ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТА «ЛОГИКО-МАЛЫШ» В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
статья (подготовительная группа)

Романенко Анна Николаевна

Аннотация

В данной статье рассматривается использование в работе по развитию речи с детьми с расстройством аутистического спектра развивающего планшета «Логико-малыш», а также даны подробное описание и рекомендации к использованию данного пособия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_docx.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАНШЕТА «ЛОГИКО-МАЛЫШ» В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация

В данной статье рассматривается использование в работе по развитию речи с детьми с расстройством аутистического спектра развивающего планшета «Логико-малыш», а также даны подробное описание и рекомендации к использованию данного пособия.

Ключевые слова

Аутизм, коммуникация, развитие ребенка, формирование коммуникативных навыков, развивающие пособия для детей.                                                         

Мы все знаем, что учебно-дисциплинарная модель воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС) основана на личностно-ориентированном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Также мы знаем, насколько эффективно использование дидактических пособий нового поколения в успешном обучении данной категории детей.

Мы хотим представить, а может быть напомнить нашим коллегам, функции развивающего пособия «Логико-малыш», а также рассказать о преимущества использования его в развитии речи и логического мышления детей с РАС.

Прежде всего, планшет «Логико-малыш» помогает решить одну из главных задач  развития ребенка – развить его речь ( и это особенно ценно в работе с данной категорией детей, ведь мы знаем, что проблемы в сфере коммуникации стоят очень остро).

Но также можно использовать данное пособие  для развития мыслительных операций, в частности, логического мышления и памяти.

Следовательно, развивающий планшет «Логико-малыш», как и все новейшие методики и разработки, используемые в дошкольной педагогике, призван решать задачи всестороннего развития детей.

В условиях работы ресурсной группы с детьми с РАС мы регулярно проводим занятия с использованием планшета «Логико – малыш».

Применяя в работе данное пособие, можно проводить как подгрупповые так и индивидуальные занятия.

Что же такое развивающий планшет «Логико-малыш»?

Это пластмассовый планшет размером 23*28 см с подвижными фишками разных цветов и множество комплектов карточек с заданиями, которые приобретаются дополнительно. В каждом комплекте содержится 8 двухсторонних карточек, а также методические указания для родителей и педагогов. Планшеты «Логико-Малыш» используют педагоги  в 30 странах мира, в том числе в России. «Логико-Малыш» представляет очень широкий спектр заданий и занимательных упражнений по самым разным областям знаний для детей, начиная от 3-х лет.

Как работать с планшетом «Логико-малыш»?

Все фишки расположите в нижнем ряду планшета.

Выберите карточку из комплекта. Вставьте карточку в планшет вопросной стороной к себе (сверху зеленая полоса с вопросом).

Внимательно рассмотрите карточку. Вы видите 6 изображений на основном поле (они отмечены кружками, стрелочками или другими знаками в цвет фишек) и 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти логическую связь - подобрать пары.

Выберите одно изображение основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом ряду карточки. Таким образом, выполните остальные задания.

Переверните карточку для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.

В случае ошибки верните фишку на исходное место, переверните карточку и постарайтесь найти правильное решение.

Снова проверьте результат на ответной стороне. На ответной стороне на красной полосе расположены дополнительные вопросы или темы для бесед.

Комплекты карточек к планшету «Логико-малыш» представлены несколькими сериями «Мир природы», «Математика», «Развитие речи», «Психология», «ОБЖ», «Бытовая культура».

В работе с детьми с расстройством аутистического спектра мы наиболее часто используем комплекты карточек из серии «Развитие речи», о которых расскажем подробнее. Данная серия представлена шестью комплектами карточек разной категории сложности.

       Комплект «Поймай» звук»  направлен на освоение фонетических (звуковых) и орфоэпических норм родного языка, умение различать на слух и внятно произносить схожие звуки, на дифференциацию  и автоматизацию звуков.

        Комплект « Поймай» слог» содержит упражнения на правильное и четкое произношение слов и звуков, поиск слов с определенными слогами, с одинаковыми первыми и последними слогами.

         Комплект  «От звука к слову» направлен на воспитание звуковой культуры речи, формирование фонетического слуха,  словаря и грамматического строя речи, развитие связной монологической речи.

         Комплект  «От слога к слову», в котором дается представление о различии слога и слова, анализ двух-трехсложных и более слов, конструирование слова по заданному условию.
       Комплект «Глаголы», в котором представлены упражнения для применения глаголов, описания действий, состояний, движения.
       Комплект «Прилагательные», в котором представлены упражнения для применения прилагательных в качестве описания и характеристики предметов.

При помощи пособия «Логико – малыш» педагог может осуществлять различные методы и приемы обучения, в результате чего становится возможным:

систематизировать знания ребенка об окружающей действительности в игровой форме;

оперативно проводить контроль усвоенных знаний и сформированных умений и навыков;

развивать логическое мышление, речь.

         Словарную работу на обогащение, уточнение и активизацию словаря, работу с грамматическими категориями, развитие связной речи можно проводить также с карточками из серии «Мир природы», «Бытовая культура», «Психология».   

В 2021 году коллективом логопедов детских садов было разработано пособие «Логико-Малыш. Новые карты», которое доступно в электронном варианте. Данное пособие открывает новые возможности проведения логопедической коррекции у детей дошкольного возраста при проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий.
Карточки пособия разделены по разделам:
- Материал по автоматизации и дифференциации звуков К, Т, Д, Г, Х;
- Материал по автоматизации и дифференциации звуков С, Ш, З, Ж;
- Материал по автоматизации и дифференциации звуков Л, Р.

Таким образом, планшет «Логико-малыш» позволяет:

- В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка;

- Комплексно развивать речь, логическое мышление, внимание, память и воображение;

- Повторять и закреплять полученные ранее знания, используя уже имеющиеся комплекты карточек;

-  Использовать "Логико-Малыш" в любом дошкольном учреждении, вне зависимости от базовой программы.

Если же говорить о решении именно  речевых  задач, то планшет «Логико-малыш» помогает:

- в воспитании звуковой культуры речи (автоматизация и дифференциация поставленных звуков);

- в формировании навыков звукового анализа и синтеза слов (умения подбирать слова, сходных по звучанию, деления на слоги и определение их количества,  положение в слове  и т. д);

- в формировании словаря (антонимов, синонимов, прилагательных, глаголов, признаков, животных и их детенышей, классификации, ассоциации, обобщения, слов-рифм и т. д);

- в формировании грамматического строя речи (образование падежных окончаний существительных в ед. и мн. числах, уменьшительной формы и т.д.);

- в развитие связной монологической  речи (построение предложений от простых к сложным, описательных рассказов и т. д.).

Анализ результатов использования развивающего планшета «Логико-малыш» с целью развития речи детей с расстройством аутистического спектра свидетельствует о положительной динамике в речевом развитии всех детей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация развивающей работы в детском саду с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Аутизм — заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты...

Консультация для родителей "Использование традиционных и нетрадиционных методов работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Прививая родителям привычку совместного семейного досуга, преследуется цель увеличения времени общения с детьми, за счет чего у детей быстрее формируется связная развитая речь....

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)

Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Начало формыКонец формыКОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (не говорящий) второй год обучения.Тема: Слово «Мама...

Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Пособие предназначено для учителей-логопедов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, может быть рекомендовано педагогам-дефектологам, осуществляющим свою деятельно...

Игры на развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

Нарушение речи у детей с РАС одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям детей, у кото...