирали и собирали. На следующий день в группе появились новые матрёшки, разные по оформлению и размеру. Захотелось ребятам узнать, откуда появилась матрёшка, как выглядела самая первая матрёшка, кто её сделал? К сожалению, народная игрушка в наши дни часто воспринимается только как сувенир. Многие современные родители не знают истории наших русских народных игрушек, не совсем понимают, как в них играть, недооценивают развивающую роль народной игрушки. Но ведь именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия и всестороннего развития. Матрешка – самая известная русская игрушка. Необходимо продолжать изучать и использовать её в различной деятельности ребёнка, так как она несет в себе традиции русского народа, любовь и дружбу, отлично развивает ребёнка. С помощью матрёшки можно научить дошкольников выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, цвету, объёму; расписывая матрёшек, знакомить дошкольников с особенностями народной росписи, видами матрёшек и историей их происхождения. Всё это развивает у детей правильное восприятие окружающего мира, мышление, наблюдательность, творческие способности.

Слайд 5

Цель проекта Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к истокам народной культуры, народному творчеству на примере русской национальной игрушки – матрёшки.

Слайд 6

Задачи проекта Для детей: Познакомить с историей происхождения матрёшки как народного промысла; с некоторыми классическими художественными элементами народной росписи. Развивать естественный интерес и любознательность детей, игровые, сенсорные и речевые способности. Воспитывать взаимопомощь, уважение к своему и чужому труду. Для родителей: Привлечь родителей к активному сотрудничеству и участию в образовательном процессе. Приобщить родителей к ознакомлению с русской народной культурой. Вовлечь родителей в процесс сбора и оформления информации о матрёшках. Повысить интерес родителей к совместной деятельности с детьми. Для педагогов: Создать условия для формирования у детей познавательных умений: умение активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; умение творчески перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности; 2. Вовлечь семьи воспитанников в образовательный процесс.

Слайд 7

Форма проведения итогового мероприятия: Совместное детско-родительское развлечение «Как матрёшки в гости ходили» Методы, формы и средства реализации проекта: Совместная деятельность педагога с детьми; самостоятельная деятельность детей (игровая, познавательная, коммуникативная, художественная, продуктивная, музыкальная и т.д.) на основе единого тематического содержания. Беседы: фронтальные, индивидуальные; ознакомительные, итоговые. ИКТ: презентации, видеопросмотры (мультфильмы, клипы, видеоматериалы по теме), музыкальные произведения, игры. Развлечения по теме проекта. Продуктивная деятельность детей (самостоятельная и совместная с педагогом и/или родителями).

Слайд 8

Продукты проекта Для детей: Выставка детских работ: «Вот какие матрёшки» (гуашь) «Нарядные матрёшки» (раскрашивание пластилином) «Матрёшки – крошки» (глина) «Весёлые матрёшки» (аппликация) Выставка совместных работ (детей и родителей): «Моя подружка – матрёшка» (рисование в разных техниках ) Развлечение «Как матрёшки в гости ходили »; Коллекция игрушек «Русская матрёшка»

Слайд 9

Подборка иллюстраций о матрёшках из разных областей. Подборка стихов, потешек , раскрасок по теме проект Для педагога: Словарик терминов и понятий по теме проекта. Картотеки потешек , загадок, стихов, песенок о матрешках; Презентации по теме проекта. («Первые матрёшки», Кто придумал матрёшку», «Изготовление матрёшки», «Какие бывают матрёшки» и др.) Альбом «Русская матрёшка». Выставка игрушек «Русская матрёшка» Развлечение «Как матрёшки в гости ходили»; (конспект, подготовка, проведение) Подборка конспектов непосредственной совместной образовательной деятельности с детьми по теме проекта. Продукты проекта Для родителей:

Слайд 10

Ожидаемые результаты по проекту Для детей: Сформированные начальные представления о русской народной игрушке матрёшке. Сформированная способность предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, поделке, рассказе, игровой деятельности. Сформированное умение адекватно использовать средства общения и способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (умение договариваться, распределять действия при сотрудничестве). Повышение самостоятельной познавательной активности (интересуется новым, задаёт вопросы, участвует в различных видах деятельности). Для родителей: Активное участие семей воспитанников в образовательном процессе. Повышение заинтересованности родителей к совместной деятельности с детьми. Расширение кругозора родителей, их творческого потенциала. Для педагогов: Сформированные знания о русской национальной игрушке матрёшке, о народных традициях, культуре, обычаях. Созданные условия для творческой и познавательной активности детей. Активное участие родителей воспитанников в образовательном процессе.

Слайд 11

Этапы работы 1. Подготовительный: определение объектов изучения; подбор литературы, иллюстраций; подбор материалов для художественного творчества. 2. Деятельностный ознакомление с русским национальным костюмом; изучение художественных элементов росписи; о знакомление с видами матрёшек и их изготовлением. 3. Завершающий обобщение результатов работы; сбор коллекции игрушек – матрёшек; изготовление «Семейной матрёшки»; оформление экспозиции «Русская матрёшка»

Слайд 12

Реализация проекта Этап проекта Действия детей Действия педагога Действия родителей Подготовительный Принёс ребёнок в группу матрёшку – яркую, красивую, весёлую. Дети с удовольствием её рассматривали, разбирали и собирали. На следующий день в группе появились новые матрёшки, разные по оформлению и размеру. Захотелось ребятам узнать, откуда появилась матрёшка, как выглядела самая первая матрёшка, кто её сделал? Формулируют ответы на вопрос: «Что хотят знать о матрёшках?», «Где можно добыть информацию?», «Кто может помочь?». Просматривают иллюстрации, видеоматериалы. Участвуют в беседах с педагогом. Планируют свою деятельность на текущий и следующий день. Оформляет вопросы детей в виде карточек. Подбирает и изучает совместно с детьми литературу по теме. Создаёт ППРС, подбирает материалы для практической деятельности, организует создание экспозиции «Русская народная игрушка матрёшка », проводит беседы о культуре, искусстве, традициях русского народа, читает сказки, стихи, потешки . Активизирует участие родителей в проекте. Совместно с детьми изучают литературу, оформляют презентации по выбранным темам, приобретают необходимые материалы и оборудование, экспонаты для организации выставки матрёшек.

Слайд 13

Этап проекта Действия детей Действия педагога Действия родителей Деятельностный Развитие творческих способностей, владения способами нетрадиционного изображения; умения экспериментировать с разными материалами; умение декоративно оформлять готовую работу; использование навыков в самостоятельной деятельности; интерес к изобразительной деятельности. Ознакомление с русским национальным костюмом; изучение художественных элементов росписи; о знакомление с видами матрёшек и процессом их изготовления . Выставка детских работ: «Вот какие матрёшки» (гуашь) «Нарядные матрёшки» (раскрашивание пластилином) «Матрёшки – крошки» (глина) «Весёлые матрёшки» (аппликация) Выставка совместных работ (детей и родителей): «Моя подружка – матрёшка» (рисование в разных техниках) Развлечение «Как матрёшки в гости ходили»; Фотовыставка «Мы подружились с матрешками» Коллекция игрушек «Русская матрёшка» НОД «Как матрёшки в гости ходили». Беседы: «Кто придумал матрёшку? », «Как делают матрёшек? », «Какие бывают матрёшки? », «Легенда о матрёшке » и др. Разучивает с детьми народные игры, стихи, потешки о матрёшках, рассказывает о народных традициях и культуре. Подбирают материалы для создания презентации, изготавливают поделки для выставок, участвуют в оформлении экспозиции «Русская народная игрушка - матрёшка », проводят мастер-класс по дымковской росписи матрёшки Реализация прое кта

Слайд 14

Реализация проекта Этап проекта Действия детей Действия педагога Действия родителей Завершающий Подведение итогов работы над проектом. Оформление и презентация продуктов творческой деятельности. Представление своих работ. Размышления над новыми знаниями, полученными в ходе реализации проекта. Участие в оформлении альбомов, картотек, выставок. Представление для детей детского сада экспозиции «Русская народная игрушка - матрёшка » Участие в итоговом развлечении « Как матрёшки в гости ходили » Подведение итогов, анализ результатов работы над проектом. Оформление альбомов, картотек, выставок. Подготовка и проведение итогового развлечения «Как матрёшки в гости ходили». Распространение опыта среди коллег (выступление на семинаре). Участие в подготовке и проведении итогового развлечения «Как матрёшки в гости ходили».

Слайд 15

Способы организации работы: принцип добровольности участия родителей и детей; работа проводится во вторую половину дня; дети работают под руководством воспитателя и самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Презентация "Приобщение детей к истокам народной культуры через проектную деятельность"

Создание руками детей самодельной скатерти путем связывания лоскутков....

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»...