Консультация для воспитателей " Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности в группе"
консультация

Морозкина Елена Олеговна

    Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя  в организации

самостоятельной  музыкальной деятельности в группе»

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет  вам целый мир

    высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.

 Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Дмитрий Шостакович

  Самостоятельная музыкальная деятельность  возникает  при наличии следующих условий:

  • интереса ребенка к музыке;
  • наличия устойчивых  умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях;
  • запаса музыкальных впечатлений;
  • создания условий в групповом музыкальном центре (уголке);
  • создания условий в семье.

   Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевают певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

   Знания, полученные детьми на музыкальных занятиях, переносятся в самостоятельную музыкальную деятельность. Все, с чем дети познакомились на занятиях, праздниках, в повседневной жизни в семье, отражается ими в играх, но в преобразованном виде.

   Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Её содержание следует системно усложнять по возрастам, наполняя проблемностью, что позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

    Оформление  музыкальных  уголков  для  детей  раннего  и  младшего  дошкольного  возраста  должно  быть  сюжетным,  а  для  детей  старшего - иметь  дидактическую  направленность.

    Предметная  среда  должна  быть  на уровне  глаз детей,  действий  рук,  роста ребёнка. Также необходимы привлекательность, оригинальность, простота, доступность всего оборудования, достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т.д. 

    Пособия  должны  быть  добротными,  эстетически  привлекательными,  простыми  в  обращении,  только  тогда  они  вызывают  желание  действовать  с  ними.

    Какие формы организации самостоятельной музыкальной деятельности, уважаемые, коллеги, вы знаете?

    Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности определяются следующими типами:

1.исполнительская самостоятельная музыкальная деятельность;

2.творческая самостоятельная музыкальная деятельность.

    Для исполнительской деятельности характерны игры с пением, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах, сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления и игры-драматизации  с включением отдельных видов музыкальной деятельности, концерты детской художественной самодеятельности, организованные стихийно по инициативе детей.

  Творческая деятельность включает в себя сюжетно-ролевые игры, музицирование на детских музыкальных инструментах, песенную и танцевально-игровую импровизацию, театрализованные представления импровизированного характера.

    Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка. Участие педагога здесь носит косвенный характер.   Воспитатель должен действовать осторожно, тактично, ненавязчиво.

    Его задача - побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Взрослый советуется с детьми: «Как  нам лучше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и включает диск, просит детей принести из дома диски с детскими песнями.

    Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей .
   Создавая условия для музицирования, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы. Воспитателю необходимо подходит творчески. Нельзя ограничиваться формулировкой «учить детей».  

     При планировании самостоятельной музыкальной деятельности педагог использует такие  выражения как: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. За общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности в группе отвечает воспитатель.

    Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно

Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог систематически (как минимум один раз в месяц) обновляет пособия в музыкальном уголке, пополняет его новыми атрибутами и дидактическими играми.

   С помощью музыкального руководителя подбирает музыкальное  сопровождение  разных  мероприятий,  фоновую музыку, тем самым обогащает музыкальные впечатления детей, укрепляет интерес к музыке. Ведь  своей самостоятельной практике ребенок  применяет то, что усвоил на занятии. Это музыкальный репертуар: игры, танцы, маленькие песенки-попевки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх.

   В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками,  плоскостными     фигурками,  куклами).

   Например, в игре «Два барабана» один ребенок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой её выкладывает с помощью ритмических полосок, изображая   ритм.

  В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах,   ложках, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют маленькие  песенки, выученные в детском саду, или где-то услышанные ими, могут «сочинить» и свои.

 Так же в самостоятельную деятельность вносятся атрибуты из театрализованного уголка:

  •  ленточки, платочки, султанчики,
  • игрушки би-ба-бо, мягкие игрушки)
  • костюмы (русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках, развлечениях.

    Интересно проходят у  старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами,   характеризуя  персонажи  разными музыкальными инструментами. При этом отмечают: «Про лису можно сыграть на металлофоне, про медведя надо играть на барабане, потому что он большой, сильный, сердитый».                                      

   Музыкальный уголок, оформленный яркими, интересными пособиями, музыкально-дидактическими играми, детскими инструментами, игрушками, поможет ребенку прочувствовать всю красоту музыки, расширит представление о многообразии звуков в окружающем мире, разовьет его воображение, творческую активность.

  Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей.

   Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов, у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом. 

    Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он представлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

   Во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

   Во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

    В-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

    Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды (музыкальные уголки). Воспитатель должен интересоваться каково музыкальное окружение ребенка в семье. Посещение театра и кино оставляет у детей сильное впечатление. Прослушивание радио и телепередач, также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Немаловажную роль играет просмотр выступлений воспитанников  детских садов.

  Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельности – это его соучастие в ней. Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

   К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» м т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей. За общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

   Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вызывали желание повторять выученные произведения.

   Наиболее яркие моменты игр, построений, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

    Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок, песен, хороводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых дети могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют их в новых сочетаниях.

    Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий,   материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее отдалением месте. В распоряжении детей должно находиться небольшое количество инструментов, настольных музыкально-дидактических игр и различных самоделок - нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д.

   Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребенка в семье. Во многих семьях есть радиолы, проигрыватели, магнитофоны. Создано немало пластинок и для детей: народные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы («Мойдодыр» Ю. Милютина, «Слоненок идет учиться» Б. Чайковского и др.).

    Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впечатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.

    В семье дети часто слушают телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности.

       Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

    Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 

Выполнила:

музыкальный руководитель

Морозкина Е.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...

«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им....

Консультация для воспитателей "Организация самостоятельной музыкальной деятельности в группах"

Даны рекомендации воспитателям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в условиях группы, ведь очень важно, чтоб ребенку хотелось применять полученные знания....

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей  о роли в организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника...

«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участи...