Доклад-презентация из опыта работы «Использование дидактических игр по ознакомлению с природой на экологической тропе детского сада»
учебно-методический материал (средняя группа)

Тоняева Татьяна Игоревна

 

доклад-презентация об использовании дидактических игр по ознакомлению с природой на экологической тропе детского сада» и их значении для экологического воспитания детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

 

Доклад-презентация из опыта работы

«Использование дидактических игр по ознакомлению с природой на экологической тропе детского сада»

Подготовила воспитатель:

Тоняева Татьяна Игоревна

г.о.г. Арзамас, 2023

Добрый день, уважаемые коллеги. Я хочу представить Вам доклад-презентацию об использовании дидактических игр по ознакомлению с природой на экологической тропе детского сада» и их значении для экологического воспитания детей дошкольного возраста.

        Актуальность данной темы обусловлена, в первую очередь, требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО относительно воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста. Одним из ее направлений является становление процесса непрерывного экологического образования в условиях усугубления экологических проблем: формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе (п. 2.6.).

Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, ведь в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей – целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность, т.е. личность, характеризующаяся сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Поэтому важнейшей целью экологического образования в детском саду можно назвать формирование экологически ориентированного сознания детей-дошкольников.

Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.

Экологическая культура – совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Сейчас вопросы взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения к природе, они погубят себя. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо с раннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры и ответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.

Таким образом, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания являются дидактические игры. Они не только доставляют детям много радости, но и содействуют их всестороннему развитию.

Дидактические игры экологического содержания способствуют:

1.        Развитию познавательных способностей. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

2.        Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности.

3.  Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, связная речь.

4.        Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать. Соблюдение норм поведения в природе требует определённых волевых усилий, что оказывает влияние на развитие воли и произвольности.

5.        Художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Я заметила, что использование дидактических игр делает процесс обучения более интересным и живым, помогая дошкольникам преодолевать трудности в усвоении и закреплении материала, так как в игре воспитанники более охотно выполняют то, что вне игры им кажется неинтересным и трудным.

Дидактические игры по экологии – это своеобразные «занятия» для дошкольников, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Они разнообразны по содержанию, игровому материалу, познавательной деятельности, игровым действиям.

По дидактическому материалу игры объединяется в три основных вида:

- игры с предметами, с природным материалом,

- настольно-печатные

- словесные игры.

Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-занятия имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Дидактические игры экологического содержания направлены: 

1.для обогащения экологических представлений

- О многообразии и разнообразии природных объектов

- О взаимосвязях в природе

- О культуре поведения в природе

2. Для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе

- Для развития эстетического восприятия природы

- Для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе

3. Для приобщения к экологически ориентированной деятельности

Использование дидактических игр на экологической тропе позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением.

Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Объекты нашей экологической тропы дают большие возможности для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр.

Расскажу подробнее о том, как я использую дидактические игры на экологической тропе.

Конечно, основными видами деятельности во время прогулок на экологической тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Дидактические игры мы проводим для закрепления полученных детьми знаний и представлений. Летом и в теплую погоду весной и осенью, игры я провожу прямо на станциях тропы, при плохих погодных условиях их можно провести в группе.

Первая станция нашей тропы - станция «Первоцветы». Она обогащает представления детей о первоцветах, закрепляет названия цветов, их строение, способы ухода, условия роста. На этой станции мы играем в следующие дидактические игры: «Полевые и садовые цветы», «Цветы, травы, кустарники, деревья», «Найди части цветка».  Рассматриваем цветы на клумбах.

Хочу отметить, что при использовании дидактической игры необходимо следовать определённым педагогическим принципам:

        Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;

        Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

        Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

        Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

        Конкретно и чётко объяснять правила.   

Далее следуют станции «Красная книга», Станции «Зеленая аптека», на которых мы можем познакомить детей с лекарственными растениями, растениями Красной книги Нижегородской области. Закрепляя полученные представления, играем в дидактические игры: лото «Лекарственные растения», «Полевые, садовые и комнатные растения», «Кому нужна вода» и др.

Станция «Садовые цветы» знакомит нас с цветами, произрастающими на наших клумбах, их строением, образом жизни

На этой станции целесообразно провести дидактические игры: «Полевые, садовые и комнатные растения», «Кому нужна вода», «Цветы, травы, кустарники, деревья», «Найди части цветка».  Рассматривали цветы на клумбах.

Станция «Деревья» знакомит нас с лиственными и хвойными деревьями, их значением в жизни человека, о пользе их и свойствах. На территории нашей экотропы произрастают ива, тополь, береза, рябина, можжевельник. Для закрепления представлений я использую дидактические игры: «Краски осени», « С какого дерева листок», «С какой ветки детки», « Кто спрятался за листочком», «Времена года» и т.д.

Станция «Зона отдыха»  предназначена  для создания эмоционально-благоприятных условий пребывания детей во время экскурсий по экологической тропе. Здесь с детьми мы можем поиграть в словесные дидактические игры, рассмотреть альбомы с картинками. Поделиться своими впечатлениями.

Станция «Деревенский дворик» знакомит нас с домашними животными, особенностями их внешнего облика, поведения, повадками и пользе для человека, рассматривали альбом с домашними животными, играли в дидактическую игру «Мамы и их детеныши».

Станция «Огород» данная станция предназначена для обобщения знаний детей о культурных растениях, выращиваемых на территории нашего региона. Мы играли следующие дидактические игры : «Вершки и корешки», «Кому нужна вода», «Части растения», «С какой ветки детки», «Разложи по корзинкам фрукты, овощи и ягоды», «Кому нужна вода»

Станция «Птичья столовая» нужна для знакомства детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле, развивать познавательную способность дошкольников  играли в игру «Птичья столовая», «Перелетные  и зимующие птицы», «Птички и перышки»

Метеостанция предназначена для формирования умений у детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы. Мы  играли в игру «Времена года», лото «Явления живой и неживой природы».

Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру.

Список литературы

  1. ФГОС ДО
  2. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с.
  3. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие /Букатов В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 152с.
  4. Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвешение,2009.-80 с.
  5. Выгодский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз,1997.-95с.
  6. Граббет И. Игры для малышей от 2 до 6 лет.- М.: «Росмэн»,1999.-160 с.
  7. Грабовская Л. Пространственно- предметная игровая среда как основа развития индивидуальности ребенка.// Детский сад,-2004,-№ 4,- с.9.
  8. Дрязгунова В Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.- М. 1991.-160 с.
  9. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду. Мир растений.- М. 2004.-65 с.
  10. . Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Каменева Л. А., Матвеева А. К.,. Маневцева Л. М. и др.; Сост. Л. А. Каменева; Под ред. Саморуковой П. Г. - М. Просвещение, 1983. - 207 с.
  11. Климшкова О. Игра, как азбука общения.// Дошкольное воспитание,- 2002,-№ 4,- С.7.
  12. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2004-144 с.
  13. Костина Л. Игровая терапия в детском саду.// Дошкольное воспитание,- 2004,-№ 12 С.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЕТСКОГО САДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Экологическому образованию детей и взрослых на современном этапе уделяется серьезное внимание, т.к. общество все больше осознает зависимость состояния среды своего обитания от уровня образования.Научн...

Выступление из опыта работы «Роль дидактических игр в ознакомлении дошкольников с живой природой»

Рассказать о том как с помощью дидактических можно воспитывать и обучать детей....

Сообщение из опыта работы " Использование дидактических игр в работе с детьми раннего возраста по экологическому воспитанию"

В сообщении рассказывается о проделанной работе по экологическому воспитанию в группе раннего возраста...

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Сообщение из опыта работы. Использование дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.

       Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время...