ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья ( группа) на тему

Соломенникова Наталья Анатольевна

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Соломенникова Н.А. старший  воспитатель

МДОУ «Брусничка» п. Тубинский

 «...Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. 

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) наиболее благоприятным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ним осуществляется на основе собственной деятельности.

      В нашем детском саду  художественно-эстетическое развитие детей является приоритетным направлением.  В своей деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой педагогами решаются следующие задачи:

  • Создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через  проектную деятельность.
  • Создание условий для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми в процессе проектной деятельности.
  • Воспитание у детей интереса к русским традициям, национальной культуре, народному творчеству.

Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды  в ДОУ, а также создание в каждой группе мини – музеев, выставок и реализацию проектов: «Мини-музей Матрешки», проект «В мире сказок», «мини-музей русского быта», «мини-музей народного творчества».

Особенностью мини - музеев является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие о жизни русского народа, представлены небольшие экспозиции, знакомящие  детей с историей и разнообразием народной игрушки, историей матрешки, элементами русского костюма, с изделиями мастеров русской земли. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музеях.

Знакомство с русской культурой, народным творчеством невозможно без помощи народных игрушек, одной из которых является матрешка. Семейство матрешек – это своего рода семья. Имя Матрешка происходит от латинского «mater»,  что означает ” мать”. Имя Матрёшки вызывает образ настоящей русской женщины. С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества. Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям.  Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающихся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских - Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки, нежные цветы, росписи – все это порождает у детей осознание красоты через игру. Это и явилось причиной создания проекта «Матрешка-Матрена» в младшей группе. Цель проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере национальной русской игрушки.

Наиболее распространенный вид устного народного творчества- сказки.  На основе сказок реализован проект в средней группе «В мире сказок». Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их  внешнего облика с характером и поведением определяют художественную цельность произведений устного народного творчества. Живой, выразительный  язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых  дается характеристика образа, выражается отношение к нему : «молодец- удалец», «котишка мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. Композиция сказок о животных отличаются простотой. Как правило, в каждой  из них неоднократно описываются встречи сказочных персонажей друг с  другом, сопровождающиеся повторяющимися словесными выражениями. Так,  колобок каждый раз поёт одну и туже песенку; в сказке, «Теремок» каждый  персонаж задает один и тот же вопрос: «Терем, теремок, кто в тереме живет?»

Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской  аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность  переживаний детей находится в тесной зависимости от содержания сказки,  разнообразия приключений, которые испытывают её герои. В процессе реализации проекта дети знакомились со сказками, инсценировали их, вместе с родителями рисовали героев сказки, лепили персонажей из глины, собирали картинки, кубики, пазлы по мотивам русских народных сказок. 

Старшие дошкольники проявляют больший интерес к истории народной культуры, поэтому воспитатели  старшей группе реализовали долгосрочный проект  «Традиции и культура русского народа».

В ходе этого проекта реализовались подпроекты «Русская изба», «Русская народная тряпичная кукла», «Русские народные сказки», «Об одежде наших предков», где дети познакомились с русской одеждой, особенностью старинного русского быта. В ходе проекта дети рассматривали одежду на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивали и разбирали пословицы об одежде, расширяли представления об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения),  рисовали “Девочка в русском сарафане”, лепили девушек в сарафанах, создавали орнамент из аппликации. Макет «Русская изба» в старшей группе создан для ознакомления детей с особенностью жизни русского народа, его бытом. Детьми выполнен макет дома, печки, сопутствующей домашней утвари. На основе этого у детей закладываются знания о предметах обихода, о предметах, необходимых для жизни в старину. Дети отражали свои и вновь полученные  представления в разных видах деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной. (Совместно с детьми выполнен макет печки, сопутствующая домашняя утварь (ухват, кочерга, лоскутное одеяло, вязанный коврик).

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей. Так родилась идея создания проекта «Мастера земли русской» в подготовительной группе.

Изобразительные эталоны красоты дети усваивали через рассматривание и обследование предметов народного декоративно- прикладного искусства (Гжели, Дымки, Городецкой, Жостовской, Каргопольской росписи). Каждое новое знакомство с народным промыслом сопровождалось творческим подходом: «устраивались ярмарки», «ходили в гости к мастеру», «украшали избу», «делали подарки для дорогих гостей», «устраивали музей ремёсел». Дети становились «гончарами, мастеровыми», лепили и расписывали предметы быта, животных, одежды, головных уборов. Такая художественно-творческая деятельность формировала у детей не только эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, но и разнообразные художественно-творческие способности. Воспитанники овладели приемами народной росписи, лепки из глины, теста. Работа по народному искусству проводилась в интегрированной форме как в совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, режимные моменты), так и на занятиях. Так, на занятии «Голубая гжель» дети открыли мастерскую по изготовлению сувениров с росписью для дорогих гостей. Ребятам были предоставлены различные материалы (глина, ткань, бумага, краски, кисти). Дети открыли целый конвейер: кто лепил посуду и фигурки, кто расписывал голубыми цветами полотенца и салфетки, кто просто рисовал на бумаге замечательные гжельские узоры. В итоге получился прекрасный набор сувениров выполненных по выбору и желанию детей, который представлен в нашем мини-музее.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функций — воспитательная, т.к. в нем обобщены  представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром Искусства.
Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".

Литература:

  1. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музей в детском саду»- М.: Линка – Пресс, 2008. 256 с.
  2. Сыпченко Е.А. Иновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательств «Детство-пресс»,2012.-96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей младшего возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность".

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам русской народной культуры. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живо...

Консультация для родителей "Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре, через организацию художественной продуктивной и творческой деятельности"

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию...

Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре, через организацию художественной продуктивной и творческой деятельности

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию...

Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».

Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...