«Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы" (Консультация для педагогов)
материал (старшая группа)

Горбунова Алла Гайнитдиновна

         Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.doklad.docx251.07 КБ
Файл 2.2_kartochki_podskazki_po_shahmatam.docx629.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы"

(Консультация для педагогов)

C:\Users\admin\Desktop\1667444208_8-sportishka-com-p-shakhmati-napolnie-oboi-9.jpg

                                               

Подготовила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова А.Г.

   г. Покачи  2022 г

Цели и задачи:

  • Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
  • Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур.
  • Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения задачи.
  • Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
  • Учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
  • Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
  • Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Программы для обучения детей в шахмат.

Цель педагога, тренера, работающего с дошколятами и младшими школьниками - заинтересовать ребенка шахматами, помочь ему усвоить основы этой увлекательной игры.

В этом могут помочь шахматные программы. Их достаточно много. Представляет интерес программа обучения, предложенная еще в 1994

году И.Г.Сухиным. Сухин Игорь Георгиевич - председатель комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ, член комиссии "Шахматы и образование" РШФ, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования (РАО), член Совета РАО по сравнительной педагогике, руководитель проекта "Шахматы детям" Министерства образования РФ. Данная программа размещена в Сборнике программ общеобразовательных учреждений для начальных классов и рекомендована как основа для обучения в системе детских дошкольных учреждений. Начиная обучение детей, следует определиться, какие цели мы перед собой ставим, поскольку процесс обучения игре в шахматы можно рассматривать с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта ребенка и, второе, как собственно процесс обучения игре.

Программа, предложенная И.Г.Сухиным, рассматривает обучение игре в шахматы как развивающий процесс. При этом следовало учитывать

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников, в частности ее познавательной сферы. Каждый воспитатель уделяет массу времени для претворения и достижения целей и задач программы дошкольного образования в направлении умственного развития дошкольников. И каждый воспитатель находится в постоянном поиске новых путей и подходов для развития детского мышления. И мы- не исключение. Работая в старшей, подготовительной группе, решили помочь детям лучше подготовиться к школе, обучая их игре в шахматы.

Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

По По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Что дает она детям?

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам... Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное - это развитие памяти. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственного и памяти».

ШШахматы - это древняя игра, которая способствует развитию интеллекта ребенка. Это настольная логическая игра, в которую играют два оппонента 32 фигурами на 64-клеточной доске, эта игра сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет.

Шахматы - игра, в которую можно играть бесконечно, поскольку богатство ее неисчерпаемо. Здесь нет места случайному везению: побеждает самый умный и смелый, упорный и дальновидный.

Во Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра, оказывает огромное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, потому что каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.

психофизиологические особенности столь юного возраста обучаемых. У детей в таком возрасте отсутствует сознательная мотивация к обучению, и принцип может быть только один - должно быть интересно.

Лучше всего для этого подойдет программа «Динозавры учат шахматам».

Данная игра позволяет обучать как группу детей, так и в индивидуальном порядке.

В данную игру может играть ребенок от 4 до 8 лет. Игра очень эффективна для обучения. Она помогает достичь базовых знаний. Хороший и добрый учитель - веселый Динозавр - познакомит ребенка с основными правилами игры в шахматы, с шахматными фигурами, их ценностью и ходами, расскажет, как делать рокировку, что такое пат и мат, а также даст ценные советы, как все-таки стоит начинать партию. Пройдя ее, ребенок знакомится с шахматной доской, с названиями и ходами фигур, основными шахматными понятиями. Узнает основные принципы игры в начале партии. Главным достоинством данной программы является то, что ребенок может свои знания применять на практике, играя с динозаврами (с компьютером). Для психологической поддержки ребенка на первых уровнях ему дается перевес. Таким образом, подобный метод позволяет преодолеть страх малыша перед игрой. Всего в программе шесть уровней. При прохождении всех шести ребенок достигает уровня 5-4 разрядов по шахматам. После каждого занятия детям дается практическое задание в игровой форме. При прохождении каждого задания герой, которым играет малыш, подрастает.

Это очень важный момент в игре. Все дети мечтают быть взрослыми и всячески стараются копировать их поведение. А желание подрасти, то есть стать взрослым мотивирует ребенка играть дальше. В игре ребенок растет, чтобы победить динозавра. Данное отступление от занятий дает малышу возможность отдохнуть от тренировки и наглядно увидеть результат своего труда. Все преподаватели, использующие эту игру, отмечают ее эффективность и высокую мотивацию ребенка продолжать играть в шахматы. При использовании этой игры важен принцип постепенности. Эту программу можно бесплатно скачать в интернете.

 «Chessmaster Ю-th» - программа способна как обучить начинающего игрока, так и составить достойную конкуренцию опытному шахматисту, содержит онлайновый модуль обеспечивающий игру рейтинговой системой, возможностью создания турниров, обучающими опциями и т.д.

https://static-s.aa-cdn.net/img/gp/20600006197171/UdrErmOOHuowj6W_2fxu0deBrHZbyvUwPGLD3k54TSJ77uzcqRlKWDJViVSX3qYVOhY=h900

«Волшебные шахматы Алладина»- мультимедийная обучающая программа для младшего школьного возраста, содержит увлекательные задания, учит преодолевать трудности, играя в шахматы.

Формы организации образовательного процесса по разделу «Обучение игре шахматам».

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

Форма и методы проведения:

Основным элементом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение сказок и т.д. Обучение игре в шахматы происходит в едином процессе ознакомления детей с историей происхождения шахматной игры, с художественным творчеством, художественной литературой. Досуговая деятельность способствует приобщению детей дошкольного возраста к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального темпа обучения. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Проведение занятий предполагает работу с подгруппами из 8-10 детей. Продолжительность занятия в группах общеразвивающего направления от 4-х до 5-ти лет - 20 минут, от 5-ти до 6-ти лет 25 минут, от 6-ти до 7-ми лет - 30 минут.

Ведущей формой является индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям.

Структура занятия по обучению игре в шахматы:

1 .Повторение пройденного материала.

2.Новый материал.

3.Закрепление нового материала.

4.Итог занятия.

Ориентироваться в процессе обучения шахматам следует на детей, которые усваивают медленнее материал, такой подход позволяет, обучит всех детей.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
  • Участие в турнирах и соревнованиях  

В чем особенность и ценность занятий по обучению игре в шахматы?

  1. Структура занятий приближена к обычным занятиям, проводимых в детском саду, что делает процесс обучения понятным как для педагога, так и для детей.
  2. Через все занятия прослеживается тесная межпредметная связь ( особенно с математикой, окружающим миром, развитием речи).
  3. Использование технологии развивающего обучения в учебном процессе позволяет обеспечить целенаправленное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
  4. Установление отношений учебного сотрудничества в процессе обучения.
  5. Использование в учебном процессе приемов, способствующих лучшему запоминанию учебного материала: схематизация основных понятий; включение эмоционально насыщенного материала, творческих заданий.

. Использование мнемотехники, с одной стороны, делает занятие увлекательным, с другой - облегчает процесс запоминания информации. Мнемотаблицы (схемы) особенно эффективны при разучивании шахматных фигур. Суть заключается в следующем: на каждое предложение или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь рассказ о шахматной фигуре зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Кроме этого мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Чтобы дети хорошо запомнили название шахматных фигур, умели отличать их друг от друга, играни с ними в такие игры, «Волшебный мешочек»,

 «Шахматная репка» Посадить «репку». Около неё дети по очереди выстраивают шахматные фигуры, поясняя: «Дед - это король». «Бабка -ферзь». «Внучка - слон». «Жучка - конь». «Кошка - ладья». «Мышка - пешка».

 «шахматный веер», «Чьи следы», «Найди пару»» и т.д.

Во время обучения детей шахматам можно использовать стишки, загадки, сказки о шахматных фигурках, физкультминутки .

С помощью специально разработанных дидактических заданий и миниигр становится возможным достижение решения сразу нескольких задач:

  • Познавательную — расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, действовать в «уме», предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление, суждения, умозаключения, изобретательность.
  • Воспитательную — вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность, самостоятельность, гибкость и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
  • Эстетическую — обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
  • Физическую — побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
  • Коррекционную — помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Была создана материальная база для обучения детей шахматам в доу. В нашем учреждении были приобретены столы с изображением шахматной доски, наборы шахмат , магнитная шахматная доска, также напольные шахматы. Для эффективности обучения детей в течении года проводим мини турниры по шахматам между детьми разных групп. Дети и родители нашего учреждения принимали участие в городских соревнованиях по шахматам, где занимали призовые места.

Обучение детей игре в шахматы проходило в тесном сотрудничестве с родителями. Родителей мы тоже знакомили с шахматной игрой. Для этого разработали консультации «Почему полезно учить детей играть в шахматы?», «Шахматы для детей», «Родителям об игре в шахматы» и др. Заинтересовавшись игрой, они стали чаще играть с детьми. Шахматы сблизили детей и родителей.

Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Дети получат огромное удовольствие от процесса игры, занятия шахматами станут одной из самых любимых интеллектуальных игр наших воспитанников.



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ШАХМАТИСТА

  1. После игры расставь фигуры на доске.
  2. По окончании занятий убери фигуры в отведенное для них место.
  3. Во время занятий и игры разговаривай шепотом.
  4. С уважением относись к своему сопернику во время игры.
  5. Перехаживать в шахматах нельзя.

«ТРОНУЛ - ХОДИ!» «ОТПУСТИЛСЯ - СХОДИЛ!»

сильный ход

  1. Мат        х
  2. Двойной шах + +
  3. Открытый шах +
  4. Шах с нападением +
  5. Двойное нападение
  6. Открытое нападение
  7. Рокировка
  8. Нападение и защита
  9. Форточка

ю. Сквозное нападение (засада)

ВЗЯТИЕ НА ПРОХОДЕ

Разрешено взятие пешки соперника, продвинувшейся из начального положения на два поля вперед и ставшей при том рядом по горизонтали с пешкой другого цвета. Правило действует только при очередном ответном ходе, через ход право на взятие утрачивается.

8

7

6

5

4

3

2

1

abcde fgh

abcdef gh

РОКИРОВКА

4

3

2

1

Исходное положение перед ро- Позиция после короткой роки- Позиция после длинной роки- кировкой.        ровки О-О.        ровки 0-0-0.

Рокировка - одновременная (в один ход) перестановка короля и ладьи возможна один раз в

партии для каждой из противоборствующих сторон.

Порядок выполнения рокировки:

  1. Король переставляется первым на 2 поля по горизонтали, белый - с поля el на поле gl или cl; черный - с поля е8 на поле g8 или с8.
  2. Ладья переносится через короля и становится рядом с ним.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Система знаков

+        - шах

х        - мат

—        - ход

:        - взятие

!        - хороший ход

!!        - отличный ход

?        - слабый ход

??        - грубая ошибка

!?        - интересный ход

?!        - сомнительный ход

Д        - ход белых

А        - ход черных

±        - белых несколько лучше

+        - у белых преимущество

Н— - у белых решающее преимущество

= - равная позиция

+        - у черных несколько лучше

+        - у черных преимущество

Ь - у черных решающее преимущество

Полная нотация

1 .е2-е4 е7-е5

  1. Kgl-f3        КЬ8-с6
  2. Cfl-c4        Kc6-d4
  3. Kfi:e5        Od8- g5
  4. Ke5:f7        0g5:g2
  5. ЛЫ-fl        Og2:e4+
  6. Cc4-e2        Kd4-f3 x

Краткая нотация

  1. е4        e5
  2. КО        Кеб
  3. Сс4        Kd4
  4. К:е5        Og5
  5. K:f7        0:g2
  6. ЛП        Ф:е4-^
  7. Се2        Kf3 х

Слон ходит и бьет по диагонали, на которой он стоит.

КОРОЛЬ

Король может пойти на любое со-
седнее поле по горизонтали, верти-
кали и диагонали.

Запрещается королям встречаться
между собой на соседних полях!

На одном поле шахматной доски
размещается не более одной фигуры.

abcdef gh

ПЕШКА

Пешка ходит только вперед по вертикали на одно поле, из начального положения возможен ход и на два поля.

Пешка бьет фигуры и пешки соперника по диагонали, на одно поле и тоже только вперед!

Пешка, достигшая последней горизонтали, превращается в любую фигуру того же цвета, кроме короля. Замена фигуры производится немедленно тем же ходом. Действие новой фигуры начинается сразу.

https://c7.hotpng.com/preview/812/57/107/chess-titans-king-chess-piece-pawn-chess.jpg

ЛАДЬЯ

Ладья ходит на любое поле по вер-
тикали или горизонтали, на кото-
рых находится.

8

7

6

5

4

3

2

1

abcde fgh

L

Ферзь ходит и бьет на любое поле
по вертикали, горизонтали и диа-
гонали, на которых он стоит.

ФЕРЗЬ

конь

Конь полхода делает как ладья на бли- Конь способен перепрыгивать свои и чужие жайшее поле, а вторую половину хода - фигуры, как слон, также только на одно поле, и отдаляясь от поля с которого начался ход. Конь совершает Г-образное движение.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/06/27/19/11/chess-1483089_1280.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?»

В данной консультации даются рекомендации родителям о здоровом образе жизни. Как правильно подобрать вид спорта дошкольнику, нагрузки, одежда, время проведения тренировок....

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....

Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы дисциплинирует, воспитывает соср...

Программа "Обучение детей дошкольного возраста игры в шахматы"

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – нео...

Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные реалии таковы, что компьютерные игры занимают большую часть свободного времени реб...

" Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы"

Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла [Текст] : сборник научных трудов. – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», 2...