Мастер -класс для студентов на тему: «Детский совет как форма поддержки детской инициативы»
материал

Дойкова Прасковья Афанасьевна

           Программа «Вдохновения» решает задачи, обусловленные новыми веяниями современного мира,  новые тенденции  в области дошкольного образования. Одна из главных идей программы «Вдохновения» - спокойствие уважительное взаимодействие при работе с детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Мастер -класс   для студентов

на тему: «Детский совет как форма поддержки детской инициативы»

 

Подготовила и провела:

Дойкова П.А ., воспитатель.

г. Канск 2022г

Детский совет как форма поддержки детской инициативы

Программа «Вдохновение» – это абсолютно новый методический продукт, разработанный коллективом авторов (В.К. Загвоздкин, С.Н. Бондарева, А.И. Буренина, А.М. Лельчук, Л.В. Свирская, С.С. Славин, Т.Э. Тютюнникова, И.Е. Федосова) на основе требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом результатов современных психолого-педагогических исследований и требований педагогов-практиков.

Программа «Вдохновения» решает задачи, обусловленные новыми веяниями современного мира,  новые тенденции  в области дошкольного образования. Одна из главных идей программы «Вдохновения» - спокойствие уважительное взаимодействие при работе с детьми.

Программа основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений.

Новая программа построена на современных технологиях.

Технология, предложенная Лидией Васильевной Свирской- План-Дело –анализ — это дневной цикл жизни деятельности детей, в течение которого воспитанники вместе со взрослыми (педагоги родители) совершают, поисково-познавательную, творческую работу. (Проектная деятельность)

Что такое «детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе.

С чего начинается детский совет:

  • Выбор место
  • Согласование сигнала
  • Установления правил
  • Подготовка информационного поля (рабочая стена, разрешение картинок)
  • Продумывания вопросов для начало группового сбор

Основные задачи Детского совета:

Для взрослых:

- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения;

- развивать у детей навыки ведения коммуникации, планирования, собственной деятельности;

- вместе выбрать тему нового проекта, определить направления событий, план для реализации нового проекта;

- развивать навыки культурного общения;

- развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, подводить итоги проекта.

Для детей:

- учиться объяснять словами свое эмоциональное состояние, свои желания, действия; аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- учиться внимательно, слушать, высказывать конструктивное отношение к высказываниям других;

- учиться делать выбор, планировать свою деятельность;

- учиться рассказывать о своих действиях: удачах, неудачах, чувствах и желаниях.

Как мы организовали «детский совет» в наших дошкольных учреждениях.  Во-первых, мы освободили развивающую предметно-пространственную среду: сделали уютный уголок, где можно доверительно общаться.

Как работает «детский совет»? «Детский совет» проходит утром - в начале образовательной деятельности.

В определенное время звучит колокольчик, воспитатель, родители (кто желает), педагог-психолог (или другой свободный специалист) занимают свое место, дети спокойно собираются. ЕСЛИ НОВЫЙ ПРОЕКТ МОГУТ УЧАСТВОВАТЬ ДВА ПЕДАГОГА,

Структура группового сбора

Основные составляющие детского совета:

1.Приветствие (пожелания, комплименты, подарки); 

Приветствия - По мере того как дети привыкают к новым вариантам приветствия, они приспосабливают их к старым, привычным и вносят собственные идеи.

2.Игра (сенсорные, ритмические,  игры  тренинг, пение, слушание);

Сенсорные игры – важная составляющая Круга. Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность ребенка.

 Ритмические игры – основное наполнение Круга. Их цель – эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Ритм играет важную роль в организации поведения ребенка.

Игры по правилам направлены на развитие у детей произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в игру и соблюдать условия игры.

3. Обмен новостями или философствование с детьми;

4. выбор темы проекта

5. планирование   дня, планирование содержания, формы и виды деятельности, презентация Центров, активности.

Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10-30 мин.

Жесткой рамки нет, ровно, как и нет жестко закреплённой структуры.

6. Обсуждение с детьми, кто и в каком центре будет работать.  

  Выбор партнеров по работе в центрах. Работа с экраном выбора

В определенное время звучит колокольчик, воспитатель, родители (кто желает), педагог-психолог (или другой свободный специалист) занимают свое место, дети спокойно собираются.

Звучит колокольчик

Воспитатель. Ребята, колокольчик   приглашает вас на утренний сбор.

Круг начинается с приветствия.

Предлагаю вам сейчас вам поздоровается.

  1. Приветствие
  • «Давайте поздороваемся»

- Давайте с вами совсем поздороваемся.

 Дети встают в круг и берутся за руки.

Затем приветствуют друг друга нетрадиционным способом:

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы - большая лента.

Можем мы большими быть (поднимают руки вверх),

Можем маленькими быть (приседают),

Но никто один не будет (исходное положение). 

(обращать внимание на успех детей в выполнении задания, внимательности)

 Или «Вновь пришла зима»

  • С добрым утром!         

С добрым утром! С новым днём!

    С новым солнцем за окном!

    Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Воспитатель. Здорово, замечательно, все у нас получилось! Все были внимательными.

Все рассаживаются на ковер.

Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились?  Какое у вас настроение? 

Воспитатель. А давайте проверим наше настроение! У кого улучшилось настроение нужно хлопнуть в ладоши. Посмотрите друг на друга. У всех ли улыбающиеся лица?

  У меня тоже хорошее настроение. Я очень рада, что вы пришли в  детский сад.

–        А где же наши ручки? Поприветствуем друг друга руками (машем).

–        Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая игра «Снег»

 Белый пух, снежный пух, все-все-все в пуху вокруг. Пух на шапках

(показываем на названные вещи),

Пух на шубках, Пух на бровках, Пух на губках. Как щекотно — ух!

(щекочем талию)

Кто щекочет  —  пух!

Воспитатель: Какие веселые и забавные снеговики получились у нас!

     3.Обмен новостями (3 мин)

Воспитатель: Ребята, мы с вами не виделись целый вечер и ночь, и у вас конечно же есть новости. Кто желает поделиться своими новостями возьмит   снежинку. (Дети берут по снежинке. Бумажные снежинки лежат в центре ковра).

Воспитатель: Дети, а кто напомнит наши правила?

Д. Один говорит, а все внимательно слушаем. Говорим по очереди.

(Дети обмениваются новостями)

Р.      Мы с мамой вчера читали книжку.

Воспитатель: приятно провести вечер вместе с мамой.

Р.      Я……

Воспитатель: Ты прекрасно провел вечер.

Р.       …….

Воспитатель: Замечательная новость.

Воспитатель: И у меня дети, хорошая новость. Вчера мы съездили со своей семьей на самые больше горки в нашем городе.  А скажите, какое время года?

 

 Воспитатель: Дети, а кто из вас оказался внимательным, тот заметил, что в нашей    

          группе произошли изменения. Что новое появилось в группе?

Д.      Снеговики, елочки, снежинки, картинки.

Воспитатель: Отлично. Какие вы внимательные дети. А скажите, какое время года  

          изображено на картинках?

Д.      Зима.

Воспитатель: А почему вы решили, что это зима?

Д.      Много снега. Дети катаются с горки, лепят снеговиков, играют в снежки,

          катаются на лыжах и т.д. Дети одеты в шубах, шапках, варежках.

Воспитатель: Правильно. Только зимой можно поиграть в снежки, покататься на

          коньках, лыжах, санках, слепить снеговиков. Вот такие веселые забавы у

          детей зимой.

Воспитатель: а еще я принесла вам новую интересную книгу о зимних забавах

Воспитатель: Дети, вы, наверное, догадались какая новая тема ждет нас сегодня?

Д.      Да. Зимние забавы.

Воспитатель: Так и запишем. Тема «Зимние забавы»

Воспитатель: Дети – новая тема — это тоже наша общая новость. Вы придете домой и    расскажите родителям, что нового узнали про зимние забавы.

5. Планирование. «Паутинка» (5мин) Дети, а что мы можем сделать в наших центрах по данной теме?

(Предложения детей. Идеи вносятся в план).

Воспитатель: А когда пойдем на прогулку, чем мы сможем заняться?

Д.      Поиграть в снежки, покататься с горки, сделать снеговика, поиграть в игру «Заморожу»

     6. Презентация центров активности (2 мин).

Ребята послушайте внимательно, что нового я приготовила в наших центрах.

В центре книги «Книжкин дом»  вас ждут интересные книги со стишками, загадками, рассказами о зимних забавах. А еще много картинок из журналов, альбомов.

В центре конструирования «Юные строители» - разные виды конструктора, схемы постройки саней. Где сможете из коробки сделать настоящие сани деда Мороза. Вы можете побыть настоящими строителями.

В творческой мастерской «Талантливые пальчики» есть шаблоны снеговиков, елочек, картинки, ватные диски, цветные салфетки, большой лист бумаги.

Воспитатель: А кто пойдет в центр науки и в центр воды вы сможете сделать снег который не таит

 7. Проговаривание плана (3 мин).

В.       Подумайте и решите, кто пойдет в какой центр работать.

Д.      – Я пойду работать в центр……. Я буду строить….

В.      – Кого бы ты хотел бы пригласить с собой.

         – А ты согласен пойти вместе с ……?

         – А ты чему хочешь сегодня научиться?

         – А ты что хочешь делать? Что ты хочешь узнать?

         – С кем ты хочешь этим заниматься?  и т.д.

Дети сегодня в центрах будут работать взрослые: в центре конструирования -…….., в центре книги -……..), я – в центре науки, в центре воды  в «Творческой мастерской» ……..

  8.Реализация плана. Работа в центрах активности. (15-20 мин).

В. Ребята, кто уже сделал свой выбор, можете обозначить на «Доске выбора» и идти работать. Тем, кто еще не решил я напомню, какие центры ждут вас: центр науки, центр воды, «Творческая мастерская», центр книги и центр конструирования.                                    

                                                                                                                                                    9.Итоговый сбор. Анализ деятельности. (3 мин)                                                                                                            В. - Кто хочет рассказать о своей работе?

- Эта работа была для тебя интересной?

-  Какие трудности были у тебя?

-  Кто тебе помог?

-  Кто расскажет, что сделали в творческой мастерской? (ответы детей)

В. - Ваша картина украсит нашу группу.

- Получилось ли у тебя то, что задумал? Доволен ли ты своей работой?

- О чем расскажут дети, которые работали в центре книги? (рассказы детей)

Ваша книга получилась интересной. Теперь мы все вместе ее прочитаем, и она будет жить в « книжкином  доме».                                                                    

       - Что нового узнали дети, которые работали в центрах науки и воды? (ответы детей)

 В. Ребята, вы сегодня работали дружно, старались. У вас все получилось.

          Спасибо за дружную работу! Спасибо взрослым за участие. Мне было с вами очень интересно.

Когда педагог инициировал определенный проект то он может использовать свою новость как метод культурного продавливания.

 А выявить инициативы и образовательные запросы детей, поможет «модель трех вопросов» Л.В Свирской.

Общий вид модели трех вопросов

Что знают?

 Что хотят знать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

ЗАПОЛНЯЮТ

Таким образом из общего обсуждения темы, из заполнения «Модели трех вопросов» рождается основа плана- как по содержанию, и по видам деятельности. Тема проекта (….)

Дальнейшее развитие проекта может произойти при составлении плана «Паутинки»

Тема выбрана

Педагог заранее наносит разметку –название центров активности.

Это форма называется то форма называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана.  Во время методических часов педагог на обратной стороне пишет задачи, которые он решит при реализации проекта в соответствии с ОП ДО и Рабочей программой;

Работа в центрах (20-25 мин)

Итоговый сбор. (Раздается звонок колокольчика, дети несут свои работы на ковер).

Воспитатель задает детям вопросы:

-Кто хочет рассказать о своей работе? Ты доволен своей работой?

  • Ты завершил свою работу?
  • Получилось ли у тебя, что задумал? Кто тебе помог?
  • А кто расскажет, что сделали в «Творческой мастерской?»
  • Куда ты хотел бы поместить свою поделку?
  • О чем расскажут дети, которые работали в центре «?».

     Реализация программы затронула основные направления и изменения в образовательной организации: организация предметно-пространственной среды, содержания и подход к организации образовательной деятельности, взаимодействие с родителями.

В результате применения в работе с детьми, замечаем перемены, которые происходят с ребятами. Они любознательные, внимательные, и активны, проявляют интерес к творчеству высказывают смелые идей и с готовностью их воплощать.

Программа «Вдохновение» ориентирует взрослых на создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытии, удивлений, преодолений трудности, ошибок и радостей первых побед

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы»

Выступление с докладом на РМО на тему " Технология " Детский совет" как важнейшая форма поддержки детской инициативы"....

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ».

Цель: - поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по использованию квест – технологии в работе с детьми.Квест – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через...

Статья "Технология "Детский совет" как форма поддержки детской инициативы".

В статье представлена технология «Детский совет», которая позволяет  сорганизовать детей   для обсуждения планов реализации совместных дел, поддерживать детскую инициативу, ...

«Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...