Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Филь Елена Сергеевна

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная
Цель: продолжать учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида, способа действия.

Программное содержание: учить согласовывать прилагательные с существительными; учить произносить в словах звуки С, СЬ, выделять в речи слова с этими звуками; активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять произношение пройденных звуков у, а, г, к, в; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Игрушки», чтение стихотворений на тему «Игрушки»
Материалы и оборудование: игрушки - кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь,
лягушка.
Планируемые результаты: умеют согласовывать прилагательные с существительными; умеют произносить в словах звуки С, СЬ, выделяют в речи слова с этими звуками; активизированы слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплены произношения пройденных звуков у, а, г, к, в; закреплены представления о значении терминов «слово», «звук»; умеют вслушиваться в звучание слов.

Структура занятия

I

Вводная часть

Сюрпризный момент

2 мин

II

Основная часть

 

15 мин

1.

Описание кошки

Отвечают на вопросы

 

2.

Описание собаки

Отвечают на вопросы

 

3.

Физкультминутка

Выполняют движения

 

4

Игра «Угадай по голосу»

Угадывают животных по голосу

 

III

Заключительная часть

Итог занятия

3 мин

     Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия


I.Вводная часть. Сюрпризный момент
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам приехал в гости.
Появляется машина с игрушками. Дети выбирают кошку, рассматривают ее, отвечают на вопросы воспитателя.


II. Основная часть
1. Описание кошки
- Кто это? (Это кошка.)
Воспитатель. Какая она? (Серая, пушистая, мягкая)
Воспитатель. Что умеет делать кошка? (Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко)
Воспитатель. Если мы погладим кошку, что она будет делать? (Мурлыкать, выгибать спину)
Воспитатель. А что делает кошка, когда видит мышку? (Тихонько подкрадывается, ловит, бежит)
Воспитатель. Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать? (Играть, подпрыгивать, хватать)
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово: ко-о-ш-шка-а. Повторите его со мной так же. (Дети повторяют)

- Теперь Асмир скажет слово «кошка», а мы послушаем, как будет звучать слово у Асмир...  (Ребенок произносит слово «кошка»)
- А Аделина повторит нам, что делает кошка. (Ребенок повторяет)
- Вспомним слова, которые вы назвали. (Дети выполняют)

2. Описание собаки
Воспитатель берет игрушечную собаку.
Кто это? (Собака)
Воспитатель. Послушайте, как звучит это слово: С-с-со-о. оба-0-с-ка-а-а.
- Арсений, произнеси это слово так, как я. (Обращается с аналогичной просьбой еще к двум-трем детям.) Дети выполняют.
- Угадайте, как зовут собаку. (Дети называют различные клички)

Это Жучка. Посмотрите, какая она красивая Уши у нее…. длинные, нос.. черный, глаза... блестящие, лапы.. толстые, шерсть... мягкая, пушистая.

- Ребята, что умеет делать собака? (Лаять, кусаться, бегать, ходить, сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом и т.п.)
Воспитатель на игрушке демонстрирует движения-«подсказки»: шевелит ушами собаки, хвостом и т.п.
Воспитатель. Что делает собака, когда видит кошку?
Дети. Хочет поймать, бежит за ней, лает, ловит
Воспитатель. А когда собаке дают мясо, что она делает?
(Подпрыгивает, служит, радуется, виляет хвостом, ест)
Воспитатель. Вы сказали много слов о том, что делает собака.
Вспомните и назовите эти слова еще раз. (Дети выполняют)
Сколько разных слов вы назвали! Кто хочет рассказать о Жучке, какая она, что умеет делать? (Дети отвечают)
В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы.
Это... собака. Ее зовут... Жучка. Жучка любит... грызть косточки. Собака красивая. У нее... длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака-мама. У нее есть... щеночки. Собака любит своих... щенят.


3. Физкультминутка
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Это игра на внимание. Я вам буду показывать игрушечных животных, а вы должны изобразить, как животные двигаются, «разговаривают».
Воспитатель показывает игрушки (по одной), находящиеся в машине.
Гуси: дети ходят по комнате, приседая, произносят га-га-га.
Лягушки: дети прыгают и произносят ква-ква-ква.
Слоны: дети идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко произнося y-у-у.
А сейчас мы поиграем в игру.

 

4.Игра «Угадай по голосу»
Воспитатель. Сначала вспомним, как мычит корова (м-у-у-y), как пищит мышка (пи-и-и), как гудит машина (би-и-и). Как стучит молоток? (Дети отвечают)
- Как звенит колокольчик? Как лает собака? Как гогочут гуси? (Дети отвечают)
Затем воспитатель произносит звукосочетания, а дети определяют по громкости голоса, какому животному (или предмету) - большому или маленькому - принадлежит то или иное звукосочетание. Например, он громко говорит ква-ква, и дети называют лягушку.
- Какая лягушка квакает громко большая или маленькая? (Дети. Большая)
Затем то же звукоподражание произносится тихо. (Это лягушонок)

Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.

Воспитатель. Игрушки хотят покататься на машине. Но машина возьмет только тех животных, в названиях которых есть звук с]. Какой звук должен слышаться в словах? (Дети отвечают)
-Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук [с]. Послушайте: с-слон. - - Марк, произнеси это слово, как я. (Ребенок произносит)
Хорошо произнесла. Иди покатай слона. Кого мы еще покатаем?
- В каком еще слове слышится звук [с]? (Дети. Собака)
Воспитатель. Правильно, можно покатать собаку. Миша, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук [с]. (Ребенок произносит)
Правильно произнес, покатай собаку.

Если дети называют слово, в котором звука [с] нет, воспитатель произносит его, выделяя каждый звук, например, ко-о-ош-ш-шка-а-а, предлагает всем сказать так же.
Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.
Машина не повезет гуся. В этом слове есть звук [с'), а не [с]. Кто еще не катался на машине? (Дети. Кошка и лягушка)
Воспитатель. Повезет их машина? (Дети отвечают)
- Почему? Но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать? Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?. (Дети отвечают)
А теперь скажем всем игрушкам до свидания.
Дети прощаются с игрушками.
 

III. Заключительная часть. Итог занятия
- Кто к нам сегодня приезжал? На чем?
- В какую игру играли?
- Каких животных катали на машине?
- Что вам понравилось больше всего?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_21.09.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года)
Тема: «
Описание игрушек – кошки и собаки»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная
Цель: продолжать учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида, способа действия.

Программное содержание: учить согласовывать прилагательные с существительными; учить произносить в словах звуки С, СЬ, выделять в речи слова с этими звуками; активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять произношение пройденных звуков у, а, г, к, в; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Игрушки», чтение стихотворений на тему «Игрушки»
Материалы и оборудование: игрушки - кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь,
лягушка.
Планируемые результаты: умеют согласовывать прилагательные с существительными; умеют произносить в словах звуки С, СЬ, выделяют в речи слова с этими звуками; активизированы слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплены произношения пройденных звуков у, а, г, к, в; закреплены представления о значении терминов «слово», «звук»; умеют вслушиваться в звучание слов.

Структура занятия

I

Вводная часть

Сюрпризный момент

2 мин

II

Основная часть

15 мин

1.

Описание кошки

Отвечают на вопросы

2.

Описание собаки

Отвечают на вопросы

3.

Физкультминутка

Выполняют движения

4

Игра «Угадай по голосу»

Угадывают животных по голосу

III

Заключительная часть

Итог занятия

3 мин

     Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия


I.Вводная часть. Сюрпризный момент
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам приехал в гости.
Появляется машина с игрушками. Дети выбирают кошку, рассматривают ее, отвечают на вопросы воспитателя.


II. Основная часть
1. Описание кошки
- Кто это? (Это кошка.)
Воспитатель. Какая она? (Серая, пушистая, мягкая)
Воспитатель. Что умеет делать кошка? (Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко)
Воспитатель. Если мы погладим кошку, что она будет делать? (Мурлыкать, выгибать спину)
Воспитатель. А что делает кошка, когда видит мышку? (Тихонько подкрадывается, ловит, бежит)
Воспитатель. Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать? (Играть, подпрыгивать, хватать)
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово: ко-о-ш-шка-а. Повторите его со мной так же. (Дети повторяют)

- Теперь Асмир скажет слово «кошка», а мы послушаем, как будет звучать слово у Асмир...  (Ребенок произносит слово «кошка»)
- А Аделина повторит нам, что делает кошка. (Ребенок повторяет)
- Вспомним слова, которые вы назвали. (Дети выполняют)

2. Описание собаки
Воспитатель берет игрушечную собаку.
Кто это? (Собака)
Воспитатель. Послушайте, как звучит это слово: С-с-со-о. оба-0-с-ка-а-а.
- Арсений, произнеси это слово так, как я. (Обращается с аналогичной просьбой еще к двум-трем детям.) Дети выполняют.
- Угадайте, как зовут собаку. (Дети называют различные клички)

Это Жучка. Посмотрите, какая она красивая Уши у нее…. длинные, нос.. черный, глаза... блестящие, лапы.. толстые, шерсть... мягкая, пушистая.

- Ребята, что умеет делать собака? (Лаять, кусаться, бегать, ходить, сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом и т.п.)
Воспитатель на игрушке демонстрирует движения-«подсказки»: шевелит ушами собаки, хвостом и т.п.
Воспитатель. Что делает собака, когда видит кошку?
Дети. Хочет поймать, бежит за ней, лает, ловит
Воспитатель. А когда собаке дают мясо, что она делает?
(Подпрыгивает, служит, радуется, виляет хвостом, ест)
Воспитатель. Вы сказали много слов о том, что делает собака.
Вспомните и назовите эти слова еще раз. (Дети выполняют)
Сколько разных слов вы назвали! Кто хочет рассказать о Жучке, какая она, что умеет делать? (Дети отвечают)
В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы.
Это... собака. Ее зовут... Жучка. Жучка любит... грызть косточки. Собака красивая. У нее... длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака-мама. У нее есть... щеночки. Собака любит своих... щенят.


3. Физкультминутка
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Это игра на внимание. Я вам буду показывать игрушечных животных, а вы должны изобразить, как животные двигаются, «разговаривают».
Воспитатель показывает игрушки (по одной), находящиеся в машине.
Гуси: дети ходят по комнате, приседая, произносят га-га-га.
Лягушки: дети прыгают и произносят ква-ква-ква.
Слоны: дети идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко произнося y-у-у.
А сейчас мы поиграем в игру.

4.Игра «Угадай по голосу»
Воспитатель. Сначала вспомним, как мычит корова (м-у-у-y), как пищит мышка (пи-и-и), как гудит машина (би-и-и). Как стучит молоток? (Дети отвечают)
- Как звенит колокольчик? Как лает собака? Как гогочут гуси? (Дети отвечают)
Затем воспитатель произносит звукосочетания, а дети определяют по громкости голоса, какому животному (или предмету) - большому или маленькому - принадлежит то или иное звукосочетание. Например, он громко говорит ква-ква, и дети называют лягушку.
- Какая лягушка квакает громко большая или маленькая? (Дети. Большая)
Затем то же звукоподражание произносится тихо. (Это лягушонок)

Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.

Воспитатель. Игрушки хотят покататься на машине. Но машина возьмет только тех животных, в названиях которых есть звук с]. Какой звук должен слышаться в словах? (Дети отвечают)
-Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук [с]. Послушайте: с-слон. - - Марк, произнеси это слово, как я. (Ребенок произносит)
Хорошо произнесла. Иди покатай слона. Кого мы еще покатаем?
- В каком еще слове слышится звук [с]? (Дети. Собака)
Воспитатель. Правильно, можно покатать собаку. Миша, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук [с]. (Ребенок произносит)
Правильно произнес, покатай собаку.

Если дети называют слово, в котором звука [с] нет, воспитатель произносит его, выделяя каждый звук, например, ко-о-ош-ш-шка-а-а, предлагает всем сказать так же.
Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.
Машина не повезет гуся. В этом слове есть звук [с'), а не [с]. Кто еще не катался на машине? (Дети. Кошка и лягушка)
Воспитатель. Повезет их машина? (Дети отвечают)
- Почему? Но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать? Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?. (Дети отвечают)
А теперь скажем всем игрушкам до свидания.
Дети прощаются с игрушками.

III. Заключительная часть. Итог занятия
- Кто к нам сегодня приезжал? На чем?
- В какую игру играли?
- Каких животных катали на машине?
- Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада по теме «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Работа с детьми в редней группе детского сада, направленная на развитие речи. В ходе работы  с детьми прививается любовь и интерес к литературным произведениям, развивается воображение, умен...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описание по игрушке (по подражанию педагогу).Задачи:Образовательная:- приобщать детей к восприятию поэтической речи;-продолжать учить рассказывать об...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление сюжетного рассказа по ролям»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет) Тема: Составление рассказа о любимой игрушке»

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет) Тема: Составление рассказа о любимой игрушке»...