Использование элементов эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников
консультация

Телегина Екатерина Петровна

Консультация для педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Консультация для педагогов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭВРИТМИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/006/435/044/original/happy-children-dancing-with-music-notes-on-white-background-free-vector.jpg

Разработал:

музыкальный руководитель,  

Телегина Екатерина Петровна

 

Нягань

Использование элементов эвритмии в музыкальной

деятельности дошкольников

Консультация для педагогов

Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений, развитию эмоциональной сферы ребенка, гармонизации его личности должно уделяться достаточное внимание. В связи с этим актуальность приобретает поиск инновационных педагогических технологий, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка. Одной из таких технологий стала эвритмия. Этот термин в педагогике трактуется как искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки.

Основы искусства эвритмии были разработаны основателем Вальдорфской педагогики, австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером. Еще тогда, в 19 веке, Штайнер заметил, что слово, как и музыка, может служить импульсом для движения. В создании эвритмии большое участие приняли последователи Штайнера, среди которых были и наши соотечественники. Основой музыкальной эвритмии по методу Штайнера стало образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. Штайнер и его единомышленники преследовали цель создать искусство, которое обладало бы целительным эффектом. В 1919 году эвритмию впервые использовали для воспитания детей, в первой вальдорфской школе в Штуттгарте.

В последнее время элементы этой технологии стали использоваться педагогами-дошкольниками для нетрадиционного подхода к формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста. Данный подход называют эвритмической гимнастикой.

Цель эвритмической гимнастики - развитие культуры движения детей дошкольного возраста. 

Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:

1. формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

2. развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

3. коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук и ног;

4. улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии, эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

5. расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

6. формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные темы, создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.  

Принципы эвритмической гимнастики

                                                                             

Собранность

Здоровье

Творчество

Сопереживание

Становление мышления от наглядно - образного к логически - абстрактному. Приобретение опыта для раскрытия творческих проявлений и самореализации.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Создание ситуаций, которые позволяют ребенку выдумывать, фантазировать,реализовывать свой творческий потенциал.

Ребенок в ходе занятий получает ощущения, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, ребенок учится контролировать свое поведение.

Готовых методик проведения эвритмической гимнастики пока нет. Для внедрения данной технологии в занятия с дошкольниками специалистам необходимо проявить собственное педагогические творчество. В первую очередь, необходимо научить детей чувствовать ритм. Для этого можно использовать сочетание простейших движений (хлопки, отбивание ритма ногой, прыжки и т. п.) и музыки и/или слова.

Занятие с элементами эвритмии в детском саду, как правило, проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движением всех участников.

Этапы занятия

Предварительный

Начало занятия

Основная часть

Заключение занятия

Подготовка пространства и костюмов.

Создание доверительной атмосферы (приветствие).

Музыкально-ритмический круг с пением, играми на развитие ритмического слуха и ориентировки в пространстве, постановками хороводов, элементов танцев.

Рефлексия, прощание, завершение.

Рассмотрим все этапы более подробно.
1 этап. Помещение хорошо проветрено. Звучит музыка. Дети входят в зал в одежде светлых тонов.
2 этап. Все встают полукругом. На экране – схема «полукруг». Музыкальный руководитель (далее педагог) с жестом приветствует детей:
Здравствуйте, мои друзья.
Всех вас рада видеть я. А вы меня?
Дети: Да! (с жестом приветствия, разводя поднятые руки в стороны).
Педагог продолжает:
Радугою в полукруге
Улыбки дарим мы друг другу.
А теперь мы встанем в круг
(все встают в круг).
Полон он друзей, подруг.
Если
(Оля) уйдет вдруг (Оля делает шаг из круга),
Получится у нас круг?
Дети: Нет! (с жестом отрицания, скрестив руки на груди).
Педагог продолжает:
В нашем кругу, как и на нашей планете, абсолютно каждый очень-очень важен.
3 этап. Педагог показывает на область солнечного сплетения и говорит:
У каждого из нас внутри маленькое солнышко.
Поиграем мы сначала,
Чтоб наше солнышко сияло.
Пойдем по солнечному кругу.
Пусть каждый шаг будет по звуку!
(ударяет в треугольник)
На экране схема – круг.

 

Педагог задает шаг и ритм треугольником, а дети соответственно двигаются по кругу. Затем педагог продолжает:
Дружат наши ручки.
Все поднимают руки вверх и соединяются ладонями.
Дружат наши ножки.
Все ставят ноги на ширине плеч и соединяются стопами.
Дружат наши звонкие и добрые ладошки.
На Земле мы – все друзья.
Вдохнем и пропоем мы «А».
Все поднимают руки вверх, делают вдох. Педагог ударяет в треугольник, все на выдохе пропевают звук «А», стараясь петь, пока звучит инструмент. На экране - схема звука в виде галочки.

Затем педагог продолжает:
Раз, два, три, повернись, в волшебников солнечных превратись.
Все поворачиваются вокруг себя, а педагог говорит:

Вот мы волшебники теперь,
Мы – жители рек и морей,
Мы – все лесов хранители,
Ветров мы повелители.
Если только захотим,
Все с тобой мы создадим.
Чтобы море показать,
Надо нам вот так вот встать.
Педагог показывает движение – дети соединяют руки перед собой.
Вдохнуть и пропеть «О». Все делают вдох. Педагог снова ударяет в треугольник. На выдохе дети поют «О». На экране - схема звука в виде овала.

Затем появляется изображение моря.
Горы нужно нам ваять,
Левую руку вверх к солнцу поднять.
Правую опустить,
Вдохнуть и пропеть «И».
Все выполняют движение и поют «И». На экране схема звука – диагональ.

Затем появляется изображение гор.
Чтоб леса нам защитить,
Нужно руки нам скрестить,
Вдохнуть и пропеть «Э».
По тому же принципу все поют «Э». На экране схема звука – скрещенные диагонали.

Затем появляется изображение леса.
А чтоб ветру волю дать,
Нужно нам спокойно,
Вдохнуть и пропеть «У».
По тому же принципу все поют «У». На экране схема звука – две параллельные прямые.

           

Затем появляется изображение ясного неба.
Вот так в спокойном светлом мире
Наши солнышки и жили.
Жили-жили, не тужили,
Дружно песни заводили,
Хороводом всех дивили.
Далее следует исполнение песни в кругу по выбору музыкального руководителя или детей с прохлопыванием ритмического рисунка. Затем педагог просит детей разойтись по парам и продолжает:
Друг друга понимать без слова,
Просто чувствовать, готовы?
Дети отвечают. Педагог задает на слайдах знакомые схемы для исполнения в паре по принципу «сиамские близнецы», то есть один ребенок использует только правую сторону тела, другой – только левую. Так схема переносится из звука единицы в пару. Затем задача усложняется. Дети в хороводе под музыку, представляя в пространстве заданную педагогом схему, исполняют различные фигуры танца. То все идут по кругу, то перестраиваются в диагональ, крест и т.д. Движение может сопровождаться пением. То есть происходит перенос схемы в пространство. Так, сохраняя смысловое значение – гармонии пространства внешнего и внутреннего, с применением эвритмии создаются красивые музыкальные узоры.
4 этап. Заканчивается занятие музыкальным прощанием в кругу. Все поют:
Молодцы мы все, друзья. До встречи! До свидания!

Таким образом, занятия с элементами эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы, усиливая терапевтическое воздействие годового ритма.

Эвритмическая гимнастика включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке: 

- ритмические игры; 

- развитие мелкой моторики; 

- развитие крупной моторики (упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы)

- пространственная ориентация; 

- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 

- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением

- игропластика - специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 

- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.  

С помощью эвритмической гимнастики можно укрепить жизненные силы ребенка, развить ловкость, концентрацию внимания, чувство ритма и координацию движения. Ещё одно достоинство эвритмической гимнастики заключается в том, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.

Эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.  

Список литературы:

Дубах-Донат, А. М. Основные элементы эвритмии: Рукопись / А. М. Дубах-Донат. - М.: Библиотека Российского Антропософского общества, 1998. - 284 с.

Пелтонен, Э. В. Основные черты вальдорфской (штайнеровской) педагогики  / Э. В. Пелтонен // Гуманистическая направленность вальдорфской педагогики. - М.: Владос, 1999. - 324 с.

Штокмайер, К. Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ / К. Р. Штокмайер. - М.: Штейнер, 1995.- 203 с. 

Штейнер, Р. Эвритмия / Р. Штайнер. - М.: Сфера, 1996. - 228 с.

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

ПРОЕКТ ИНТЕГРИРОВАНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ознакомление дошкольников с малой Родиной с использованием элементов нетрадиционного рисования)

Это интегрированный проект занятия в подготовительной группе (ознакомление дошкольников с малой Родиной с использованием элементов нетрадиционного рисования) , позваляющиий раскрыть красоты родного кр...

ПРОЕКТ ИНТЕГРИРОВАНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ознакомление дошкольников с малой Родиной с использованием элементов нетрадиционного рисования) ТЕМА: «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЯ СТАНИЦА ЛЕНИНГРАДСКАЯ»

Проект интегрированного занятия в подготовительной группе, направлен на формирование нравстенно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Занятия по развитию мелкой моторики с использованием элементов рукоделия для младших дошкольников

Занятия по развитию мелкой моторики с использованием элементов рукоделия для младших дошкольников на тему «Воздушный шарик»....

Занятия по развитию мелкой моторики с использованием элементов рукоделия для младших дошкольников

Занятие №1 на тему «Воздушный шарик»Пальчиковая гимнастика «Наш мизинчик»Аппликация «Воздушный шарик»Динамическая игра «Желтый шар»Плетение косичекЗанят...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭВРИТМИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

   Применение технологии эвритмии основано на закономерностях развития музыкальных и умственных способностях детей....

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников»

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «эвритмия» в музыкальной деятельности дошкольников»            ...