«Картотека игр и упражнений для детей первого года жизни»
картотека

Дёмина Наталья Викторовна

"Картотека игр и упражнений для детей первого года жизни". Игры в первый месяц, второй, от 3 до 6, от 6 до 9 , от 9 до 12 месяцев. Каждый период включает разделы: развиваем слух, зрение, осязание, речь, физическое развитие и познание окружающего мира. + приложение со стихами и потешками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Малютка» г. Иркутска»

«Картотека игр и упражнений для детей первого года жизни»

Автор: 

Дёмина Наталья Викторовна,

учитель – дефектолог

г. Иркутск

2023г.

Первый месяц

Вид занятий

Игры

Развиваем зрение

- Погремушки - контрастные черно-белые полосы хорошо подойдет погремушка зебра или полосатая рыбка.

- Прикрепить двигающуюся музыкальную игрушку к детской кроватке, простых форм и естественных цветов

- фонарик (светящаяся игрушка простой формы). Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом.

- контрастные сочетания, например - черного с белым. Для стимуляции развития зрения попробуйте ходить дома в тельняшках!

- к пластмассовому кольцу прикрепить короткие цветные ленточки, так чтобы ленты развевались

- яркий платок водим из стороны в сторону

- моргайте глазами, морщите нос, высовывайте язык, делайте различные движения ртом

- большой, надувной шар над пеленальным столом

Развиваем слух

- Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук.

- Танцуйте под музыку, держа младенца на руках.

- Погремушка приятнее негромкое шуршание, негромкое потряхивание погремушкой. Напевая напр. «Жили у бабуси…»

- Звук Вашего сердцебиения успокоит малыша
- «Баю, баюшки, баю – я тебя люблю» – целуем любую часть тела.

- «Сюсюкаем». «Чьи это пальчики? И т.д.»

- музыка с повторяющейся спокойной мелодией

- пойте песни широко раскрывая рот

- издавайте губами, языком, различные звуки, кашляйте или зевайте

- напевайте песенку высоким, низким тоном, тихо, нараспев.

- рассказывайте всё, что вы делаете.

Развиваем Осязание

- Положите ребенку на ладошку палец или погремушку.

- дуем на разные части тела: «Вот твои ладошки…» - целуем часть тела.

- крепко прижимая ребёнка к себе ходить по комнате, затем остановиться, заглянуть в глаза и потереться носом о его носик, продолжить ходьбу…

- вот мой палец – указательный палец в детской ладошке, при этом ребёнок лежит спиной на коленях взрослых.

- Привет, привет – я тебя люблю. Привет, привет потрогать тебя хочу

Вот твой маленький носик…

 Физическое развитие

- старайтесь разнообразить его позы, если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.

Воспитание

- Воспитывать любовью – а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

Что умеет малыш к концу первого месяца?
- первые реакции - движет ручками и ножками при виде человека, и издает звуки в такт речи говорящего; 
- фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; 

- видит отличия в цвете - красный, желтый, черный и белый, контрастные линии и клетку; 
- различает особенности звуков, интонацию человеческого голоса; 
- начинает узнавать мамин голос, запах, прикосновение рук; 
- уже сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и следит за ним при плавном его перемещении;
- лежа на животике, делает первые попытки поднять и удержать голову,

Второй месяц

Вид занятий

Игры, игрушки

Развиваем зрение

 - цветные манжеты, яркие детские носочки.  Манжету на правую руку ребенка, иногда на левую, или на обе сразу.

- Кукла на руке - наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях - вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть

- Игрушка, которая может пищать. Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.
- «Кукла на пальце»
Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее
будет танец, тем больше это понравится ребенку.
- Погремушки, яркие игрушки. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша.

- после усвоения навыка слежения по горизонтали, начните движение по вертикали.

- попробуйте вращать предмет по кругу.
- Кукла-тарелка. Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой - печальную. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша.

- Мобили и подвески.
- Прыг-скок игрушка. К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз.
- "Картиночное" окружение. Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления яркие, но не слишком многоцветные и сложные, картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять.

- игры с разными головными уборами

- тени

- частая смена поля зрения ребёнка быстрее развивает координацию и чувство равновесия

- «Бесстрашный лётчик» см. стих

Развиваем слух

- потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью.
- Вверх и вниз. Напевая малышу песенку, поднимайте его, опуская и поворачивая в разные стороны и осторожно кружась. Таким образом, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.
- Зовите малыша по имени. Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его по имени. Так он научится узнавать ваш голос и уже будет ждать, когда вы появитесь.
- Включайте классическую и детскую музыку - классическую, или веселенькие детские песенки. Главное – не переусердствовать, и следить за тем, что бы малыш от нее не устал.
- Игрушка, которая может пищать. Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит при ее сжатии. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.
- Колокольчики на пинетках. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики (бубенчики). Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Развиваем Осязание

- Погремушка в руке.

- Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.
- Прыгающий помпон. Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов, шариков. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: "Сейчас упадет шарик!" По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий шарик.
- Тянемся, трогаем, смотрим… - дотягивается до игрушек ручками, ножками.

 Физическое развитие

- лучше контролирует свою мышечную деятельность, а движения становятся более координированными. Прогресс всегда отмечается от мышц головы к мышцам конечностей.
- Лежа на спине. У ребенка еще отмечается тенденция к согнутому положению; верхние и в особенности нижние конечности согнуты. С каждой новой неделей он начинает лежать, более растянувшись, руки разогнуты и отделены от туловища, а нижние конечности вытянуты, причем угол коленного сустава (между ляжкой и голенью) становится все более широким. Ребенок сучит то одной ножкой, то другой, редко обеими вместе. В начале 2-го месяца он лежит на спине в асимметричном положении: рука и голень с одного бока вытянуты, а с другого согнуты. Голова имеет тенденцию склоняться в сторону вытянутых конечностей. Лишь к концу 2-го и началу 3-го месяца ребенок, лежа на спине, принимает симметричное положение и начинает сучить одновременно обеими ногами.
- Лежа на животе. Ребенок уже не сохраняет согнутое положение; грудная клетка вытянута, голова немного приподнята, не более чем на 45градусов. Плечи еще отогнуты назад. Руки вытянуты, но непостоянным образом, ребенок опирается на предплечья. Сохраняется флексия бедра (см. предыдущую статью) и эта физиологическая тенденция к сгибанию способствует несколько приподнятому положению ягодичной области. Ноги раздвинуты и повернуты наружу по отношению к бедру; временами ребенок сучит ногами поочередно. Лодыжки и ступни вытянуты.
- Мышцы плеч и рук. Ребенок начинает поднимать и протягивать руки вдоль головы. До начала второго месяца ребенок все время держит руки сжатыми в кулачки. Ели кто-нибудь из взрослых вкладывает палец в ручку ребенка, последний сжимает кулак ещё сильнее. Постепенно, в течение 2-го месяца, пальцы ребенка разгибаются и к началу 3-го месяца обычно уже разогнуты.

- Поддерживаемый подмышками, ребенок держит голову и шагает автоматически, опираясь на кончики пальцев, делая широкие отрывистые движения.

- носим ребёнка спиной к себе, слегка придерживая голову ребёнка, медленно поворачиваемся

- лицом к себе,

- «Велосипед»

- Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение.

- малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.
Что умеет ребенок к концу 2-ого месяца?
• лучезарно улыбается, в ответ на мамин голос или склоненное, лицо с доброжелательной мимикой; 
• в ответ на появление близких, и их с ним общение возникает «комплекс оживления»; 
• зрительно сосредотачивается и удерживает в поле зрения движущейся и остановившийся предмет; 
• поворачивает головку к источнику звука (музыка, погремушка) ищет его глазами; 
• лежа на животе, уже увереннее пытается держать голову; 
• произносит звуки, преимущественно гласные; 
• поворачивается с бочка на спинку;

Развитие речи

- пробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте,
как он это делает, и повторите. Во время "разговора" старайтесь смотреть ему
прямо в глаза.
- пойте, занимаясь с ребенком, напевайте во время кормления, купания и упражнений.
- присутствие старших детей развлечет и обрадует малыша.
- новые впечатления, незнакомые звуки и запахи способствуют развитию малыша.

От 3-х до 6 месяцев

Вид занятий

Игры

Развиваем зрение

- проявляют внимание к своим ручкам

- «Прятки»

- «кто этот малыш?» рассматриваем части тела в зеркале, качаем головой, машем рукой, показываем язык…

- наблюдение за птицами, машинами…

- «Фонарик» + цветная плёнка

- «Где зайка?» - он на земле? Он на небе? Он у меня в руках?

- «Рукавичка»

- «Звездопад»

- «Ку-ку!» - прячемся под платком. Усложнение: учим ребёнка стягивать платок с лица взрослого

- «Волшебное зеркало»

- «Нету!»

- «Где же мама?» (см. стих), «Где Саша? Где мама?»

- «Разноцветные круги»

- «Неваляшка»

- «Погуляем по квартире»

4м. - разглядывать яркие несложные картинки и слушать ваши рассказы

5м. – «Горка»

- наблюдения в окно

- мыльные пузыри

- аквариум

6м.- «Все дело в шляпе!»
- «Убегающая игрушка»

Развиваем слух

- имитируйте звуки издаваемые малышом

- создавайте из звуков создаваемых малышом фразы

- повторяйте лепет, эмоционально реагируя на любые звуки издаваемые ребёнком

- аудио записи лепета малыша, голоса взрослых

- «Два весёлых гуся» + деревянные ложки

- «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

- «Моя мелодия»

- «Музыкальные моменты»

4м «Познаем мир звука»

- «Музыка»

- аудиосказки

- Рассказывайте малышу о своих планах и событиях прошедшего дня

5м. – звуковая игрушка с кнопкой

6м.- «Найди дудочку»

- «Что, где шумит?» - обращать внимания на шум воды, гудок машины, лай собаки, шуршание бумаги и т.д.

- «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду

Сидит ворон на дубу…»

- «Игра на музыкальных инструментах»

- «Вместе весело поём» + муз сопровождение (погремушка, бубен, барабан…)

Развиваем Осязание

- «Поезд» - передвигаем пальцы вверх по детской руке, а затем вниз (см. стих)

- «Пяльца, колокольчики»

- «Сорока-белобока»

- «Веселые ручки» (см. стих)
-
«Щекоталки»

- «Яркие бусы» (см. стих)

- «Ладушки, ладушки…» (см. стих)

- «Хорошее настроение» - изучение малышом схемы своего тела (см. стих)

4м – «Хваталки-щупалки»

- «Колобки и пеньки»
- «Пианист»

- «Мокро, сухо, твердо, мягко…»

- «Волшебные мешочки» + «Ароматные мешочки»

- Микромассаж ладоней малыша

- «Ищем отличие!» 
-
«Хваталки»

5м.- «Веселый мячик» (см. стих)

- «Две руки» 
- «
Яркий шарф с бахромой, тряпочки и мелкие предметы – бусы»

6м.- «Экскурсия по дому»

- «Домашняя песочница»

- «Разные предметы» - развиваем и усовершенствуем захват

- Играем в ванной (ребенок познает свое тело)
-
«Все котятки мыли лапки…» - показ на игрушке, затем на ребёнке.

- «Идёт коза рогатая…»

- «Ладушки…» постучим ладошкой, похлопаем немножко – хлопки ладонью ребёнка по ладони взрослого.

- «Зайчики» - все пальчики одной руки, стоят на ладони другой руки.

- «Где же ручки?…»

 Физическое развитие

- лёжа у взрослого на животе, поднимать ребёнка вверх «Самолётик», «Где (имя)? Вот он где! Где (имя)? Высоко!»

- «Высоко, высоко». Поочерёдное и совместное приподнимание ручек и ножек.

- «Раз, два, три, коленочки согни», придерживая за лодыжку, аккуратно сгибаем и выпрямляем ножку.

- «Эскалатор» - приподнимание ручек, ножек, ребёнка (см. стих)

- «Футбол» - погремушки на уровне ножек малыша находящегося на руках у взрослого

- «Танцы» (см. стих)

- с ребёнком на руках маршировать, ходить на носочках, раскачиваться, поворачиваться, делать широкие размашистые шаги

- покачивания на коленях, ребёнок лежит на спине, на животе, лежит поперёк колен, сидит (см. стих)

- Совместно со взрослым качаемся на качели

- «Достань звучащий мячик» - лёжа на полу, на животе

- лёжа на животе «Маленькими ножками толкай, толкай, толкай…» (см. стих)

- перекладывание игрушки из одной руки в другую

- «Большие ноги ходят по дороге…»

- «Качели»

- «Волнистый червячок»

- «Разговор с животиком»

- «Карамелька»

- «Веселые ножки»

- «Пчелка жу-жу»

- «Детский мяч»

4м.- Учим переворачиваться на бок
- «Бубенчик на ленточке»

5м. - «Подтягивания»

- «Мягкий» переворот с живота на спину»
- "Одеяльная качель"

6м - массажа и гимнастика

- «На лошадке» (см. стих)

- «По ровненькой дорожке» (см. стих)

- «Маленькие ножки» (см. стих)

- «Весёлая зарядка» - Ребёнок лежит на спине, ножки поднял. Тихонько нажимаем на ступни, провоцыруем толкание ногами.

На большом мяче

- катаемся на животе,

- достань игрушку из положения лёжа на животе на мяче, лёжа на спине

- придерживая за руки сидит и подскакивает на мяче.

- придерживая за поясницу упор об пол. (см. стих)

Развитие речи

- стимулируйте малыша высовывать язык, надувать щеки, шлепать губами –

- «Беседа» - разговор с малышом с паузами для ответа и эмоциональным откликом

- повторяя за ребёнком то, что он произносит, приложите его пальчики к вашим губам

- приложите ваши пальцы к его губам, побуждайте малыша издавать звуки

- пойте любую песенку одним слогом, например: ма, ба и др. издаваемые вашим малышом. Чем больше слоговых песенок, тем лучше.

- слоговые песенки + 1,2 слова

- читать сказки (особенно рифмованные), стихи, играть в потешки, колыбельные песенки

- «Мы друг друга понимаем» - «Поцелуй маму», «Покажи какой большой», «Дай ручку»

4м. - Внимательно слушайте «разговор» крохи, выделяйте произнесенные им звуки и повторяйте за ним.

- меняем тембр голоса

- атмосфера тишины

5м.- ласково, строго

- весело повторяйте за ребёнком слоги

- чтение книг

6м.- «Веселый мячик» (см. стих)

- «Шлеп-шлеп, это ножка!»

- «Мартышки» (развитие мимики)

- Помогите крохе выражать свои желания

- «Качели» - «Привет!», а когда отдаляются - «Пока!»

Познание окружающего мира

6м - «Маленький исследователь»

- «Шарики, кубики» (или круглый, квадратный) (см.стихи)
Игры с водой

- «Достань, что утонуло»

- «Дуем на кораблики»

- «Ловим плавающие игрушки и складываем в ведро»

- «Наливай, переливай»

От 6 до 9 месяцев

Вид занятий

Игры

Развиваем зрение

- «Зеркало» - улыбаемся

- двигаем разными частями тела

- корчим рожицы, издавая смешные звуки

- произносим различные звуки при помощи губ

- подражаем голосам животных

- раскачиваемся: назад, вперёд; вправо, влево

- «Прятки» 

- закрыть лицо ладонями

- положить ладони малыша ему на глаза и убрать

- держать пелёнку между взрослым и малышом. Выглядывать из за пелёнки с разных сторон

- подбрасывать пелёнку над головой, ловим и сразу прячем

- накрываемся тканью

- «Удивительный волчок» см. стих

Развиваем слух

- «Разные звуки» - положить пальчики малыша на свои губы, чтобы он мог почувствовать их движение

- пожужжите, как пчела

- помурлыкайте

- надуйте щёки

- повойте, как сирена, как волк

- покашляйте

- почихайте

- шелест бумагой, целлофаном, бумажными салфетками

- «Где музыка» - перемещать музыкальную игрушку, прятать.

- «Трам, пам, пам…Бей в барабан… -стучим деревянной ложкой по разным предметам

- «Весёлые погремушки» - разные баночки с разным наполнением изготовит совместно с ребёнком

- аудиосказки…

- «Страна звуков» см. стих

Развиваем Осязание

- «Пальчики» см.стихи

- «Разные лоскутки» - ощупываем, вытягиваем из кулака, коробочки

- «Раз, два, три, ключик урони»

- «Гладкий? Нет, шершавый!» см. стих

- «Бусы» см. стих

Игры с водой

- выжимаем губку: на разные части тела

- в ёмкость: Буль; плюх; уу, уу, уу; шлёп

 Физическое развитие

- «Катись мяч» - катим, ловим см. стих

- «Качели на ноге»

- «Вот игрушка, вот лягушка…» - нажимаем на резиновую игрушку

- «Всякая мелочь» - ёмкость, куда малыш роняет свои «сокровища», а затем достаёт

- два предмета в одной руке

- «Я тучка, тучка, тучка» - покачивание ребёнка из стороны в сторону, подкидывание

- «Карабкаемся на подушки»

- «Присядка» см. стих

- «Кочка, яма» см. стих

- «Паучина» - укрепляем спинку

- «Баба сеяла горох» см. стих

Развитие речи

- «Шумные прятки» - прячемся за тканью, на счёт 3 появляемся, издаём звук:

- «гу, гу, гу»

- пощёлкивание языком

- «ба»

- «Музыкальные прятки» см. стих

- «Поём выделяя в песне знакомые ребёнку слова»

- описываем в песне прошедший день

- поём о людях, присутствующих в жизни малыша: «Бабушка тебя так любит, крепко, крепко тебя целует!»

- поём про домашних питомцев…

- колыбельные см. стихи

- произносим слова, на разный манер: шепотом, громко, мягким, высоким голосом

- Помашем «Привет!», Помашем «Пока!»

Познание окружающего мира

- «Кубики»

- «Прятки с кастрюлей» - прячем игрушку под кастрюлю,

- в кастрюлю

- «Прятки с куклой – перчаткой»

- «Где же мячик?» - прячем мячик рядом (за спиной, за рукой, за головой…)

- «Где же я? Где же я?» прятки за стулом, под столом… частично оставаясь видимым

- «Морковки, горошины» см. стих

- чтение книг + знаки (кот – гладим тыльную сторону ладони, рыбка – открываем рот и т.д.)

 

От 9 до 12 месяцев

Вид занятий

Игры

Развиваем зрение

- альбом с фотографиями – «Прятки»

- «Где малыш?» - прячем фото в разных местах6 «на полке – нет, на стуле – нет…»

Развиваем слух

- «Где тик – так?» см. стих – прячем часы в разных местах

- «Медленные, быстрые ритмы» отстукиваем, отхлапываем

Развиваем Осязание

- «Снаружи, внутри» - бумажный пакет, игрушка. Тир лим пим пум, бум, бум,бум!

- «Прикосновения» см. стих

- «Лицо, нос, щека, голова…» - прикасаемся эти ми же частями тела

- «Ванька-встанька» - пальчики в кулачке, большой внутри см. стих

 Физическое развитие

- «По ровненькой дорожке…»

- «Ножка топ и ножка дрыг»

- «Раз, два, три, удар» - держась за спинку стула, махи ногой

- Наклоны «Ла ди да» см. стих

- «Кулачки вдвоём играли» см. стих - кулачёк об кулачёк и меняем

- «Повторяй за мной» + зеркало

 - делаем большие шаги (на четвереньках)

- маленькие шаги

- большой круг рукой, вытянутой в сторону

- большой пляжный мяч ударять об пол, ловить

 - «Тянем- потянем» - тянем шарф

- «Инки – Винки» см.стих Инки – Винки

- «Ванька-встанька» - согнуться как можно ниже, затем выпрямиться в полный рост см. стих

Развитие речи

- «Забавные гримаски» постепенно добавлять зеркало

- смешная рожица

- высунув язык, издать забавный звук

- наклон головы в разные стороны

- стук кулаком в грудь, издавая пронзительный крик

- подражание крикам животных

- лягте на спину, потрясите ногами «Жук» - ЖЖЖЖ

- встав на четвереньки, полайте как собака

- «Шалтай – Болтай» см. стих + так же с игрушкой

- песенки: «Улыбка», «Антошка», «Чунга – чанга» на разные лады

- «Я счастлив, я счастлив, очень счастлив я…» см. стих

- «Повторяй за мной: «мама», «папа», «баба», «деда», «дай», «бай-бай»

- «Это носик, лобик, ротик…» см. стих

- «Полон хлевец…» см. стих

- Чтение книг, рассматривание картинок

Познание окружающего мира

- «Исследователь» - ползает, валяется в траве, называем каждый объект, к которому ребёнок испытывает интерес

- нюхаем цветы, щекочем травинкой, ищем жучков…

- «Мы моем, моем мячик», прячем игрушки в мочалку

- «Хик – дик – док» см. стих – мыло скользит по руке вверх, вниз

- «Падающий лёд» - игра в ванной

- «Плывёт, плывёт кораблик…» - покачивание ребёнка на волнах

- «Пирамидка» - нанизывать в разнобой,

- Кидать кольца, надевать на пальцы или руки, засовывать в рот, вращать

- «Отважный наездник» - сидя на плечах у взрослого, свесив ноги вперёд

- «Звезда» - см. стих

- за одну прогулку уделять внимание только 3-4 вещам, вначале обращать внимание на уже знакомые, затем на новые.

- поход в магазин: самостоятельно складывать продукты в тележку, описывайте продукты как холодные, горячие, сочные, хрустящие…

- «Счастливые лица» - фото, смотрим, улыбаемся, рассказываем о чувствах

Приложение:

От рождения до 3-х месяцев

«Бесстрашный лётчик»

Летела сова —

Весёлая голова.

Летела, летела,

На дубок села.

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела

И опять полетела.

Летаю, смотрю,

Себе говорю:

Вот стол, кровать,

Продолжаю летать!

* * *

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме (папе, бабушке, дедушке).

6 месяцев

Раз, два – это голова,

Киска, пёсик – это носик,

Белый, красный – это глазки,

Солнце, тучки(а) – это ручки(а)

- «Шарики, кубики» (или круглый, квадратный)

Мячик — прыг, мячик — скок,
Укатился под мосток,
Обогнать его хочу,
И за ним быстрей скачу (ползу).

Кубик на кубик,
Выше и выше.
Скоро построим
Башню до крыши.

«Найди дудочку»

Ой ду-ду-ду-ду-ду-ду

Потерял пастух дуду

А я дудочку нашла

Пастухуя отдала!

«Что, где шумит?» - обращать внимания на шум воды, гудок машины, лай собаки, шуршание бумаги и т.д.

«Все котятки мыли лапки…» - показ на игрушке, затем на ребёнке.

«Идёт коза рогатая…»

«Ладушки…» постучим ладошкой, похлопаем немножко – хлопки ладонью ребёнка по ладони взрослого.

 «Зайчики» - все пальчики одной руки, стоят на ладони другой руки.

Вышли зайки на лужок

Встали зайчики в кружок

Раз зайка, два зайка, -  слегка приподнимать каждый пальчик

Три зайка, четыре зайка.  

Будут лапками стучать – пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой

Постучали и устали – сели отдыхать.

«Где же ручки?…»

«Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду

Сидит ворон на дубу…»

«Игра на музыкальных инструментах»

«Вместе весело поём» + муз сопровождение (погремушка, бубен, барабан…)

Ой, качи, качи, качи.

Глянь баранки калачи

С пылы, с жару, из печи

Все румяны, горячи

Налетели тут грачи

Похватали калачи

Нам осталися

Бара-а-аночки!

«По ровненькой дорожке»

Вприпрыжку

Вприскочку

По кочкам, по кочкам

Бултых в ямку!

«Маленькие ножки»

За водой ходили

Маленькие ножки

Быстро семенили

Маленькие ножки

Дома танцевали

Маленькие ножки

Танцевать устали! – держим ребёнка подмышки, «танцуем», рассматриваем ножки у ребёнка, у куклы.

Игры с водой

- «Достань, что утонуло»

- «Дуем на кораблики»

- «Ловим плавающие игрушки и складываем в ведро»

- «Наливай, переливай»

«Весёлая зарядка»

Ребёнок лежит на спине, ножки поднял. Тихонько нажимаем на ступни, провоцыруем толкание ногами.

На большом мяче

- катаемся на животе,

- достань игрушку из положения лёжа на животе на мяче, лёжа на спине

- придерживая за руки сидит и подскакивает на мяче.

- придерживая за поясницу упор об пол.

Друг весёлый мячик мой

Всюду, всюду он со мной

1,2,3,4,5

Хорошо мне с ним играть!

«Трам, пам, пам…Бей в барабан… -стучим деревянной ложкой по разным предметам
Трам, пам, пам

«Трам, пам, пам

Бей в барабан

Бей в барабан

«Пальчики»

Пальчик, пальчик покажись

Вот он я, улыбнись!

«Катись мяч»

Качу, качу я мячик

К моей любимой крошке

Качу, качу, качу

Играть с тобой хочу!

Это – лобик. Это – носик

Вот сюда еда заходит

Это – ушки.

Это – глазки

Я люблю тебя, мой сладкий!

Джеки Силберг

«Прятки»

Где ты, где ты (имя)?

Пора вставать, пора вставать  - тянем слегка за ручки вверх

Динь, динь, дон – ручка ребёнка исполняет роль колокольчика

Динь, динь, дон

Где же я? Где же я?        

Можешь ты найти меня?

Где же я? Где же я?        

Опа! Вот и я!

Вот игрушка, вот лягушка,  - нажимаем на резиновую игрушку

Вот зелёная квакушка

Не подушка и не плюшка

А зелёная попрыгушка.

Морковка, горошек

Их любит моя крошка

Как вкусно, как сладко

Ну просто ням, ням, ням!

«Колыбельные»

Спать ложись, мой сладкий крошка,

Баюшки-баю

Светит пусть луна в окошко,

Баюшки-баю

Закрывай скорее глазки

Баюшки-баю

Расскажу тебе я сказку

Спокойной ночи, моя малютка

До сна осталась одна минутка

Спокойной ночи, любимая крошка,

Приходит ночь по звёздной дорожке.

Тик так, тик так

Все часы ходят так

Тик так!

Это носик, лобик, ротик

Это гладенький животик

Ушки, щёчки, волосёнки

Не забудем про глазёнки

Это носик, лобик, ротик

Это носик, лобик, ротик

Бим-бом, тир-лим-пом-пом

Это носик, лобик, ротик

Так же остальные части тела

6-9 месяцев

«Ножка топ и ножка дрыг» - сидя, перемещать ножки, скрещивать

Решили погулять

Ходили – бродили -

Бродили – ходили

Ходили до утра

Им это так понравилось,

Они кричат: Ура! – крепко обнять малыша

«Мы моем, моем мячик»

Мочалкой трём его

Совсем, совсем как новенький

Помыли мы его!

Хик – дик – док

Мышь на будильник скок!

Будильник бим – бом,

Мышка бегом. Буль!

«Плывёт, плывёт кораблик,» - покачивание ребёнка на волнах

Кораблик золотой.

Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой! – хлопок ладонью по воде

         Перевод С. Маршака

«Присядка»

Тук, тук каблучок

С пятки на пятку!

Разойдись, народ, —

Я пойду вприсядку!

* * *

Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей,

Под другою — серый гусь,

Я плясать-то не боюсь!

Эх, топни, нога,

Топни, правенькая!

Всё равно ребята любят,

Хоть и маленькая!

* * *

Эх, топну ногой

Да притопну другой.

Сколько я не топочу —

Всё равно плясать хочу!

Наклоны «Ла ди да»

Тянемся, потянемся вверх,

Тянемся к пальчикам вниз

Ла ди да

«Кулачки вдвоём играли» - кулачёк об кулачёк и меняем

И совсем не уставали

Медленно, медленно

Быстрее, быстрее

Быстрее, быстрее – объятья, поцелуй

«Шалтай – Болтай»

Сидел на стене – ребёнок сидит на коленях покачивания

«Шалтай – Болтай

Свалился во сне – раздвинуть колени

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может…

Шалтая – Болтая собрать – жмём, тискаем

        Перевод С. Маршака

Инки – Винки паучок – ползём по полу

Как то влез на водосток

Хлынул дождь и паучишку

Наземь смыл воды поток – упали на пол

Вышло солнце из за тучи

Лужи стали высыхать – руки над головой

И бесстрашный Инки – Винки

По трубе ползёт опять – ползём.

Ты мигай, звезда Ночная – «огоньки», хлопок

Где ты, кто ты, я не Знаю – «огоньки», хлопок

Высоко ты надо Мной -  руки вверх, хлопок

Как алмаз во тьме Ночной – хлопок

Только солнышко Зайдёт - хлопок

Тьма на землю Упадёт – хлопок

Ты появишься, Сияя – хлопок

Так мигай, звезда Ночная – «огоньки», хлопок

                 Перевод О. Седаковой

«Я счастлив, я счастлив, очень счастлив я…» - под любой мотив, можно маршировать выражая эмоцию

Улыбаюсь, улыбаюсь, улыбаюсь всем!

Ты расстроен, …

Ты испуган…

Полон хлевец

Белых овец – показать зубки

Волк прибежал – высунуть язык

Всех покусал – стучим зубками

Всех распугал – облизать языком верхние зубы

«Ванька-встанька» - пальчики в кулачке, большой внутри

Сидит, ни гу-гу

А можешь ли выйти?

Да, могу – достать большой пальчик

«Гладкий? Нет, шершавый!»

У нашего мальчишки (нашей девчушки),

Руки цепки, руки крепки,

Руки быстры и игристы.

Что этим ручкам поднести?

Маленькие ручки

Погладили мишку (название игрушки),

Мишка большой,

Мишка мягкий,

Кто следующий?

«Кочка, яма» - развитие вестибулярного аппарата, навыков общения, доверия к

родителям. Положите ребёнка к себе на колени лицом вверх, пообщайтесь с

ним, чтобы он адаптировался к этому положению. Затем покачайте малыша, опуская и поднимая свои колени в такт песенки:

Чики-чики, чикалочки,

Едет зайчик на палочке,

Белка на тележке

Щёлкает орешки.

Иди, зайчик, не проси,

Сам орешков натруси.

Тюшки-тютюшки,

Весёлые вы душки,

Подыму Фролку (имя ребёнка)

На крутую горку.

Бух! Свалился, с горки покатился!

После этих слов опустите ребёнка осторожно вниз, затем обнимите, прижми-

те к себе и скажите:

С горки свалился,

Но не укатился.

Наш малыш,

Мы его любим,

Обнимем, приголубим!

Ехал Тит (имя ребёнка) на дрожках

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

Бух! Свалился под кусточком.

После этих слов опустите ребёнка осторожно вниз. Затем обнимите, прижми-

те к себе и скажите:

С горки свалился,

Но не укатился.

Наш малыш,

Мы его любим,

Обнимем, приголубим!

«Хорошее настроение» - изучение малышом схемы своего тела, установление эмоционального контакта, доверительное отношение к окружающему миру.

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень,

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

* * *

Кукареку, петушок,

Золотой гребешок,

Вскочил к Маше (имя ребёнка) на шесток,

Клюнул в ножку (в ушко и так далее).

«Где ты, мама? Где ты, папа?»

Три бычка в хлеву стояли,

Сено сладкое жевали

И сказали: «Раз, два, три —

В этот счёт выходишь ты».

«Удивительный волчок»

Заведите волчок и начните кружиться сами. Потом попросите малыша сделать то же самое. Кружась по комнате, напевайте песенку:

Вертится волчок,

Весело кружит,

А когда устанет,

Ляжет-полежит.

«Бусы»

Вот какие бусы,

Красные, зелёные,

Ну-ка, посмотри!

Синие и жёлтые!

Яркие, весёлые —

Бусинки качаются —

Ручки протяни!

Детка улыбается.

«Страна звуков»

Когда мама постоянно общается со своим малышом, он знает все оттенки её голоса. С ребёнком можно говорить тихо и громко, петь колыбельные и задорные песни. Звуковые контрасты развивают слух, внимание, интуицию. Играйте с малышом в разные звуки, только не забывайте объяснять, что вы изображаете:

Ветер воет: у-у-у!

Дверь скрипит: э-э-э…

Ворона каркает: кар-кар!

Собачка лает: гав-гав!

Мышка пищит: пи-пи-пи!

Поросёнок хрюкает: хрю-хрю-хрю!

Свинья визжит: уи-уи!

— Пальчик-мальчик, где ты был?

— С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

«Укрепляем спинку»

Положите малыша на животик ножками к себе. Плавно водите по спине указа-

тельным пальцем по спирали, по ходу часовой стрелки:

Пау-паучина

Паутинку шил.

Теперь постукивайте по спинке вдоль позвоночника:

Вдруг закапал дождик

Паутинку смыл.

Мягко поглаживайте спинку малыша от поясницы к шейке:

Солнышко всходит,

Стало припекать.

Снова водите пальцем по спирали:

Пау-паучина

Трудится опять.

«Баба сеяла горох»

Эту игру проводят во время купания. Если малыш уже умеет стоять, то можно приседать:

Баба сеяла горох.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Обвалился потолок.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,

Села, поела,

Опять пошла.

Список литературы

Дмитриева, В.Г. 200трехминутных развивающих игр для малышей от рождения до трех лет/— М.: ACT; СПб.: Сова. 2008. — 190, [2] с: ил. — (Маленькие гении).

Джеки Силберг 125 развивающих игр для детей до 1 года; перевод с английского Е.А. Бакушева – 6-е издание – Минск «Попурри», 2008.

Дмитриева В. Г. 125 развивающих игр для малышей от рождения до трёх лет. — Москва, 2007.

Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. — Новосибирск, 2008.

Кузин М. В. Развивающие игры для детей от 0 до года. — Москва, 2007.

Лоза О. 365 игр для крох и крошечек. — Москва,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

Формирование зрительных восприятий у детей первого года жизни

Исследуя зрительные ориентировочные реакции новорожденных детей,ученые установили ,что уже через несколько часов после рождения у малыша можно вызвать скачкообразные или ступенчатые движения глаз в ст...

Организация бодрствования детей первого года жизни

Как организовать бодрствование детей...

Развитие речи детей первого года жизни

Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...

Программа воспитания и обучения детей первого года жизни и детей раннего возраста.

Здесь представлена программа воспитания и обучения детей первого года жизни и  раннего возраста :Основные этапы развития слуховой функции ребёнка первого года жизни.Коррекционная  работа по ...

«Игры и упражнения для детей первого года жизни»

КапустаЦель игры – развитие восприятия и мелкой моторики, управление движениями рук, получение представления о постоянстве вещей.Заворачиваем небольшую игрушку в несколько слоев бумаг...

Картотека игровых и развивающих упражнений для детей 2 года жизни

Игровые упражнения — основное средство физического воспитания дошкольников. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка...