Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Сизова Ольга Вениаминовна

Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_po_obucheniyu_detey_gramote.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: «СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ».

      Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он
станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не
исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же
их причины?
             
Н о   о с н о в н ы е   п р и ч и н ы   п о д о б н о г о   я в л е н и я — н а р у ш е н и е
        ф о н е м а т и ч е с к о г о   в о с п р и я т и я , д е ф е к т ы    п р о и з н о ш е н и я ,   а  т а к ж е  

           н е с ф о р м и р о в а н н о с т ь   н а в ы к о в    з в у к о в о г о    а н а л и з а   и    с и н т е з а .
        Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что
предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в
определенной последовательности.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи
в слоги и слова.
     То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо)
быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому
анализу и синтезу.
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом
фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
       Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято
называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
В большинстве своем дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или
артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не
замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова,
искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят
скороговорки т д. Приведенные факторы несомненно свидетельствуют о
незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое
продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения, вплоть до  окончательного завершения последней.
      Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет  на становление детского звукопроизношения, с другой — тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо
невозможны.
                              ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ?
Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение основных, качественных характеристик звука.
     Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие  словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить.
     В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. На подготовительном этапе обучения грамоте в  старшей группе следует научить ребёнка слышать звук [м] в слогах, словах.
      На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы
 ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит ЗВУК.
Возьмем, к примеру, звук [м]. Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей

      Первый шаг в подготовке ребёнка к обучению грамоте – он научился громко, чётко и протяжно произносить гласные звуки русского языка, их шесть – А, О,У, И, Э, Ы; дети знают, что гласные поются, тянутся, воздух свободно идёт через рот, нет препятствий, обозначаем гласные красным кружочком.
Второй шаг - деление слов на слоги, что для ребёнка естественно, т. к. слог –основная единица речи.
Попросите ребёнка хлопать в ладоши по мере прослушивания каждого слога: «мышонок», и тут же спросите: «Сколько раз ты хлопнул?». Ответ: «Три». Цель упражнения научить детей протягивать гласные звуки и делить слово на слоги.
     На этом этапе хорошо провести игру «Телеграф». Сначала произнесите слово по слогам. Чтобы принять телеграмму, нужно ее «записать»: взять карандаш и под схемой слова нарисовать соответствующее количество слогов, можно выложить сначала каждый слог пуговицами (наглядные средства позволят образно представить протяженность слов, научиться их измерять и сравнивать).
    Итак, вы научили детей измерять слова, т. е. обследовать их звуковую оболочку.
Третий шаг - научить ребёнка выделять отдельные согласные звуки. Согласные, которые не поддаются протяжному произнесению, труднее выделить голосом (например: кит, дом). Старайтесь подчеркнуто произнести эти звуки, не отрывая от всего слова.

ЗАДАНИЯ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ:

1. Определить позицию звука в слове: в начале, середине, конце, при этом ребёнок может пальчиком вести под звуковой дорожкой, выделяя голосом нужный звук.

2. Составить схему слова: необходимо протяжно произнести каждый звук, выделив
его. Согласные напомним, бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Твёрдые мы обозначаем синим цветом, мягкие –зелёным; чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой).
    В памятке мы предлагаем игры для развития звукового анализа и синтеза. Одна из таких игр называется «Мечталка-сочинялка». Эту игру очень любят дети. Она развивает не только фонематический слух, но и творческое воображение.
Играть можно на лавочке, и на автобусной остановке, и на прогулке в парке. В игре шесть вопросов. Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на определенный звук (после знакомства детей с этим звуком):
1. Кем (или каким) вы хотите быть?
2. Какое имя вы себе выбрали?
3. Каких животных вы завели бы себе дома?
4. Что бы вы ели?
5. Куда бы вы ездили отдыхать летом?
6. Чтобы вы делали? (чтобы с вами происходило в жизни)?
Например: со словами со звуком «С».
1. Я хочу быть снежной королевой.
2. По имени Снежана.
3. У меня дома жил бы слон.
4. Я ела бы сосиски и сочни.
5. Летом я ездила бы на Северный полюс.
6. И всю жизнь бы смеялась
 

                              К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН:

-знать буквы русского алфавита;

-писать буквы русского алфавита в клетке;

-понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

-определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце;

-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

-пользоваться графическим обозначением звуков (гласные –красный квадрат, твердые согласные –синий квадрат, мягкие согласные –зеленый квадрат);

-уметь записывать слово условными обозначениями, буквами;

-соотносить звук и букву;

-писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;

-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;

-проводить звуковой анализ слов;

-читать слоги, слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;

-правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

                                           ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ – 

        ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. И ТО, НАСКОЛЬКО БЛАГОПОЛУЧНО ОН БУДЕТ ПРОХОДИТЬ, ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ОТ ВАС, ВАШЕГО ТЕРПЕНИЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ.

      УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ЗАВИСИТ ОТ ЗНАНИЙ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧИЛ РЕБЁНОК В САДУ, А ТАКЖЕ ОТ ТОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, КОТОРУЮ СМОЖЕТ ОКАЗАТЬ РОДИТЕЛЬ ЕМУ ДОМА.

                     

                               ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
                                       
Памятка звуко-слогового анализа.
1. Произнеси слово вслух.
2. Раздели слово на слоги. Составь слоговую схему. Прочитай её.
3. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук в слоге.
Охарактеризуй каждый звук и обозначь его фишкой. Прочитай слог по схеме.
4. Аналогично проанализируй другие слоги.
5. Прочитай слово по схеме.
 

                  Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина).
      Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)
Работа со схемой слова: МАЛИНА
 
•   определяем количество звуков в слове;
•   называем звуки по - порядку;
•   определяем количество слогов;
•   произносим 1-й слог МА-;
•   какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий);
•   какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный);
•    произносим 2 слог? ЛИ;
•    какой звук в этом слоге1-й? (Л) Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий);
•    какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный);
•    произносим 3 слог НА;
•    какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твёрдый, звонкий);

  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный); 
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.
    После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается.
     
                                        Характеристика русских фонем.
    В русском языке принято выделять 42 основные фонемы.
    I. Гласные фонемы: а, о, у, э, и, ы (тянутся, поются, голос свободно идёт через рот); - гласный.
    II. Согласные фонемы. К ним относятся все те звуки, при произнесении которых шум преобладает над голосом или голос отсутствует вовсе: п, к, г, х, ш, с, з и др.
         По твердости и мягкости большинство звуков русского языка могут быть как твердыми, так и мягкими, например: п—п', б — б', ,т — т', д — д' и т. д.

За исключением нескольких звуков, которые бывают только твердыми, например ц — ж, или только мягкими — ч.- согласный твёрдый; - согласный мягкий.
                    Предпосылки для успешного овладения грамотой.
1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
2. Психическое и физическое здоровье.
3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
5. Полноценное речевое окружение.
6. Нормальное развитие двигательной сферы.
                           
Под звуковым анализом понимается:
1) определение порядка слогов и звуков в слове,
2) установление различительной роли звука,
3) выделение основных, качественных характеристик звука.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности.

(Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?);
2. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а);
3. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков.

(Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово?

 Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля);
4. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом);
5.«Мечталка-сочинялка». Отвечая на вопросы, нужно обязательно употреблять слова на определенный звук (после знакомства детей с этим звуком):
1. Кем (или каким) вы хотите быть?
2. Какое имя вы себе выбрали?
3. Каких животных вы завели бы себе дома?
4. Что бы вы ели?
5. Куда бы вы ездили отдыхать летом?
6. Чтобы вы делали? (чтобы с вами происходило в жизни)?
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
5. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. «Телеграф»: Сначала произнесите слово по слогам. Чтобы принять телеграмму, нужно ее «записать»: взять карандаш и под схемой слова нарисовать соответствующее количество слогов.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) можно  использовать следующие задания:
-написать букву в воздухе; 
-выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
-написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; 
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
-вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
-вылепить из пластилина, теста; 
-написать на плакате букву разных размеров, разного цвета;
-выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по обучению детей грамоте.

В рекомендациях для родителей можно узнать как и с какого возраста можно начинать обучение дошкольников грамоте....

Семинар для педагогов "Советы родителям по обучению детей грамоте"

На семенаре-практикуме, я познакомлю педагогов, как быстрее научить ребенка читать, познакомлю с играми и упражнениями для обучения грамоте....

Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольн...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ.

ВАшему вниманию представлены рекомендации для родителей "Что необходимо знать к школе"....

Консультация для родителей Тема: «Советы родителям по обучению детей грамоте».

Консультация для родителейТема: «Советы родителям по обучению детей грамоте». Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и пис...

Памятка для родителей по обучению детей грамоте

 Простая и понятная памятка для родителей, стремящихся приступить к обучению своего ребенка грамоте самостоятельно....