семинар-практикум «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
методическая разработка

Лариса Васильевна Ботоева

Семинар -практикум способствовал повышению педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,  формированию у педагогов новых профессиональных умений по проектированию образовательной среды, способствующей экономической грамотности  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar1.docx20.85 КБ
Файл seminar.docx56.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

МДОУ д/с «Родничок» 2021г. ст.воспитатель Ботоева Л.В.

Цель:  повышение педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,  формирование у педагогов новых профессиональных умений по проектированию образовательной среды, способствующей экономической грамотности  дошкольников.

Повестка:

Теоретическая часть:

- познакомить педагогов с задачами включения основ финансовой грамотности в дошкольное образование;

-познакомить с пособиями и разновидностями программ, направленными на изучение основ финансовой грамотности;

-рассмотреть примерный тематический план обучения, представленный 4 блоками: труд (продукт, товар); деньги, цена, стоимость; реклама и полезные экономические навыки и привычки в быту;

-рекомендовать педагогам методы и формы работы с детьми по финансовой грамотности не только традиционные, но и современные:  квесты; ситуативные задачи; интерактивные развивающие игры;

- познакомить с опытом работы педагогов Иркутской области

Практическая часть:  

Решение  ситуационных задач: «Работать и зарабатывать»,

Игра «Дорого-дёшево, выгодно-невыгодно»

Решение  семинара.

Ход семинара:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. 8 сентября 2016 года подписано соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения РФ между Банком России и Минобрнауки России. В связи с этим была разработана Дорожная карта – Перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности всех обучающихся образовательных организаций включая дошкольное образование в РФ на 2017-2023 годы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования экономической культуры детей, как одного из компонентов общей культуры личности. В связи с этим стал актуальным вопрос о повышении уровня компетентности педагогов в данном направлении.

Сегодня мы познакомим вас  с целью и задачами включения основ финансовой грамотности в дошкольное образование:

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего возраста.

Задачи:

Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

Раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт( результат труда)-деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда- как честного способа их заработать;

-сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

-подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

научить соотносить понятия надо, хочу, могу;

обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить;

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

-подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные ( личные) деньги.

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

-стимулировать интерес к изучению мира финансов;

-сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;

-способствовать повышению ответственности и самоконтроля-качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (показ  презентации)

С пособиями и разновидностями программ, направленными на изучение основ финансовой грамотности:

Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» программа разработана с целью формирования финансовой грамотности у детей 5-7лет. Под эту программу подготовлена серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: «Читаем и обсуждаем», «Рассуждаем и решаем», «Играем вместе», «Мини-спектакли», «Говорим с детьми о финансах», «Методические рекомендации». Программа может быть реализована следующими способами: в течении 2 лет, начиная со старшей группы. 1-2 занятия в неделю. знакомим с первыми 4 темами в первый год: без труда нет жизни на земле, что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны, покупаем, продаем и обмениваем; тратим разумно, сберегаем и экономим.

второй год обучении три темы: учимся занимать и отдавать долги; учимся планировать, богатство и бедность.

В течении одного года в подготовительной группе рассматриваются все семь тем Программы.

2.Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»  имеет сборник методических материалов, сборник демонстрационных материалов, сборник занимательных задач и ребусов для детей «Путешествие в мир финансов» , книжка раскраска «Как сорока карту потеряла»

Рассмотрим  примерный тематический план обучения, представленный 7 блоками: 1.Без труда нет жизни на земле; 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны; 3. Покупаем, продаем и обмениваем; 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.  5.учимся занимать и отдавать долги; 6.учимся планировать, 7. богатство и бедность.

Рассмотрим  примерный тематический план обучения Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» , представленный 4 блоками:труд (продукт, товар); деньги, цена, стоимость; реклама и полезные экономические навыки и привычки в быту;

Рекомендуем  не только традиционные  методы и формы работы с детьми по финансовой грамотности- беседы, обсуждение, чтение, рассказ, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, творческо-трудовая деятельность, , но и современные:  викторины, досуги, конкурсы, квесты; ситуативные задачи; интерактивные развивающие игры; театрализованные постановки;

Познакомим с  опытом  работы педагогов Иркутской области. (показ презентаций)

Практическая часть:  

Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому предоставленный материал  проводим  в игровой форме, который  интересен не только педагогам, но и легко воспримется детьми.

Решение  ситуационных задач: «Работать и зарабатывать»:

1. рассказываем ситуационную задачу о зайчонке и медвежонке

вопросы: Как вы думаете,кто из зверят поступил правильно? Почему медвежонок решил потрудиться, не жалея своего времени и сил? Давайте соберем пазл и посмотрим , какой красивый мост у нас получится. Какое вознаграждение за свой труд может получить медвежонок? как можно назвать поведение зайчика?

2. Родители подарили на день рождения Ане подарок. (Какой это подарок- мы узнаем, когда соберем пазл. собираем пазл)

рассказываем ситуационную задачу. вопросы: можно ли сказать, что Аня любит не только котенка, но и трудиться? Как вы думаете, кто должен ухаживать за питомцем родители или ребенок, который просил приобрести этого питомца? Согласны ли вы с тем, что для того, чтобы иметь питомца надо быть трудолюбивым человеком?

Игра «Дорого-дёшево, выгодно-невыгодно»

на столах размещаются таблички с изображением торговых предприятий: «Супермаркет «Радуга», «Мини-маркет «Колобок», «Универсам «Умка», «Ярмарка «Щедрый дар». Педагоги делятся на группы (3-5человек).

- Вам предстоит сделать покупки по списку, который получите. В каком магазине их делать и по какой цене, вы будете решать самостоятельно. Ваша задача- закупить все и истратить как можно меньше монет. Выиграет команда, которая истратит меньше денег, сделает закупки дешевле и выгоднее. Обязательно советуйтесь друг с другом и действуете сообща. Цену товара вы можете узнать, перевернув карточку- сколько там кружочков, такова и цена. Ведущий выдает каждой группе список покупок и 10 монет. педагоги отправляются за покупками. По окончании закупок подводятся итоги: определяется, Какая команда все закупила по списку и истратила меньше монет. Участники –победители награждаются грамотами «Грамотный покупатель».

Проект решение семинара:

- внедрять  в работу с детьми основы финансовой грамотности в дошкольное образование;

-  подготовить пособия и атрибуты к играм, направленные  на изучение основ финансовой грамотности;

-составить перспективный тематический план обучения по финансовой грамотности в соответствии с возрастной группой.

- использовать  педагогам методы и формы работы с детьми по финансовой грамотности не только традиционные, но и современные: квесты; ситуативные задачи; интерактивные развивающие игры; театрализованные постановки;

- принять во внимание  опыт работы педагогов Иркутской области



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Финансовая грамотность детей старшего      дошкольного возраста»

2022год МДОУ д\с «Родничок»

Цель: Повышение педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности  детей старшего дошкольного возраста, а так же формирование у педагогов новых профессиональных умений по проектированию образовательной среды, способствующей финансовому  развитию дошкольников.

Повестка:

Теоретическая часть: Обзор темы

Инновационные методы и формы работы с детьми по финансовой грамотности.

Практическая часть:

Предварительная работа: Показ открытых мероприятий, анализ.

Круглый стол: обсуждаемые вопросы:  финансовая грамотность в дошкольном возрасте нужна или нет? Что способствует развитию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста?  Какие пословицы и поговорки вы знаете  о труде, купле-продаже, бережливости?

Педагогические ситуации. (разбор)

« Кто последний?»-Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. 

Подвижная игра «Выбор профессии» В каких профессиях нужна финансовая грамотность?

          Назовите «Валюта стран мира»

Кроссворд ( разгадывание по финансовой грамотности)

Домашнее задание:

Картотека подвижных игр (защита игр) –  подг. группа «Смешарики»

Разработать и придумать пособия для сюжетно-ролевой игры- ст. группа «Капитошка»

Разработать конспект занятия на основе идеи сказки  « Приключения Буратино»- под. группа «Колокольчики»;

Разработать конспект или игру на основе пословицы «Получишь доход явиться и расход»- ст.группа «Ромашки»;

Обзор теоретической темы: Иновационные методы и формы работы с детьми по финансовой грамотности»- группа «Радуга»;

Остальные группы готовят пособия, игры по рассматриваемой теме.

Ход семинара:

Теоретическая часть: Обзор темы

Инновационные методы и формы работы с детьми по финансовой грамотности. (старшая группа «Радуга»)

Практическая часть:

Круглый стол: обсуждаемые вопросы:  финансовая грамотность в дошкольном возрасте нужна или нет? Что способствует развитию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста?  Какие пословицы и поговорки вы знаете  о труде, купле-продаже, бережливости?

« А у нас…пословицы и поговорки »

О труде

По работе и плата.

Кончил дело – гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

О купле-продаже, товаре

Хороший товар на полке не залежится.

На что спрос, на то и цена.

Кота в мешке покупать нельзя.

О бережливости

Бережливость лучше богатства.

Бережливая вещь два века живет.

Запас человека не портит.

Педагогические ситуации:(разбор)

  1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
  1. у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
  2. это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
  3. это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
  1. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
  1. говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
  2. удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
  3. предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

ЗАДАНИЕ « Кто последний?»

Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда от которой не поступило очередного названия)

Буратино, Дюймовочка, Бременские музыканты, Ослиные уши, Сказка о золотой рыбке, Сказка о попе и его работнике Балде, Золушка, Морозко, Цветик – Семицветик, Конек – Горбунок, Огниво, Кот в сапогах, Фиксики- Копилка, Сказка о золотом петушке, Фунтик и т.д.

Назовите  «Валюту стран мира»

hello_html_58c9ea83.gifБиткойн hello_html_161a491f.gifДолларhello_html_m6a2b3e9a.gifЕвроhello_html_786c5057.gif Фунт Стерлинговhello_html_m50d7928.gifИенаhello_html_5e62ced8.gifЮаньhello_html_m65137514.gifРубльhello_html_m17a469a.gifШекельhello_html_3b63847b.gifРупияhello_html_m508fbe05.gifТугрикhello_html_3947422b.gifФранк

Подвижная игра «Выбор профессии» В каких профессиях нужна финансовая грамотность?

Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы. Оборудование: резиновый мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, воспитатель занимает место в центре круга, в руках держит мяч. Называет профессию и кидает мяч произвольно в руки ребенка. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать, какую работу выполняет представитель данной профессии (например, композитор — сочиняет музыку), после чего возвращает мяч ведущему. Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из круга, а мяч заново разыгрывается ведущим. Выигрывает тот из детей, кто останется в кругу вдвоем с ведущим.

  1. Автомеханик
  2. Бухгалтер
  3. Ветеринар
  4. Геронтолог
  5. Дипломат
  6. Журналист
  7. Звукорежиссер
  8. Инкассатор
  9. Курьер
  10. Логист
  11. Менеджер
  12. Педагог
  13. Токарь
  14. Фермер
  15. Шоколатье
  16. Этнограф

Кроссворд ( разгадывание по финансовой грамотности)

ЗАДАНИЕ  « Кроссворд »

hello_html_196d9c4.jpg

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Домашнее задание:

Картотека подвижных игр (защита игр) –  подг. группа «Смешарики»

Разработать и придумать пособия для сюжетно-ролевой игры-ст. группа «Капитошка»

Разработать конспект занятия на основе идеи сказки  « Приключения Буратино»- под. группа «Колокольчики»;

Разработать конспект или игру на основе пословицы «Получишь доход явиться и расход»- ст.группа «Ромашки»;

Обзор теоретической темы: Иновационные методы и формы работы с детьми по финансовой грамотности»- группа «Радуга»;

Остальные группы готовят пособия, игры по рассматриваемой теме.

Проект решения семинара:

- продолжать внедрять  в работу с детьми основы финансовой грамотности;

-  продолжать пополнять среду  пособиями и атрибуты к играм, направленные  на изучение основ финансовой грамотности;

- использовать  педагогам инновационные методы и формы работы с детьми по финансовой грамотности;

- принять во внимание  опыт работы педагогов  детского сада;

- работу  по внедрению основ финансовой грамотности считать удовлетворительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Семинар-практикум на тему: «Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры.Задачи:- сформировать элементарные экономические знания у родителей;- содействовать повыше...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...