"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность"
проект (старшая группа)

Каковкина Елена Александровна

Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности…. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области»

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через проектную деятельность»

Авторы: Каковкина Е.А.

                Ларичкина Л.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Космос»

города Балашова Саратовской области»

elena.kakovkina@mail.ru

2023-2024

учебный год

https://kirgizskaski.ru/wp-content/uploads/d/a/f/daf8e0d4546d684cfd1926e22faa1220.jpeg

Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности…. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.»

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, социальное, умственное воспитание. Первые ростки гражданско-патриотических чувств зарождаются в процессе такого разностороннего воспитания.

В педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

Поэтому в  работе с дошкольниками особое внимание мы уделяем нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дети воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Проектов по патриотическому воспитанию провели немало, сейчас с детьми старшего возраста реализуем проект «Моя Малая Родина».

Актуальность: Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к городу.

  Знакомство с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного города, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся.

Цель проекта: Расширение представлений дошкольников о родном городе, воспитание  чувства гордости и любви к своей малой Родине, формирование патриотических чувств у дошкольников, создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации проекта. Привлечь родителей   к патриотическому воспитанию детей.
          Задачи:

Познавательные:  Расширить знания о родном городе, познакомить с символикой города. Углубить представления о родной стране в процессе ознакомления с родным городом.

-Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках.

- Систематизировать знания о названии улиц, достопримечательностях города.

- Расширить кругозор дошкольников посредством знакомства с достопримечательностями города.

- Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба города Балашова.

Развивающие: Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.

 Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, развивать умение свободно мыслить, фантазировать.

Воспитательные:  Воспитывать  интерес к жизни страны и малой родины в частности.  Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Предполагаемый результат:

-дети могут рассказать о городе Балашове, назвать улицу, на которой живут;

-дети имеют представление о флаге, гербе, достопримечательностях города.

-дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду.

- знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.

-сплочение участников проектной деятельности;

-формирование у воспитанников интереса к истории своего города, достопримечательностям, природе, к своей семье;

-формирование личностных качеств: доброта, отзывчивость, любознательность, гордость за свой край, свою малую Родину.

-Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный:

- анкетирование родителей с целью выявления уровня  знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

- диагностирование детей с целью выявления уровня  сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

- определение актуальности и значимости проекта

- постановка целей

- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы,  фотографий, иллюстраций по теме

- организация предметно-пространственной  среды в группе.

- доведение до сведения родителей о проекта и вовлечение в процесс подготовки и реализации проекта.

2 этап. Основной:

- беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивная деятельность

- совместные мероприятия с семьями воспитанников,

- пополнение предметно пространственной  среды,

- выставки детских работ, семейных коллекций

- показ презентации о достопримечательностях;

- экскурсии;

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихов.

3 - заключительный этап:

-анализ результатов проектной деятельности.

- презентация проекта «Моя малая родина».

-посещение краеведческого театра

-посещение драмтеатра

Результат проектной деятельности:

-обогащение знаний и представлений детей о родном городе;

-развитие диалогической и связной речи;

-развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков;

-вовлечение родителей в жизнь детского сада.

          Пополнение предметно-развивающей среды:

- дополнили  старыми и новыми фотографиями вида Балашова

- альбом «Родной Балашов».

- изготовили символику города Балашова, Саратова,

- дидактическая игра «Чей герб?» «Символика России»

- альбом «Костюмы  народов России», «Национальности России»

- приобрели буклеты «Государственная символика», «Наша Родина – Россия», «Экология России», «Природа России», «Народные промыслы», «Народы России», обучающие карточки Беседы с ребенком о России, «История России»

-  картотека русских народных игр

- буклеты «Откуда, что берется? Хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб» «Как наши предки шили одежду»

-сделали своими руками методическое пособие «Моя малая Родина»

-сделали макеты «Русская изба», «Красная площадь», «Храм Василия Блаженного», «Русская берёза».

Реализация проекта

Дата

Совместная деятельность

Цель, задачи

Участники

Продукт

1.

01.11.

  1.Беседа на тему: «Россия - моя Родина». (диагностика детей)

  2.Чтение стихотворения М. Матусовского  «С чего начинается Родина?».

 3.Анкетирование родителей

   Углублять знания детей о Родине – России, способствовать развитию речи, привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей.

Воспитатели

Дети 

Родители

Итоги анкетирования

Итоги диагностики

2.

02.11.

2023

  1.Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

2. Рассказы детей о городах, в которых они бывали

   3.Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей 5 – 6 лет».

 Уточнять и закреплять представления о родной стране; о главном городе страны; прививать любовь к своей Родине.   

Воспитатели

Дети

Родители

Альбом «Природа нашей Родины»

Альбом сделать, где  дети побывали , в каких городах

3

3.11.

2023

1.Чтение и заучивание стихотворений: «Родина» Прокофьев, «Наша страна» Е. И. Соколов.

  2. Рисование на тему "Моя Родина

Продолжить знакомство  детей со стихами о Родине. Развивать внимание, память, воображение, творческих способностей, воспитывать интерес к своей стране.

Воспитатели,

 дети

4.

07.11.

2023

  1.Чтение пословиц о Родине. 

  2.Дидактическая игра: «Объясни». 

3. Беседа «День народного единства»

 развивать патриотические качеств личности через знакомство с пословицами и поговорками о Родине, расширять знания о празднике «День народного единства»,    активизировать и расширить словарный запас.

 Воспитатели

Дети

 Картотека пословиц, поговорок о Родине

5.

08.11.

2023

 1.Рассказ о Российском флаге, гербе, гимне.

 2.Прослушивание гимна РФ. 

 3.Рисование и раскрашивание Российского флага.

   Знакомство детей с символикой России (герб, флаг, гимн),  дать понятие о том, что такое герб.   Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Воспитатели

Дети

6.

09.11.

2013

 1.«Виртуальная экскурсия по городу Балашов»

  2.Оформление выставки художественного творчества на тему: «Символика России».

     Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю, разговорную речь, привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей.

Воспитатели

Дети

Родители

7.

10.11.

2023

 1.Беседа «Моя Малая Родина» - город Балашов.

 2.Чтение стихов о Балашове.

 3.Дидактическая игра «Букет красивых слов».

    Совершенствовать  знания о родном городе. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю, разговорную речь.

Воспитатели

Дети

7.

17.11.

2015

 1.Рассматривание иллюстраций, фотографий города Балашова.

 2. «Традиции и обычаи русского народа»

     Продолжать расширять знания о родном городе, способствовать развитию творческих способностей.

Познакомить детей с историей русского народа: традициями, обычаями;

Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.

Воспитатели

Дети

Родители

Разучивание пословиц, поговорок, закличек. Проведение русских народных игр, хороводов.

8

13.11.

2023

1.Беседа: «История нашего города»

2.  Рассматривание старых

фотографий города Балашова.

3. Консультация для родителей «Воспитание гражданственности через знакомство с историей родного города».

Расширять представление о родном городе, истории его возникновения.

Воспитатели

Дети

Альбом  «Как это было»

(город Балашов)

9

14.11 2023

2023

1.Традиции и обычаи г. Балашова (показ презентации)

2. Проведение русских народных игр, хороводов.

3. Разучивание пословиц, поговорок, закличек.

Познакомить детей с традициями, обычаями родного города.

Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа.

Воспитател

И

Родители

Дети

10

15.11

2023

1Беседа «Предметы русского быта»

2. Беседа на тему: «Русская печь»

3. Рисование по сказке

«Гуси лебеди»

Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта(печь, посуда, коромысло и т.д.).  

Воспитатели

дети

Посещение «избы» в ДОУ

11.

16.11.

2023

  1.Беседа о  символике  города Балашова (герб, флаг).

  2.Игра «Найди свой герб».

 3.Лепка «Балашовский флаг».

      Закрепить   понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба города Балашова,  расширить знания о родном городе.

Воспитатели

Дети

12

17.11

2023

Экскурсия в краеведческий музей

дать знания о том, что краеведческий музей- хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего города; познакомить детей с жизнью наших предков; - воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Воспитатели

Дети

Родители

13.

20.11.

2023

 1.Беседа  с детьми о реке Хопер.

2.Просмотр презентации

«Красоты Реки Хопер».

 

   Расширять и систематизировать знания и представления детей о реке Хопре, на которой расположен наш город Балашов, о родном крае, развивать познавательный  интерес к малой Родине;  сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке

Воспитатели

Дети

Родители

14

21.11

2023

1. «Как очистить нашу речку?»( опыт)

2.Рисование «Река наша - Хопер».

3.Консультация «Принципы  патриотического воспитания дошкольников.

Продолжать формировать у детей представление о реке Хопер, бережном к ней отношении.развивать творческие способности.

Воспитатели, дети

родители

 15.

22.11.

2023

 1.Беседа с детьми на тему: достопримечательности нашего города

 2.Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города Балашова.

   Продолжать расширить знания детей о родном городе,  воспитывать познавательный  интерес к родному краю. Формирование патриотических чувств, привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей.

Воспитатели

Дети

16

23.11

2023

1.«Собери картинку»

2.«Продолжи фразу»

3.СРИ «Путешествие на автобусе по родному городу»

Совершенствовать  умение собирать картинку из нескольких частей (с изображением достопримечательностей города); развивать мышление; внимание; память.Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.

Воспитатели

Дети

17

24.11.

2023

«Родная природа»

2. Беседа: «Дикие животные родного края»

3. Игровая ситуация «Кто в домике живет»

Закреплять знания детей о животном и растительном мире леса, о  изменениях в природе осенью), привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей.

Дети

Воспитатели

Родители

Экскурсия в лес с родителями

Оформление альбома «Красная книга Саратовской области2

18.

27.11.

2023

  1. «Родная природа»
  2. Беседа: «Перелетные птицы»

 3.Оформление фотовыставки: «Мой любимый Балашов».

    Продолжать расширять знания о природе родного города, развитие познавательного интереса, привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей.

Воспитатели

Дети

Родители

Акция «Покормите птиц зимой!».

19

28.11.

2023

1.Беседа о сохранении природы родного города.

2.Рисование  «Правила поведения в природе»

3.Дид игра «Какая птица (дерево, животноелишняя и почему».

формировать у детей основы экологической культуры. Уточнить и расширить знания природе, о том, что вредит ей.

Развивать умение отличать птиц (деревья, животных) нашего края от других, развивать внимание, память, мышление.

Дети

Воспитатели

Выставка рисунков: «Правила поведения в природе»

20

29.11.

2023

1.«Улицы моего города»

  • 2.Беседа на тему «Мой адрес».
  • 3.Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток с изображением жилых домов и зданий города.

Конкретизировать знания детей об улицах города. формировать понятие «адрес», связную речь, умение высказываться полными предложениями.

Альбом «Улицы нашего города»

21

30.11.

2023

1.Беседа «Чьи имена носят наши улицы».

2.Целевая прогулка по близлежащим улицам 

3. Консультация для родителей "Воспитание гражданственности через знакомство с историей улиц родного города".

Расширять представления детей об улицах города, названными в честь героев Великой Отечественной войны. Формировать бережное отношение к памятникам, увековечивающие имена героев. Воспитывать гордость и уважение к героям-землякам,

Закрепить знания  о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники, о местоположении улицы, о ее названии.

Альбом

22.

01.12.

2023

 1.Д/и: «Где я живу»

 2.Конструирование из строительного материала «Дома на нашей улице»

   Закрепление знания адреса, знания о зданиях родного города, развивать творческие способности.

Воспитатели

Дети

23

04.12.

2023

1.Рассматривание иллюстраций городского транспорта.

 2.Беседа на тему: «Мы едем в транспорте»

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д. Развивать внимательность, наблюдательность.

24

05.12.

2023

1.ЧХЛ: С. Михалков «Моя улица», «Мой город», чтение стихотворений местных поэтов.

2.Подв игра «Быстро в домик»

3.Консультация  родителей на тему: «Познакомьте ребенка с родным городом».

Расширять представления детей о родном городе; Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города .

Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу

25.

06.12.

2023

 1.Рассказ детей о своём городе, доме на тему  «Мы - балашовцы». 

 2.  Подвижная игра «Цветные автомобили»

   Закрепление знания детей о родном городе,  воспитывать познавательный  интерес к  близким людям, развивать двигательную активность.

Воспитатели

Дети

26

07.12.

2023

«Профессии моего города»

Составление рассказов «Моя мама (мой папа) работает…

формирование целостных представлений дошкольников о профессиях родного города. Развивать речь, мышление

27

08.12

2023

Составление рассказов: «Детский сад – наш дом родной»

«Праздники в детском саду»,

  «О важности труда всех людей, работающих в детском саду»

Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду и трудовых процессах, выполняемых каждым из них.  Формировать умение быть вежливым, обращаться к сотрудникам детского сада по имени-отчеству.   Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой.

28

11.12.

2023

Чтение стихов о детском саде.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Развивать сюжет, опираясь на сведения об окружающем мире. . Развивать речь, умение находить общий язык со сверстниками

29

12.12

2023

Придумывание и рисование герба группы

Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба. Воспитывать уважительное отношение к символике своей группы.

Дети

Родители

Фотовыставка

30

13.12.

2023

Моя семья

Составление рассказов о семье.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Закрепить и обобщить знания детей о членах своей семьи  - братьях , сестер , бабушках , дедушках , папах , мамах, чем занимаются , сколько им лет , родственных связях членов семьи. Дать представление о том, что такое семья, о родственных отношениях в семье.

Воспитатель

дети

31

14.12.

2023

 «Рассматривание семейных фотографий.

Рисование по теме «Моя семья».

Чтение Нанайская сказка «Айога»

Расширять представление детей о семье,  Развивать потребность к проявлению заботы и внимания к родителям, бабушкам и дедушкам. вызвать желание рассказывать о них. Предложить нарисовать своих родителей и членов семьи.

Выставка рисунков «Моя семья»

32

15.12.

2023

Составление генеалогического древа семьи

СРИ: «Семья»

Закрепить  и обобщить знания детей о членах своей семьи ( братьях , сестер , бабушках , дедушках , папах , мамах и т.д. ) чем занимаются , сколько им лет , родственных связях членов семьи. Развивать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать любовь и привязанность к родному дому , чувство гордости за них .

Дети

Родители

Фотовыставка

33.

18.12.

2023

  1.Беседа на тему: «Что такое память и памятники»;

  2.Экскурсия совместно с родителями к обелиску погибшим воинам.

    Дать представления о памятниках, расширить знания о родном городе. Расширить кругозор детей. Привлечение родителей к участию в патриотическом воспитании детей.

Воспитатели

Дети

Родители

Фотовыставка

34

19.12.

2023

 1.Игра "Путешествие по родному городу".

 2.Оформление фотовыставки на тему: по памятным местам.

    Закрепление знания о родном городе, развивать познавательный интерес, продолжать формирование патриотических чувств у дошкольников.

Воспитатели

Дети

Родители

Фотовыставка

35

20.12.

2023

 1.Рассматривание иллюстраций "Памятники родного города" (фотографии из личного архива).

2.Рисование на тему: Мой любимый город – Балашов»

   Закрепление знания о родном городе, формирование патриотических чувств у дошкольников развивать творческие способности воспитывать познавательный интерес.

Воспитатели

Дети

Выставка рисунков: Мой любимый город – Балашов»

36

21.12.

2015

 Подведение итогов проекта

Подготовка презентации

.

Воспитатели

Презентация проекта

37

22.12

2023

Посещение драматического театра

Дети

Родители

Воспитатели

Фотовыставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность».

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»В федеральном образовательном стандарте дошко...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом &ndash...

"Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность"

      Данная методическая разработка поможет педагогам понять, насколько в настоящее время актуальна тема патриотизма и воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста....

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества...

Доклад «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»

Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. Посте...