Семинар практикум для воспитателей «Природная музыкальность и пути ее развития через элементарное музицирование»
методическая разработка

Телегина Екатерина Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_vospitateley.docx825.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Семинар практикум для воспитателей

 «Природная музыкальность и пути ее развития через элементарное музицирование»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676430654_gas-kvas-com-p-muzikalnii-risunok-detskii-49.jpg

                                                                             

                                                                             Разработал:  

                               музыкальный руководитель

Телегина Екатерина Петровна

                                                                                         

г. Нягань

Семинар практикум для воспитателей

 «Природная музыкальность и пути ее развития через элементарное музицирование».

Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.

                  

Цель: Ознакомление участников семинара - практикума с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

  • представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
  • создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам  реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

     «Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное.

Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

Т.Э. Тютюнникова.

     Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

     В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка , как на партнера в совместной деятельности.

І. Теоретическая часть

Что же такое элементарное музицирование?

Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, «созерцательная». Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.

Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)

«Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.

Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов я изначально уделяю в работе особо важное место. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии чувства ритма детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Элементарное музицирование дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Благодаря введению в образовательный процесс методических приемов по элементарному музицированию и развитию творческого мышления наблюдается положительная динамика развития музыкальных способностей детей.

ІІ. Практическая часть

Игры с именами

Спеть свое имя, используя звучащие жесты.

Спеть свое имя, используя шумовой музыкальный  инструмент.

Фруктовая полька.

Придумать и озвучить ЗЖ - 4 фрукта (киви, виноград, апельсин, лимон или  яблоко, груша, яблоко груша)

Исполнить под музыкальное сопровождение

Исполнить по группам. Каждая группа играет свою партию.

Игра на динамику «Ветер – ветерок – ветрище»

Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку. (очень тихо)

Она задела соседние травинки – и вот уже по лесу полетел легкий

шорох.   (тихо)

Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты.  ( крещендо  -диминуэндо)

Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро взлетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю.  (крещендо, громко)

Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись на земле под листочком. ( тишина, пауза)

Озвучиваем «Муха – Цокотуха»

Разучивание стихотворения со звучащими жестами.

Муха, муха – Цокотуха   (шлеп,шлеп,хлоп,хлоп)

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла  (топ,топ,шлеп,шлеп,шлип,шлип,хлоп)

Муха денежку нашла

Пошла муха на базар   (щелк,щелк,хлоп,хлоп,щелк,щелк,шлеп)

И купила самовар.

Игра каноном  (3 группы)

Игры с музыкальными инструментами

«Угадай, что звучит» (группой и парами)

« Оркестр и дирижер» (дирижер  дирижирует группой музыкантов с одинаковыми инструментами  или  все стоят в кругу:  на 1 часть все играют на 2  кладут инструменты бегут по кругу дирижер с ними. Кому не хватит инструмента становится дирижером)

« Играй и слушай» (дети играют, музыка останавливается инструменты замолкают, все слушают тишину)

Озвучиваем  стихотворения.

Коллективное музицирование по группам: Стихи  А. Барто

Озвучиваем стихотворение «Осень»

Тихо бродит по дорожке,            Тихо бьют ладошками по барабану. 
Осень в золотой одежке. 
Где листочком зашуршит,           
Маракасы. 
Где дождинкой зазвенит.            
Колокольчики. 
Раздается громкий стук:             
Деревянные ложки 
Это дятел – тук да тук! 
Дятел делает дупло,                                    
Белке будет там тепло. 
Ветерок вдруг налетел,            
Румбы. 
По деревьям зашумел, 
Громче завывает,                        
Тремоло бубнов. 
Тучки собирает.
Дождик - динь, дождик-дон!          
Треугольники 
Капель бойкий перезвон. 
Все звенит, стучит, поет -           
Все инструменты 
Осень яркая идет!    

ІІІ. Заключение

Музыкальный  инструмент для  ребенка  - символ музыки. Тот, кто играет на нем почти волшебник. Для  успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент. Так давайте сделаем детей немножко музыкантами и дадим им в руки инструменты, пусть даже самые простые.

 

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природная музыкальность и пути её развития в концепции Карла Орфа.

В статье кратко раскрывается суть креативной музыкальной педагогики Карла Орфа. Говорится о творческом музицировании, как основе элементарного музицирования дошкольника....

Семинар - практикум «УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДОУ»

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.Насколько активно воспитатели ...

Семинар - практикум для воспитателей "Организация музыкально – развивающей среды как составляющей предметно – развивающей среды"

Материал предназначен для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений....

Семинар-практикум для воспитателей "Формирование у дошкольников первоначальных навыков ЗОЖ через использование дидактических игр"

Систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум для воспитателей. Тема «Игры и упражнения на развитие познавательной активности и наглядно-образного мышления детей через конструктивно-модельную деятельность».

Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого ...

Семинар - практикум «УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДОУ»

Семинар - практикум  «УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДОУ»...