Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире
статья

Сафарбекова Наида Камиловна

Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире. Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в подвижной игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками, нравственной активности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._igra.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – как способ познания мира и своего мира в этом мире

     Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в подвижной игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками, нравственной активности. Особую роль здесь играют нравственно-волевые качества – смелость, решительность. Необходимость же формирования у детей взаимопомощи очевидна, этому способствуют следующие особенности подвижных игр: объединение детей в игровой коллектив, наличие нравственного ценного сюжета, правил, ролей, разнообразных по сложности двигательных действий, достижение личного и коллективного успеха в игре. Воспитание у детей умения оказывать помощь и принимать её проявляется к пятилетнему возрасту.

     К пяти годам дети уже овладели некоторыми подвижными играми, у них развился интерес к совместным играм, начинает формироваться умение действовать сообща для достижения общего успеха в игре, развивается способность сочувствовать и сопереживать, появляется желание помогать сверстникам в случае их неудачи. Чувства и представления в этом возрасте становятся более осознанными, поступки – нравственными и мотивированными. Чаще наблюдается взаимосвязь между чувствами , представлениями и поведением.

Для формирования чувства взаимопомощи игры можно условно разделить на пять типов:

1 - игры-упражнения с поочерёдным выполнением действий, позволяющие ребёнку оказывать помощь сверстнику в освоении им двигательных действий (подсказывать, советовать, учить);

2 - сюжетные подвижные игры с ролями, включающие действия помощи другим участникам игры;

3 - сюжетные игры с ролями ловца и убегающих, предоставляющие возможность создания вариантов, включающих действия помощи пойманным;

4 - игры, предоставляющие возможность оказания помощи сверстнику в выполнении игровых действий для достижения им личного успеха в игре;

5 - игры, в которых от действий взаимной помощи партнёров по игре зависит достижение общего успеха.

     Игры первого типа представляют собой индивидуальные игры-упражнения («Сбей кеглю», «Прыгни дальше», «Лови мяч» и др.). В них ребёнок действует независимо от товарищей и добивается игрового результата, не сталкиваясь с необходимостью установления тесных связей со сверстниками. Очерёдность выполнения действий в играх этого типа позволяет научить детей замечать необходимость оказания помощи сверстнику и проявлять помощь в разных формах – подсказывать. Советовать, учить («Катя, ты неправильно замахиваешься! Не так надо!»).

     Второй тип подвижных игр представлен преимущественно народными сюжетными подвижными играми («Коршун», «Волк и ягнята» и др.). Возможности игр этого типа для воспитания у детей взаимопомощи заключены в самом содержании ролей. Действуя, в соответствии с ролью, ребёнок проявляет по ходу игры такие качества, как доброта, забота, взаимопомощь. Ролевое поведение оказывает определённое влияние на доброжелательные взаимоотношения дошкольников.

     Подвижные игры третьего типа способствуют воспитанию у детей умения управлять своим поведением в коллективе играющих, проявлению организованности , доброжелательного отношения со сверстниками («Волк и олени», «Птички и кошка»). Главная цель этих игр – вызвать у ребёнка желание помогать другому. Задача ребёнка в игре состоит не только в избегании опасности, но и в помощи пойманному. Дети постепенно усваивают , что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. Такие игры имеют сюжетно-ролевой характер, что способствует успешному решению игровой задачи. Помогать попавшим в беду товарищам, дети могут коллективно или индивидуально, по собственному побуждению.

     В играх четвёртого типа могут складываться как естественные, так и специально создаваемые ситуации, требующие помощи сверстника в выполнении игровых действий, для того чтобы ребёнок мог достичь личного успеха в игре, справиться с игровым заданием («Пчёлы и медведь», «Воробушки и кот», «Уточка»). Например, помочь товарищу быстро взобраться на гимнастическую стенку в игре «Пчёлы и медведь», подать руку и помочь перешагнуть «мостик» в игре «Уточка».

     Пятый тип подвижных игр представлен играми, в которых от действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха («Хромая курица», «Оленьи упкираж» и др.). В них особое значение приобретает умение действовать в интересах товарищей, помогать друзьям и принимать помощь от них. Кроме того, у детей появляется возможность дополнять действия сверстников.

В играх второго, третьего и пятого типов проявление детьми взаимопомощи является непременным условием, так как в противном случае игра может распасться. В играх первого и четвёртого типов каждый участник обладает относительной самостоятельностью и независимостью в выполнении игровых действий, поэтому проявление взаимопомощи связано с прочностью и устойчивостью этого качества ребёнка. Интерес детей к подвижной игре, как правило, выражается в интересе к исполнению ведущих ролей, к выполнению определённых игровых действий и к успеху в игре. Детей, которые проявляют интерес к выполнению игровых заданий, можно привлечь к оказанию помощи тем, кто неправильно выполняет какие-то двигательные действия.

     Работу по формированию чувства взаимопомощи в подвижных играх желательно сочетать с работой по обогащению представлений о взаимопомощи. В процессе такой работы дети получают сведения о различных формах проявления взаимопомощи: совет, поддержка, утешение, помощь в выполнении общего дела, помощи в виде обучения чему-либо и др. В этих целях можно использовать неисчерпаемые богатства детской художественной литературы, о взаимопомощи героев друг другу в произведениях.

     Участие детей в таких играх положительно сказывается на внеигровых взаимоотношениях дошкольников. Задача воспитателя – заметить возможные факты переноса полученных в играх знаний и умений в реальную жизнь, положительно оценить подобные проявления, привлечь внимание сверстников к совершенному ребёнком хорошему поступку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра- способ познания мира

Консультация для родителей по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Игра -способ познания мира".

Консультация о том, что лучший способ познать мир в возрасте 3-7лет -это игра. Как с помощью игры научить ребёнка постигать правила жизни,  взаимопомощи и взаимодействию....

Д/Игра в ДОУ как способ познания мира и развитие социально - коммуникативных способностей ребенка.

Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с городами героями России.В комплект входят: игровое поле, открытки и карточки с фотографиями городов – героев России по 9 шт., кубик, фишки....

Сюжетно - ролевая игра в ДОУ как способ познания мира и развитие социально - коммуникативных способностей ребенка.

Дети 5-6 лет с удовольствием участвуют в сюжетно ролевых играх, примеряя на себя различные роли. Данное пособие позволяет не только соревноваться в ловкости и быстроте гоняя шарики по лабиринтам, но и...

"Музыкальные игры как способ познания мира"

В данной статье, я хочу подделиться своими впечатлениями от погружения в материал Орф -педагогики. Где главный принцип это игра,которая стоит на трех китах музыка-речь и движение. Эта статья будет пол...

Игра, как способ познания мира

Какие игры нужно выбирать своим детям? Такой сложный выбор, когда вокру все красивое, блестящее. Но что действительно необходимо детям и в какой возрасте, читайте в моей статье....