ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

В статье рассматриваются проблемы социально-личностного развития старших дошкольников в процессе становления системы межличностных отношений. Отмечены основные факторы, влияющие на успешное развитие межличностных отношений у детей в детском коллективе. Раскрываются некоторые психологические особенности развития дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ivanova_m.v_i_maksimova_l.i_1.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Мария Валерьевна

студентка группы ДО-17

кафедры «Дошкольное образование»

ФГАОУ ВО «Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова»,

Якутск

Максимова Лена Иннокентьевна

к.п.н., доцент кафедры «Дошкольное образование»

ФГАОУ ВО «Северо-Восточного феднрального университета им. М.К. Аммосова»

Якутск

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы социально-личностного развития старших дошкольников в процессе становления системы межличностных отношений. Отмечены основные факторы, влияющие на успешное развитие межличностных отношений у детей в детском коллективе. Раскрываются некоторые психологические особенности развития дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: межличностное отношение, взаимоотношения дошкольников, общение, детский коллектив, детская группа, дети дошкольного возраста.

В настоящее время в исследованиях детской психологии особую значимость приобретает разработка теоретических основ социального становления личности дошкольника. Социальная ситуация развития современного дошкольника, связана с тем, что изменились условия и содержание воспитательного пространства, которая призвана обеспечить реализацию его субъектной позиции в процессе формирования социального опыта человеческого взаимодействия. Одним из основополагающих аспектов указанной проблемы является изучение вопросов развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

В виду постоянной занятости значимые взрослые, носители общественных функций недостаточно уделяют должного внимания детям, тем самым способствуя, возникновению дистанцирования в детско-взрослых отношениях, подменяя их опосредованным воздействиям различных аудиовизуальных средств и систем. Определенное влияние на состояние данной проблемы оказывает и всемерная цифровизация социально-коммуникативной среды, где постепенно сетевые контакты стали не только необходимостью, но и нормой социальных отношений между людьми.

В свою очередь эти и другие актуальные тенденции в социализации детей информационного общества зачастую способствуют формированию у них некоторой изолированности от внешнего непосредованного влияния социального окружения, приводят к снижению динамичного развития социальных потребностей детей в общении и контактах. Зачастую дети методом проб и ошибок вступают в мир социальных отношений, где им приходится самим находить пути решения в тех или иных ситуациях, что не всегда положительно сказывается на развитии личностных качеств дошкольника.

Наряду с важностью взаимодействия со взрослыми, становление системы межличностных отношений у старших дошкольников, которые характеризуются рядом психологических особенностей, обусловлено развитием в данном возрасте активного деятельностного взаимодействия со сверстниками в различных видах совместной деятельности.

С развитием игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста главным показателем выбора партнера становится освоение им игры как деятельности, которому свойственна избирательность, учет особенностей действий сверстников, ориентация на поступки друг друга, координация и взаимодействие в игровом процессе [5].

В процессе такого взаимодействия в детской группе складываются статусные отношения между детьми. Это происходит благодаря восприятию ребенком значимости той или иной роли для осуществления игрового взаимодействия. В зависимости от привлекательности наделенного статуса каждой роли дети через ее призму оценивают своих сверстников. В результате такой оценки возникают определенная система групповых отношений, которая по мнению Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса и Т.А. Репиной, характеризуется двумя уровнями:

  1. Уровень, задаваемый педагогом и организацией таких видов совместной деятельности, в которых вовлечены все дети дошкольного возраста – занятия, режимные моменты в группе дошкольного возраста (прием пищи, дневной сон, одевание на прогулку и т.п.); при этом педагоги оценивают членов группы детского сада, и эта оценка становится всем детям;
  2. Уровень, взаимодействие по инициативе самих детей, порождающие свою систему отношений [2].

В научных работах Г. П. Щедровицкого отмечается, что в игре существует две структуры: «внешняя», идущая от воспитателей, направленная на регуляцию сюжета игр и отношений по ролям, и «внутренняя», идущая от самих детей, выходящая за рамки игровых отношений и отражающая личностное отношение к партнерам. Именно вторая структура предоставляет детям право на самостоятельность в построении отношений с участниками, создает возможности для формирования навыков «общественности» [7].

Таким образом, благодаря созданию педагогами ДОО необходимых психолого-педагогическими условиями жизнедеятельности в сообществе дошкольников, детям предоставляется возможность приобщаться к общепринятым нормам отношений между людьми, правилам культурного поведения и ценностным ориентациям социума.

В разных формах совместной активности у детей складываются умения и навыки определять собственную стратегию поведения с учетом условий сложившейся ситуации, соотношение своих желаний и интересов с ожиданиями других, аккумулировать свои знания в обстановке заинтересованного общения и предлагать а конкретном случае наиболее приемлемый способ межличностного взаимодействия.

Изучение природы игровых объединений дает основание полагать, что только в половине из них наличествует обоюдная выборка партнеров в совместной деятельности. У детей старшего дошкольного возраста главным условием возникновения межличностного взаимодействия в группе детей является игровой интерес, который способствует созданию детских объединений из двух или трех детей. Кроме того, фактором который влияет на появление такого союза является чувство взаимной симпатии между детьми, в таком случае интересы, связанные с игрой могут и не совпадать, но при том дошкольники выражают свое стремление договариваться и создать отношения на обоюдном согласии.

Неудовлетворенность детей своим положением в игровой деятельности является следствием: во-первых, неумения налаживать игровой контакт со своими сверстниками, с которыми хотят поиграть; во-вторых, явным проявлением непринятия их в коллектив в виду проявления антипатии, из этого вытекает проявление неуверенности в собственной привлекательности для предпочитаемых партнеров.

В системе межличностных взаимоотношений дошкольников определяется количественное соотношение статусных категорий среди сверстников, характеризующих положение ребенка, определяется как социально-психологическая структура детской группы ДОО. В ней выделяют четыре группы статуса: «звезды; «принятые» и «предпочитаемые»; «непринятые»; «пренебрегаемые» или «изолированные». Здесь определяет значение субъективное эмоциональное отношение к сверстнику согласно логике «симпатии - антипатии». Обычно двое или трое дошкольников пользуются наибольшей популярностью: с такими детьми многие хотят быть друзьями, сидеть рядом, подражать им, охотно исполнять их просьбы, делиться своими игрушками. Остальные дети находятся между этими «Полюсами». Тут очень важна роль взрослого, их мудрость, профессионализм, чтобы эти «межличностные отношения» дети могли быть введены в систему межличностных отношений детского коллектива.

В ходе изучения статуса ребенка – дошкольника в системе аттракционных отношений было выявлено то, что соотношение статусных категорий изменяется от младшего возраста к старшему, при этом такие категории как «звезды» и «пренебрегаемые» или «изолированные» становятся наиболее выраженными.

В исследовании А.А. Аржановой была проведена работа основ товарищества и дружбы детей дошкольного возраста, благодаря которой, были выявлены следующие психологические особенности межличностных отношений детей, «если до среднего дошкольного возраста дети дружат, потому что играют, то к концу дошкольного детства – играют вместе, потому что дружат» [1].

По мнению психолога Т.А. Марковой, дружеские отношения детей старшего дошкольного возраста выделяются двумя видами:

  1. Эмоциональная и интеллектуально-нравственная сторона дружеских межличностных отношений (предпочтение, симпатия, привязанность) как интимное чувство между другими детьми; отзывчивость и чувствительность. В старшем дошкольном возрасте импульс к преодолению личного желания в пользу других; сообщество интересов, опыта (образовательный, игровой, трудовой и домашний);
  2. Выражение дружеских отношений в действиях, поступках, поведении, деятельности, словесном (улыбка, радостное оживление, сочувствие и помощь, взаимная нажива, защита, добросовестное (с точки зрения ответственности) выполнение инструкций, обязанностей, правил, желания в пользу друга, принести в жертву что-то (имеющее привлекательность, необходимость) для другого, для нескольких детей в процессе семейных отношений, в игре и т.д., забота, помощь и взаимопомощь (действие, слово).

Таким образом, успешное развитие отношений у детей старшего дошкольного возраста зависит от сложившейся внутренней структуры игрового объединения, в которой дети проявляют взаимную симпатию и руководствуется общими интересами, а также, при отсутствии у партнеров стремления занимать позиционную роль, связанную с исполнением функций высокого или низкого статуса этой роли. Необходимо заметить, что в детских группах эмоционально-оценочные взаимоотношения между детьми осуществляются в соответствии с нормами, принятыми в совместной деятельности. Здесь на первый план выходят эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.д. Личностно- смысловые взаимоотношения между детьми представляют собой такие взаимосвязи в группе, в которой цели и мотивы одного ребенка в группе сверстников приобретают личностный смысл для других детей. Когда другие дети в группе начинают беспокоиться об этом ребенке, его мотивы становятся их собственными, за которые они действует. Функциональные и ролевые взаимоотношения развиваются в различных сторонах жизни детей. В таких отношениях дети изучают нормы и способы взаимодействия в группе под наблюдением и прямым руководством взрослого.

Библиографический список

  1. Аржанова, А.И. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: автореферат дис. …кандидата пед. Наук (по психологии) / А. И. Аржанова; Моск. Гор. Пед. Ин-т им. В. П. Потемкина. – Саратов, 1951. – 13 с.
  2. Веракса, Н. Е. Сойиальная психология дошкольника / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Репина. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 352 с.
  3. Зотова И. В. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками / И.В. Зотова, А.И. Умарова // Проблемы современной науки и образовани, 2017. - №14 (96). – С. 88-92.
  4. Мухина В.С. Дошкольная психология / В.С. Мухина. – М.: Статус, 2014. – 101 с.
  5. Смирнова Е.О. Организация игровой деятельности / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева. – Ростов н/д : Феликс, 2016. – 223 с.
  6. Толкачева Г.Н. Формирование потребности в самоутверждении у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр : автореферат дис. к.п.н. : / Моск. пед. гос. ун-т им. В.И. Ленина. – М., 1990. – 16 с.
  7. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к проблеме проичхождения языка / Г.П. Щедровицкий // Науч. докл. высшей школы. Филологические науки. – 1963. - № 2. – С. 299 – 316.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых ...

Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Особенности развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благопри...

Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство...

Психологические особенности развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста

Краткая и практико-ориентированная информация для педагогов ДОУ на тему развития коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Освящаются особенности развития коммуникативной сферы ребенк...

Игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

Развитие и оптимизация межличностного взаимодействия между детьми старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

"Игротерапия как метод развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста"

Успехи сверстников могут вызывать огорчение детей, а их неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ре...

развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

В данном материале рассматривается специфика межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, диагностический инструментарий межличностного общения, методы и приемы оптимизации межли...