Формирование любви к малой Родине, как основа развития патриотических чувств
учебно-методический материал

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это сложный процесс, в основе которого лежит развитие чувств и эмоциональной сферы, которые обусловлены духовным климатом общества, историческими корнями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

МКДОУ «Буратино»

Хвастовичского района Калужской области.

Формирование любви к малой Родине, как основа развития патриотических чувств

Выступление на районном методическом объединении работников дошкольного образования

Хвастовичского района  Калужской области

Евтюховой Н.И., воспитателя МКДОУ «Буратино»

с. Хвастовичи Калужской области

Хвастовичи, 2023

Проблема воспитания подрастающего поколения в нашем обществе выходит на первый план. Я хотела бы обратить внимание на проблему патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Как сказал Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.        Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это сложный процесс, в основе которого лежит развитие чувств и эмоциональной сферы, которые обусловлены духовным климатом общества, историческими корнями.

Целью своей воспитательной работы я ставлю воспитание патриотических чувств  к своей стране через формирование любви к малой родине. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, данная работа имеет особое значение.

 В каждом округе, регионе нашей страны есть всё необходимое для патриотического воспитания дошкольников: в каждом месте своя природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, не является исключением и наш край.

История и культура округа, села, края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности. В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических  чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной стране.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родным селу и краю, Родине.            

     Задачи педагогов и родителей – знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного села и края, воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям, развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
  • Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном селе.
  • Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому  нашего народа.

Представленные задачи реализуются во всех видах деятельности: непосредственная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, быт. С их помощью у дошкольников формируются не только патриотические чувства, но и выстраиваются отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т. д.

В патриотическом воспитании дошкольников рекомендуют использовать следующие формы работы:

‒ факультативные занятия (беседы, игры);

‒ все виды художественной творческой деятельности;

 ‒ проведение  праздников ;

 ‒ просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

‒ экскурсии, целевые прогулки по селу;

‒ детская благотворительность;

‒ тематические вечера;

‒ организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

В моей практике поводится ряд праздников, которые стали традиционными. Особое внимание уделяется праздникам, где формируется чувство любви к семье и близким людям. Это День матери, День отца, День дошкольного работника, День семь, любви и верности. Мы проводим мероприятия, посвящённые Дню Победы, Дню Защитника Отечества, знакомим детей с историческим прошлым нашего великого Отечества, формируем чувство гордости за защитников. Уделяем внимание государственным праздникам Дню независимости, Дню российского флага, День народного единства.  

Большие возможности для работы в данном направлении принадлежат различным видам творческой деятельности: чтобы лучше запомнить символику, мы делаем аппликации, изготавливаем подарки для членов семьи, обращая внимание на то, почему в этот праздник принято дарить подарки.

Неоценима роль благотворительных  мероприятий. Последнее из них – «Коробка Храбрости», выполняем  рисунки участникам СВО, развешиваем кормушки.

Нужно упомянуть о различных экскурсиях, которые помогают лучше изучить родной край, а без знаний любовь формировать трудно. Посещаем мы наш музей в детском саду, школьный музей, где собраны уникальные экспонаты, которые наглядно рассказывают о жизни наших предков. Интересной может стать самая обычная прогулка по улицам села, если мы её дополним информацией о названии улицы или интересном человеке, чья жизнь связана с этой улицей. В названиях улиц  села мы найдём много интересного об особенностях ландшафта и красоте  родной земли. Это улицы Луговая, Лесная, Заречная, Запрудная. Улицы Господарёва,  Бусловского,  Лилякова, Талалушкина  названы в честь уважаемых людей нашего края. Их имена вошли в историю нашего села, ведь невозможно никакими другими мерилами измерить вклад этих людей в развитие нашей родины. Много имён  прославленных соотечественников, о  которых  нужно  говорить,  это  Гагарин, Пушкин, Циолковский и др. Мы  можем  говорить   о  том,  что  наши  земляки -  большие  труженики,  об этом  тоже  расскажут  названия  улиц  Совхозная,  Рабочая, Мелиораторов, Энергетиков,   Строителей.

Таким образом, актуальность развития познавательного интереса в области патриотического воспитания связана с запросами общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории, культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании любви к краю и Родине. Наша задача не упустить возможности для закладки фундамента патриотического воспитания человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»

Тьюторская позиция   при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...

Формирование у дошкольников любви к малой родине на основе музыкального наследия Кубани

Цель опыта– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к кубанскому народному творчеству, и...

Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”

Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...

Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”

Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине"

Консультация  "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине"...

Формирование любви к малой родине как необходимое условие начало патриотического воспитания

Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - месту, где он родился, своей семье, своему поселку - с любви к его малой Родине. Большая Родина всегда начинается с малой. А...