Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЕСТВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВАМ СКАЗКИ"
методическая разработка (старшая группа)

чорная людмила станиславовна

В современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо легче и доступнее получить нравственный навык и сформироваться как индивид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЕСТВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ПОСРЕДСТВАМ СКАЗКИ

Л.С.Чорная

ГБДОУ детский сад № 123

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербург

В современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо легче и доступнее получить нравственный навык и сформироваться как индивид. Поэтому считаю, что с младшего дошкольного возраста необходимо демонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как ни сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?

Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы: «Формирование духовно- нравственных качеств детей 5-6 лет посредством сказки». Формирование духовно- нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Дошкольник 5-6 лет учиться общаться, взаимодействовать с окружающими, познаёт мир и взаимоотношения в нём. Ребёнок в этом возрасте нуждается в ярких, интересных событиях.

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам), к труду, природе, важным общественным событиям, Родине. Однако бывают случаи, когда ребёнок видит перед глазами не совсем правильный, так сказать, нравственный поступок или поведение. А ведь дети копируют друг друга в поведении, поступках и уж тем более подражают взрослым. Так как же предотвратить зарождение отрицательного? Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение, нравственные качества, формирующиеся в зарождающейся личности ребёнка: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.

При знакомстве со сказкой мы анализируем их при помощи алгоритма, морфологической таблицы или системного оператора. Это методы технологии ОТСМ-ТРИЗ, которые являются хорошим подспорьем для педагога и помогают формировать у детей творческое мышление и воображение.

Алгоритм - это строго определённая последовательность действий.                                             Это план достижения цели, состоящий из шагов. Ребенок самостоятельно сочиняет сказку по определенному алгоритму. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала до конца.

Например, сюжет сказки «Петушок и Бобовое зёрнышко»

        Главный положительный герой в сказке;  Главный отрицательный герой (аналогично).

Главный положительный герой – курочка

       Что хотел герой?  Курочка хотела спасти петушка

       Что мешало? Не было масла.

       Характер: Курочка        была        заботливой,        доброй, отзывчивой

      Средство: Курочке помогли найти масло (хозяюшка кузнец, косарь, коровушка)

      Результат: Курочка спасла петушка.

      Правило:         Поспешишь – людей насмешишь;

      Жуй не спеша, хорошо прожёвывая пищу.

      Вывод: Старый друг – лучше новых двух; Торопиться в жизни не годиться.

Морфологический анализ основывается на построении таблицы. В таблице перечисляются все основные элементы, которые составляют объект и указывают на большее число известных вариантов реализации этих элементов.

Морфологическая таблица - это таблица, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей является основой аналитической деятельности. С помощью морфологического анализа можно изучать характер и поступки героев сказок.

С морфологическим анализом вместе с детьми мы рассматриваем отдельные схемы из алгоритма: это может быть характер  (характер героя, положительные качества), (характер героя, отрицательные качества), Правило.

«Сказка о золотой рыбке» Старик -  трудолюбивый, добрый, терпеливый.                                                                                                               Старуха жадная,   завистливая, вредная. Правило: «Много хочешь – мало получишь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Жадность всему горю начало».

Падчерица-  терпеливая,  работящая,  добрая,  исполнительная.        

«Сказка Морозко» Мачеха -завистливая, злая, безжалостная, жестокая. Правило: терпение

всё преодолеет, зависть сохнет по чужому счастью

Системный оператор – это одно из первых упражнений развития системно- логического мышления. Работа с системным оператором позволяет видеть объект одновременно    в    структурном,    функциональном,    временном     аспектах,     а    также его антисистему. Это одновременное видение в единой системе всего, что нас окружает, - мира, в котором мы живем.

Важной особенностью системного оператора является возможность рассмотреть объект во времени и пространстве. На системном операторе рассматриваем конкретную ситуацию.                    На примере мы разобрали сказку Гуси-лебеди. Взяли ситуацию: «Алёнушка обнаружила пропажу брата».

  1. Ситуация Алёна обнаружила пропажу брата.
  2. Место, где происходит события.
  3. Какие чувства испытывает Алёнушка, обнаружив пропажу брата. 4.Что предшествовало этой ситуации.

5.Место, где разворачивается ситуация.

6. Какие чувства испытывает Алёнушка, заигравшись с подружками. 7.Кто будет помогать исправлять ситуацию?

  1. Место, где происходит события.
  2. Какие чувства испытывает Алёнушка, в поисках брата.

Работа со сказками формирует у детей достаточно широкий круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со взрослыми и сверстниками (в общении, в разных видах деятельности); о правилах обращения с предметами и вещами; о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости и т. п.). Дети стараются проявлять заботу о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Сказки формируют такие качества, как сочувствие, отзывчивость, обогащают словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения) и, конечно же, формируют умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.

Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. Исходя из того, что мы все проживаем в небольшом селе, мне хорошо знаком весь родительский контингент и их потенциал. И, учитывая семейные, жилищные проблемы, а также проблемы отсутствия времени некоторых родителей, я решила начать работу с проведения ряда родительских собраний и консультаций.

Используя интернет-ресурсы, провела ряд консультаций, целью которых стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании», с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.

Провела анкетирование среди родителей на тему «Место книги в вашей семье», «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка». 

По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что они представляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать сказки, прекрасно понимают и тот факт, что русская народная сказка способствует нравственному развитию ребёнка, хотя подавляющий процент детей предпочитает сказки мультфильмам. Часть родителей высказали мнение, что домашнее хозяйство и работа буквально съедает всё свободное время, что не позволяет использовать сказку в полной мере в жизни ребенка.            То есть, проблема существует, и над её решением необходимо работать.

Родительский клуб по данной теме также нашёл в отражение в изготовлении буклета «Правильные сказки для детей» с разнообразной информацией для родителей в виде советов, а также рекомендуемом перечне сказок, учитывая возрастные особенности детей. Содержание буклета составлено также с использованием интернет-ресурсов. 

Систематически обновляю информацию для  родителей в родительских уголках, в которых родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», а также консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях.

В начале моей педагогической деятельности родительская активность была мала и многие неохотно откликались на подобные просьбы. Но затем родители, слыша отзывы о пользе совместной работы от других родителей, стали менять своё мнение и понемногу начали включаться в работу. Что меня очень радует. Так, работая над данной темой, мною была организована тематическая выставка «Мы рисуем сказку».

В диалогической беседе родители могут обсудить с детьми задуманное, проанализировать поведенческий характер главного героя, его поступки и оценить их. Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне. 

Огромную пользу с духовной точки зрения имеют досуги для дошкольников, которые проводятся совместно с родителями на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк…», что способствует единению родителя и ребёнка.

Так, проводя совместный досуг с родителями по русским народным сказкам, мои воспитанники ещё раз вспомнили так хорошо знакомых героев сказок. В ходе выполнения заданий, дети давали оценку поступков сказочных героев, пытались определить кому принадлежит предмет и т.д. Продуктом такого досуга стала выставка поделок, изготовленных в ходе мероприятия.

Продолжая говорить о совместной деятельности, приведу пример проведения праздников в нашей группе. К 8 марта была проведена праздничная программа «Для любимой мамочки», дети, родители и младшие воспитатели показали для гостей сказку «Колобок».

Я чётко убеждена, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, будет действенным, если в группе будет создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный центр с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок.

Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. На родительском собрании мною были отмечены родители, которые приняли участие в пополнении библиотеки.  Многие родители приносили книги их детства.

Таким образом, использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, что так необходимо в современном мире.

Список литературы

  1. Андриянова, Т. Н., Гуткович, И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать // Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук. - Ульяновск, 2001.
  2. Иванова, Э. И. «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение, 2001.
  3. Кондрашова, Н. В. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок / Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева. – Концепт.  – 2014. – № 4.
  4. Сидорчук, Т. А. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста // Сборник «Дошкольник. Образование. Инновации»: методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области. – Ульяновск : УИПК ПРО, 2008.
  5. Султанова,    Н.     Н.     Духовно-нравственное    воспитание     дошкольников.     –

Дошкольное воспитание. – 2004. – № 5. – С.7-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ

Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...

Методическая разработка «Духовно-нравственное воспитание детей 5–6 лет»

Чтобы приобщить детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям , нужно создать необходимые условия и желание следовать им....

Методическая рекомендация"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"

Духовно-нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования чел...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказкотерапии...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...

Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»

Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...

Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...