Семинар - практикум для воспитателей "Научите детей любить природу"
учебно-методический материал

Семинар - практикум для воспитателей "Научите детей любить природу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Школа № 1161 корпус № 6

 Семинар-практикум для воспитателей

    «Научите детей любить природу»

                        Выполнили воспитатели:

                                       Гайдукова Мария Александровна

                             Сычева Юлия Анатольевна

             

                                Москва 2022

Семинар-практикум для воспитателей

«Научите детей любить природу».

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Задачи.

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума.

  1. Экологический тренинг для педагогов.
  2.  Разминка.
  3.  Блиц – конкурс.
  4.  Экологический кроссворд.
  5. Хитрые вопросы
  6. Игра «Отгадай цветы»
  7. «Лесные загадки»
  8.  Музыкальный конкурс.
  9. Заключение.

.

Ход семинара.

Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня мы проведем для вас семинар-практикум  на тему «Научите детей любить природу».

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Разминка.

  • И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов).

 «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  • Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  • Назовите цели и задачи экологического воспитания. (Дать детям знания, научить их любить и беречь природу;

Одна из главных задач работы педагога - формирование экологической культуры, осознанного и ответственного отношения к природе.)

  •  Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

(Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой).

  • Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  •  Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  • Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  •  Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  • Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)
  • Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, центре природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Ведущий: - Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Ведущий: - Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. 

  • - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  • - Уж на дороге греется – (перед дождем).
  • - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  • - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  • - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  • - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  • - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
  • - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  • - Цветы перед дождем –  (пахнут сильнее).
  • - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  • - Ворона кричит зимой – (к метели).
  • - Лягушки квакают – (к дождю).
  • - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
  • - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Ведущий: - Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Ведущий: - Давайте взглянем и подумаем, что обозначают эти знаки?

Ведущий: - А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд.

1. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо).

2. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (листок).

3. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (Вода).

4. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (Солнце).

5. Колос золотится, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето).

6. Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь).

7. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник).

8. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь).

Хитрые вопросы.

  1. У кого больше лап – у лисы или у белки?
  2. Сколько у двух зайцев ушей? (4), хвостов?(2), лап?(8)
  3. Кого (чего) больше: зайцев или заячьих ушей? (ушей)
  4. Кто больше зайчиха или зайчонок, медвежонок или медведица?
  5. Сколько хвостов у пяти волков? (5)
  6. Сколько ушей у 4 мышей? (8)

Игра «Отгадай цветы».

Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом. Да, вот беда, буквы в словах перемешались. Подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК)

ПАНТЮЛЬ (ТЮЛЬПАН)

ЦИССНАР (НАРЦИСС)

ОНПИ (ПИОН)

ШКАРОМА (РОМАШКА)

ЗАРО (РОЗА)

ЛИЯЛИ (ЛИЛИЯ)

ДЫШЛАН (ЛАНДЫШ)

«Лесные загадки».

  1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
  2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)
  3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)
  4. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)
  5. Кто путешествует по воздуху на ниточке? (Паук)
  6. У кого на сучке кладовочка? (Белка)
  7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Музыкальный конкурс.

Ведущий: - А сейчас  музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите, о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).

Ведущий: - Лебедь -  это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах.  Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту.  Недаром все народы почитают  лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Ведущий: - Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание).

Заключение.

Ведущий: - На этом наш семинар-практикум подошел к концу,  мы надеемся, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаем вам  успехов  в работе над экологией. Еще раз благодарим вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практикум для педагогов "учим детей любоваться природой"

развитие наблюдательности у воспитанников в процессе совместной деятельности...

Семинар-практикум для педагогов "Дети с СДВГ или неудобные дети"

раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми...

Семинар-практикум для воспитателей «Научите детей любить природу».

Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе р...

семинар-практикум «Методы ознакомления дошкольников с природой»

Всесторонее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них  - ознакомление с природой....

Родительское собрание (семинар-практикум) по теме "Раскрываем секреты природы вместе"

Ориентировано на организацию родителями опытно-экспериментальной деяельности со своими детьми дома и на прогулках...