Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
план-конспект занятия (средняя группа)

Филь Елена Сергеевна

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная
Цель: учить давать описания зимней одежды.

Программное содержание: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

Предварительная работа: чтение сказок зимнего время года; просмотр дидактического альбома «Одежда»
Материалы и оборудование: кукла; зимняя кукольная одежда; картинки - жук, ежик, медвежонок.
Планируемые результаты: умеют правильно называть зимнюю одежду, сформировано представление о ее назначении; закреплено понятие «одежда»; умеют пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе; умеют выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирают слова на заданный звук.

 

Структура занятия

I

Вводная часть

Чтение стихотворения

2 мин

II

Основная часть

 

15 мин

1.

Беседа по стихотворению

Отвечают на вопросы

 

2.

Беседа

«Одежда для куклы»

 

3.

Физкультминутка

 

 

4.

Отгадывание загадок

 

 

III

Заключительная часть

Итог занятия

  1. мин

     Длительность занятия: 20 минут

I.Вводная часть. Чтение стихотворения.
Воспитатель. Послушайте стихотворение. Его написала Ирина Токмакова.
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег, И под елкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
II. Основная часть.
1. Беседа по стихотворению
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Дети отвечают.
- Почему вы думаете, что это зима? Дети. Потому что снег, потому что снег нападал на мишку, потому что мишка спит зимой.
- Кто из вас любит зиму? Почему?
Дети. Потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах.
- Теперь спросите меня, почему я люблю зиму.
Дети задают вопрос, воспитатель отвечает.
- Зимой на улице тепло или холодно? Дети. Холодно.
Воспитатель. А как люди одеваются зимой? Дети. Тепло.
2. Беседа «Одежда для куклы»
Воспитатель. Наша кукла собирается на улицу. (Показывает.)
- Что ей надеть, чтобы не замерзнуть? Дети отвечают.
Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.
- Какое это пальто (куртка)? Дети. Зимнее, теплое, меховое.
Воспитатель. Какого цвета? Дети отвечают.
- Что есть у пальто (куртки)? Дети. Воротник, карманы, рукава, пуговицы.
Воспитатель. Зачем нужен шарф?
Дети. Чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть.
Воспитатель. Про что мы скажем - пушистый, меховой, мягкий?.
Дети. Про воротничок. Зимнее, теплое... пальто. Желтая вязаная. шапочка. Теплые, шерстяные черные... рейтузы. Рейтузы, свитер, шуба, шапка, шарф, варежки - это одежда, зимняя одежда. Какая зимняя одежда есть у вас?
Отвечают 2-3 ребенка.

3. Физкультминутка
Воспитатель. Сейчас мы как будто пойдем гулять. Наденем рейтузы, кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы. Дети имитируют одевание.
Попросите друг друга помочь завязать шарф. Дети завязывают друг другу шарф.
Наденем варежки.
Надевают варежки.
Скажите правильно, что вы надели? Дети перечисляют одежду.
Пошли гулять. Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем в снежки.
Дети «лепят» и бросают снежки.
Пошел снежок! Подуем на снежинки. Дуют на снежинки.
Дуть надо долго-долго. Теперь вернемся в группу. Возвращаются на свои места.
4. Отгадывание загадок
Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?
Летит - воет,
А сядет - землю роет.
Как жук жужжит?
(Жук.)
Дети отвечают.
Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как. Дети показывают.
А большие жужжат громко. Покажите как.
Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове? Дети отвечают.
А эта загадка о ком?
Ползун ползет, иголки везет. (Ежик.) Дети отвечают.
Какие иглы вы знаете?
Дети. Швейные, сосновые, еловые, медицинские.
Воспитатель. Чем похожи все иголки?
Дети. Они острые, тонкие, колючие.
Воспитатель. Какой иглой мы шьем и вышиваем?
Дети. Швейной.
Воспитатель. Что шьют швейной иглой?
Дети. Одежду.
Воспитатель. Что делают медицинской иглой?
Дети. Укол.

Воспитатель
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки, В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
Где живет ж?
Дети отвечают.
Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа.
- Что ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.

Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
Дети отвечают.
Закончите предложения:
Ты ежа не трогай лучше,
Потому что он ... (колючий).
Лиса потрогала ежа и ... (укололась).
У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат ... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне ... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
Дети отвечают.
Придумайте дома рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика. Расскажите его родителям.
Кто детеныш у ежа? Есть в слове ежонок звук [ж]?
А вот еще одна загадка:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик.)
А это кто?
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)
Кто детеныши у медведя? Послушайте слово: медвеж-ж-жата.
Какой звук слышится в этом слове?
Дети отвечают.
А в слове медведь есть звук [ж?
Дети отвечают.
Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько.
Дети отвечают.
Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж-
Жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь.
 

III. Заключительная часть. Итог занятия
- Что мы сегодня делали?
- Что больше всего вам понравилось делать?

- Какую одежду мы одеваем зимой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_15.12.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года)
Тема: «
Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная
Цель: учить давать описания зимней одежды.

Программное содержание: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

Предварительная работа: чтение сказок зимнего время года; просмотр дидактического альбома «Одежда»
Материалы и оборудование: кукла; зимняя кукольная одежда; картинки - жук, ежик, медвежонок.
Планируемые результаты: умеют правильно называть зимнюю одежду, сформировано представление о ее назначении; закреплено понятие «одежда»; умеют пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе; умеют выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирают слова на заданный звук.

Структура занятия

I

Вводная часть

Чтение стихотворения

2 мин

II

Основная часть

15 мин

1.

Беседа по стихотворению

Отвечают на вопросы

2.

Беседа

«Одежда для куклы»

3.

Физкультминутка

4.

Отгадывание загадок

III

Заключительная часть

Итог занятия

  1. мин

     Длительность занятия: 20 минут

I.Вводная часть. Чтение стихотворения.
Воспитатель. Послушайте стихотворение. Его написала Ирина Токмакова.
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег, И под елкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
II. Основная часть.
1. Беседа по стихотворению
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? Дети отвечают.
- Почему вы думаете, что это зима? Дети. Потому что снег, потому что снег нападал на мишку, потому что мишка спит зимой.
- Кто из вас любит зиму? Почему?
Дети. Потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах.
- Теперь спросите меня, почему я люблю зиму.
Дети задают вопрос, воспитатель отвечает.
- Зимой на улице тепло или холодно? Дети. Холодно.
Воспитатель. А как люди одеваются зимой? Дети. Тепло.
2. Беседа «Одежда для куклы»
Воспитатель. Наша кукла собирается на улицу. (Показывает.)
- Что ей надеть, чтобы не замерзнуть? Дети отвечают.
Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.
- Какое это пальто (куртка)? Дети. Зимнее, теплое, меховое.
Воспитатель. Какого цвета? Дети отвечают.
- Что есть у пальто (куртки)? Дети. Воротник, карманы, рукава, пуговицы.
Воспитатель. Зачем нужен шарф?
Дети. Чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть.
Воспитатель. Про что мы скажем - пушистый, меховой, мягкий?.
Дети. Про воротничок. Зимнее, теплое... пальто. Желтая вязаная. шапочка. Теплые, шерстяные черные... рейтузы. Рейтузы, свитер, шуба, шапка, шарф, варежки - это одежда, зимняя одежда. Какая зимняя одежда есть у вас?
Отвечают 2-3 ребенка.

3. Физкультминутка
Воспитатель. Сейчас мы как будто пойдем гулять. Наденем рейтузы, кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы. Дети имитируют одевание.
Попросите друг друга помочь завязать шарф. Дети завязывают друг другу шарф.
Наденем варежки.
Надевают варежки.
Скажите правильно, что вы надели? Дети перечисляют одежду.
Пошли гулять. Посмотрите, какой липкий снег! Поиграем в снежки.
Дети «лепят» и бросают снежки.
Пошел снежок! Подуем на снежинки. Дуют на снежинки.
Дуть надо долго-долго. Теперь вернемся в группу. Возвращаются на свои места.
4. Отгадывание загадок
Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?
Летит - воет,
А сядет - землю роет.
Как жук жужжит?
(Жук.)
Дети отвечают.
Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как. Дети показывают.
А большие жужжат громко. Покажите как.
Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове? Дети отвечают.
А эта загадка о ком?
Ползун ползет, иголки везет. (Ежик.) Дети отвечают.
Какие иглы вы знаете?
Дети. Швейные, сосновые, еловые, медицинские.
Воспитатель. Чем похожи все иголки?
Дети. Они острые, тонкие, колючие.
Воспитатель. Какой иглой мы шьем и вышиваем?
Дети. Швейной.
Воспитатель. Что шьют швейной иглой?
Дети. Одежду.
Воспитатель. Что делают медицинской иглой?
Дети. Укол.

Воспитатель
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки, В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
Где живет ж?
Дети отвечают.
Вспомните стихотворение Б. Заходера про ежа.
- Что ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.

Можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
Дети отвечают.
Закончите предложения:
Ты ежа не трогай лучше,
Потому что он ... (колючий).
Лиса потрогала ежа и ... (укололась).
У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат ... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне ... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
Дети отвечают.
Придумайте дома рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика. Расскажите его родителям.
Кто детеныш у ежа? Есть в слове ежонок звук [ж]?
А вот еще одна загадка:
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик.)
А это кто?
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)
Кто детеныши у медведя? Послушайте слово: медвеж-ж-жата.
Какой звук слышится в этом слове?
Дети отвечают.
А в слове медведь есть звук [ж?
Дети отвечают.
Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько.
Дети отвечают.
Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж-
Жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь
.

III. Заключительная часть. Итог занятия
- Что мы сегодня делали?
- Что больше всего вам понравилось делать?

- Какую одежду мы одеваем зимой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа-описания по теме «Зимняя одежда».

Цель: учить детей давать описание зимней одежды.Задачи: Обучающие: Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «Одежда»; учить поль...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описание по игрушке (по подражанию педагогу).Задачи:Образовательная:- приобщать детей к восприятию поэтической речи;-продолжать учить рассказывать об...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"

Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"Задачи:связная речь: учить давать описания зимней одежды;словарь и грамматика: учить правильно называт...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление сюжетного рассказа по ролям»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...