"Понятие кейс-метода, виды, значение"
статья

Герасимова Ксения Владимировна

Инновационные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Понятие кейс-метода, виды, значение».

Современные дети требуют нового подхода в образовании и воспитании, поэтому мы, педагоги, не можем использовать в работе исключительно традиционные методы. Это касается и музыкальных занятий в детском саду. В последнее время в образовательном процессе получило широкое распространение применение инновационных (новых) форм обучения: проблемных, игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативных технологий, а также   кейс-технологий, которые учат дошкольников мыслить, думать, размышлять, выражать своё мнение.И с некоторыми из них мы  не только познакомимся, а попробуем использовать на практике.

Сегодня я хочу вас познакомить скейс-методом как методом проблемного обучения. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулироватьпознавательную активность детей через практическуюдеятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации.При этом любая моделируемая или реальная ситуация должнапредполагать несколько вариантов решений и быть максимальноприближена к личному опыту детей.

Существует несколько кейс-методов, используемых на музыкальных занятиях:

• кейс-прогнозирование;

• проблемно-ролевой кейс;

• эвристический кейс;

• неоднозначная ситуация;

• кейс-дискуссия;

• кейс с добавлением проблемной ситуации.

Идеи для кейсов можно почерпнуть из реальных жизненныхситуаций, рассказов коллег, родителей, произведенийхудожественной литературы, песен, мультфильмов спроблемным содержанием. Иногда сами дети преподносят намготовые идеи для кейсов в своих вопросах, поступках, играх.

Значение кейс-метода состоит в том, что при его использовании ситуация, которая  предлагается детям, не просто даёт им информацию, а погружает в атмосферу происходящего, стимулирует к общению.

2.              Использование кейс-метода с добавлением проблемной ситуации в практике работы музыкального руководителя. Видео фрагментов занятий.

Время не стоит на месте и традиционные занятия по музыке очень часто занимают занятия развивающие, содержащие в себе проблемные ситуации, ситуации выбора, спора, открытия, прогноза, взятия на себя различных ролей.

Сейчас предлагаю вашему вниманию видео двух фрагментов музыкальных занятий: традиционного и содержащего в себе кейс-метод с добавлением проблемной ситуации.

 

Демонстрация видео фрагмента традиционного занятия в средней группе. Музыкально-дидактическая игра «Узнай свой инструмент».

Цель. Упражнять детей в различении тембров звучания детских музыкальных инструментов, совершенствовать элементарные навыки игры на металлофоне в сопровождении фортепиано в ансамбле с другими музыкальными инструментами.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте  поиграем в интересную игру. Посмотрите, какие музыкальные инструменты лежат на столе.  (Дети называют музыкальные инструменты: барабан, ложки, бубны, маракасы, металлофон, трещотки).

Описание игры.

Шесть карточек с контурным изображением барабана, ложек, бубна, маракасов, металлофона, трещоток. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части.

Ход игры.

Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать ещё раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «На чём я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой нецветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает её на соответствующую часть большой не цветной карты. Если ребёнок ответил неправильно, то ведущий кладёт эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырёх частей большие цветные карты. Демонстрация видео фрагмента нетрадиционного занятия, содержащего в себе кейс-метод с добавлением проблемной ситуации на этапе музыкально-дидактической игры «Узнай свой инструмент».

Цель. Создать проблемную ситуацию, предполагающую несколько способов решений, упражнять детей в различении тембров звучания детских музыкальных инструментов, совершенствовать элементарные навыки игры на металлофоне в сопровождении фортепиано в ансамбле с другими музыкальными инструментами.

Описание игры.

Шесть карточек с контурным изображением барабана, ложек, бубна, маракасов, металлофона, трещоток. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части.

На данном занятии дети изначально отправляются в гости к бабушке. На их пути встречаются разные препятствия, и когда они пройдены, осталось только одно – сыграть на музыкальных инструментах в оркестре для бабушки. Но необходимо получить эти музыкальные инструменты, которые находятся у неё в домике, а также узнать, кто на каком инструменте будет играть.

Музыкальный руководитель. Дети, нам необходимо дойти до домика бабушки и сыграть ей в оркестре на музыкальных инструментах, которые она вам приготовила.  А каждый из вас знает, на каком инструменте будет играть?

Дети. Нет, не знаем.

МР. Что же делать? Как узнать?  (Ответы детей).

МР. Давайте отправимся в путь, может быть, по дороге узнаем?

Дети идут под музыку по залу. Потом перед ними на столе появляются разрезанные части цветных карт.

МР. Что это такое? Похоже, на этих карточках что-то засекречено? Как нам узнать?

Дети. Собрать эти части, как пазлы.

МР. Давайте попробуем собрать.  (Дети собирают карточки).

МР.Теперь мы знаем, на каких инструментах каждый из вас будет играть? (Нет, здесь их очень много).

МР. А как же нам узнать?  (Дети предлагают различные варианты решения проблемы. В итоге решают дойти до домика бабушки и спросить у неё. Но, дойдя до бабушки, здесь их встречает новое препятствие: чтобы узнать, на каком инструменте каждый из них будет играть, надо выполнить задание бабушки – угадать звучание инструмента на слух. Далее проводится музыкально-дидактическая игра. В роли ведущей выступает бабушка. После того, как дети узнали по звучанию все музыкальные инструменты и собрали свои цветные карты, они тем самым узнают, на каком инструменте будут играть.  В конце игры бабушка раздаёт детям их музыкальные инструменты, на которых они играют в оркестре).

Данные примеры показывают, чем отличается методика традиционной подачи материала от развивающей, проблемной. В данном случае использовался кейс с добавлением проблемной ситуации. Здесь задача музыкального руководителя – подтолкнуть детей к тому, чтобы они предложили несколько решений: надо собрать карточки, надо зайти в домик к бабушке и спросить у неё, надо определить на слух, какой инструмент звучит.

 

3.              Анкетирование на тему «Насколько музыкален ваш ребёнок».

Работа по развитию познавательной активности детей через практическую деятельность проходит на музыкальных занятиях в ДОУ.

 

4.              Мастер-класс по решению ситуации эвристического кейса.

Чтобы более полно погрузиться в атмосферу проблемы, на себе прочувствовать дилемму, возникающую из сюжета кейса, предлагаю принять участие в мастер-классе по решению определённой кейс-ситуации.

Многие из вас слышали произведение норвежского композитора

 Э. Грига «Утро». При первичном прослушивании произведения светлого, нежного характера, передающего картину спокойного утра, дети определяли, какие чувства у них возникали при слушании, рисовали словесные картины природы, пробуждающейся ото сна, следили, как изменяется мелодия и в соответствии с этим, как просыпается всё вокруг.

При повторном прослушивании этого произведения, когда идёт уточнение эмоционально-образного содержания пьесы, различение смены регистров, можно предложить им некую проблемную ситуацию. Предлагаю вам побыть сейчас в роли детей и решить данную ситуацию.

Перед родителями на столах лежат краски, кисти и листы бумаги.

Музыкальный руководитель (МР). Как вы думаете, для чего у вас на столе краски?

Родители. Мы будем рисовать картину (пейзаж или портрет).

МР. Ваши предположенияправильные. Но я хочу вам предложить такое интересное задание:  нарисовать музыку, а точнее, изобразить красками  музыку.А какие вы краски подберёте, будет зависеть от характера музыки и вашего настроения.

Звучит произведение Э. Грига «Утро», родители рисуют.

МР. Почему вы использовали такие краски в начале произведения?  (Музыка спокойная, медленная, певучая, краски можно подобрать розовые, голубые).

МР. Правильно. Мелодия звучит тихо, ласково, встаёт солнышко, постепенно просыпается всё вокруг. Поэтому и краски использовались светлые, нежные.

Кто ещё использовал такие краски? Почему? (С первыми лучами солнца в природе ещё тихо и боишься спугнуть, чем-то нарушить эту тишину и спокойствие).

 

 

МР. А во второй части произведения, в кульминации, я смотрю, вы использовали другие краски и заметны даже отдельные мазки. Что вы этим хотели показать?  (Как солнышко поднялось совсем высоко над землёй, природа проснулась окончательно: запели птицы, зашелестели деревья, поэтому краски использовались яркие, интенсивные: жёлтые, красные, голубые, зелёные).

Значит, краски помогли вам передать настроение? Оказывается, красками можно «нарисовать» и музыку.

 

Вашему вниманию был представлен пример эвристического кейса, который направлен наумение анализировать, строить гипотезы, предполагать;  способность формулировать проблему, выдвигать креативные идеи, обосновывать их практическую применимость;  способность коллективно решать сложные задачи.

5.              Мастер-класс по озвучиванию мультфильма с использованием кейса - неоднозначная ситуация.

Одной из форм работы, используемых в досуговой деятельности детей, является озвучивание мультфильмов, целью которого является развитие у детей воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей. Процесс озвучивания мультфильмов бывает трёх видов:

- музыкальное;

- шумовое;

- речевое.

Мы попробуем использовать для нашего мультфильма музыкально-шумовое озвучивание.

1.    Перед началом озвучивания следует посмотреть мультфильм.

2.    Подбор музыкальных инструментов или звучащих предметов.

3.    Проверка звучания инструментов (приём игры).

4.    Использование нужных инструментов только для игры, затем отложить в сторону («Инструменту нужно отдохнуть»).

Педагог должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка.

Для озвучивания предлагается использование шумовых инструментов и различных звуков: треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.К шумовым оркестровым относят ударные инструменты с неопределённой высотой звука: барабаны, тарелки, бубен, кастаньеты.

Широко используются шумовые инструменты, сделанные своими руками: пластиковые банки с рисом (гречкой), ложки, крышки от кастрюль, бубенцы из дисков, всевозможные трещотки, расчёски, целлофан.

Предлагаю сейчас вам опять побыть в роли детей и озвучить одну из серий мультфильма про Винни-Пуха «Винни-Пух и день забот». Особое внимание прошу обратить на  фрагмент, где Ослик Иа находится в печали, жалуется Винни Пуху на то, что он бедный и несчастный, что никто не пришел его поздравить с днем рождения, на отсутствие именинного пирога и клюквы в сахаре…

1.    Просмотр мультфильма.

2.    Подбор музыкальных инструментов и распределение ролей (Винни-Пух – барабан, театральная хлопушка,  Пятачок – колокольчик, бубенцы, ударные тарелки, Ослик Иа – трещотки, ложки, гофрированная труба, Сова – маракасы, жестяные коробочки, еловые шишки).Было предложено несколько музыкальных инструментов для каждого из героев, так как они могут оказываться в разных ситуациях и по-разному выражать свои эмоции.

3.     Проверка звучания.

4.     Озвучивание.

Родители смотрят мультфильм без звукового сопровождения. По ходу озвучивания берут в руки нужные инструменты, лежащие перед ними, играют. По окончании озвучивания своей роли откладывают их.

Момент проблемного включения родителей(детей):

- Кто виноват в том, что Ослик Иа такой грустный?

 Цель музыкального руководителя – побудить родителей(детей) видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы. В данном случае важно не только посочувствовать печальному образу Ослика Иа, но и разобраться в причине того, почему все так вышло, и как этого можно было избежать.

Данный кейс-неоднозначная ситуация направлен напроявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон;  способность анализировать, строить гипотезы, предполагать.

 

Таким образом, мы с вами выяснили всю важность и значимость использования данной методики в музыкальном воспитании дошкольников и на практических примерах мастер-классов убедились в возможности и реальности применения кейс-методов в работе. 

Инновационные технологии. Нетрадиционные формы и методы развития музыкальности дошкольников

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем либо удивить.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.

С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора детей-дошкольников наряду с традиционными занятиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я использую в своей практике новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности.

Детям очень нравится выполнять упражнения с разными предметами (орешки, кубики, колечки, тарелочки, ленточки, мячики), которые помогают воспроизводить ритмические рисунки. Извлекая простые звуки, дети с удовольствием откликаются на них, а это побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации.

Предлагаю вашему вниманию свой опыт применения нетрадиционных материалов.

Музыкальные инструменты использую, начиная с детьми раннего и младшего дошкольного возраста вместе с певческим голосом и звуковыми жестами. Эту гамму звукоизвлечений я дополняю маленькими ударными инструментами. К ним относятся элементарные шумовые инструменты — это сюрпризные яйца, наполненные горохом, рисом, гречкой, «шумелочки», «Ветерки», «музыкальные коробочки». Детям хочется их потрогать, поиграть, попробовать самостоятельно извлечь звук, что является подготовительным этапом для дальнейшего музицирования с детскими инструментами.

У детей старшего дошкольного возраста развиваются потребности изучать звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных) путем опытно-экспериментальной деятельности. Работа по изучению особенностей игры на стеклянной посуде строится по этапам: «исследуем», «изучаем», «импровизируем».

Постепенное усложнение игровых заданий позволяет дошкольнику накопить багаж перцептивных действий, обогатить эстетический опыт новыми сенсорными о звуках окружающей действительности. При помощи шумовых инструментов предлагаю различныеигровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

-игра под фонограмму,

-подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам;

-импровизация звуковых картин на заданную тему;

-звуковая картина – «лесные шорохи»;

-сказки-шумелки.

Музыкально-дидактическая игра «Прогулка в лес»

Игра для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Программное содержание: Вовлекать детей в игровое взаимодействие с взрослыми и сверстниками, побуждать вступать в диалог всеми доступными способами (вокализация, игровые действия с шумовыми инструментами, мимика, жесты), обогащать музыкально-слуховой опыт, способствовать развитию звуковысотного и ритмического слуха.

Игровой материал

Демонстрационный: слайды с изображением иллюстраций животных, птиц, природы по сезону.

Раздаточный: шапочки или маски с изображением животных, шумовые бусы.

Ход игры:

Педагог предлагает отправиться в лес и узнать кого они повстречают.

«Зима прошла» муз. Н. Метлова

1.Воробей с березы на дорогу —  прыг, больше нет мороза —  чик-чирик! (стучим)

2. Вот журчит в канавке быстрый ручеек. И не зябнут лапки – скок, скок, скок! (гремелочка)                                                                           

3.Высохнут овражки – прыг, прыг, прыг, выползут букашки – вжик, вжик, вжик (шуршалочка)

«Вороны» (слайд)

Вот под елочкой зеленой 

Скачут весело вороны — «Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали, 

 Спать ребятам не давали (Громко) «Кар-кар-кар!»

Только к ночи умолкают, 

 Спят вороны, отдыхают.  (Тихо.) «Кар-кар-кар!»

 «Снежок» (слайд)

На полянку, на лужок (Шуршалочка лежит на ладошке)

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Круглые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок. (крутим в ладошках)

Разлетелись все пушинки,

Спрятались снежинки. (зажать в ладошке «ветерок»)

Оркестр –игра «Хоровод мышат»

1. Мы идем, идем, идем

Пи-пи-пи-пи-пи, поем -2 раза

И за мамочкой идем.

Ну-ка, детки, стоп, дальше не идем,

А немножко отдохнем.

2. Пошуршите-ка немножко,

Пока спит большая кошка

Шу-шу-шу шурши

Тихонечко мышоночек шурши

«Хвостики хватай и шагай»

3. Постучите-ка немножко,

Пока спит большая кошка

Тук-тук-тук стучи

Тихонечко тихонечко стучи

«Хвостики хватай и шагай»

4. Поиграйте-ка немножко,

Пока спит большая кошка

Тук-тук-тук, шу-шу-ши

Веселятся малыши!

«Мяу!» — «Ой, ой, ой! Все домой!»

«Хороводный шаг с бусами. Данное упражнение развивает координацию, ориентацию в пространстве, вызывает желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях).

 «Найди друга». Дети встают в круг, один ребенок остается в круге. Ребята идут по кругу, а водящий, держит в руках бусы и идет противоходом и говорит: «По кружочку я пойду, друга я себе найду бусы на него надену, с ним я в круг плясать пойду…». Водящий выбирает друга, одевает на него бусы и показывает движения, друг их повторяет и т.д.

Эта игра способствует закреплению музыкально-ритмических, танцевальных движений, с которыми дети уже знакомы, а также развивает творческую фантазию и раскрепощает детей.

Музыкальные распевки «Часики» (Тренируем мышцы руки, развиваем координацию движения и поем в соответствии с движением бус).
Маятник качается, часики идут.
Тик-так, тик-так, ходить не устают,

Музыкальные распевки «Качели»

 (Темп распевки зависит, от амплитуды покачивания бус)
Назад, вперед, назад, вперед
И никто не устает.
А если бусики устали, в другую ручку мы их взяли

А теперь возьмем и в ладошку их сгребем.

Музыкальные распевки «Карусели»
Закрутили, завертели
Бусы, словно карусели.
А потом остановились и в ладошку опустились.
И послушайте в ладошке, о чем шепчутся бусы,
О чем бусы говорят, спросим мы у всех ребят!

 «Мы композиторы»

Это упражнение развивает фантазию, воображение, ну и конечно слух.

Мы предлагаем вам ненадолго стать композиторами. Ваша задача сочинить музыку на народные слова

Слайд 16.

 

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Игра «Весёлый бубен».

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас сыграет нам!

Дети по кругу со словами передают инструмент. У кого на последнем слове в

руках остаётся бубен, тот отбивает любой ритмический рисунок.
7 слайд. Дидактическая игра на внимание «Один лишний».

Дети внимательно рассматривают картинки с изображениями музыкальных инструментов. Нужно найти, какой инструмент лишний и объяснить почему.

8 слайд.  Поэтическое музицирование.

Часто в своей работе применяю поэтическое музицирование.

Детям «раздаются» роли (собака, волк и т.д.) и предлагается найти инструмент, с помощью которого они будут украшать своё пение.

Сначала нужно участников познакомить с текстом стихотворения «Весна». Затем подбираются музыкальные инструменты. Дальше, стихотворение «озвучивается».

Стихотворение «Весна» Г. Сангир.

Ветер в наш лес песню донёс:   Ш-ш, ш-ш, ш-ш…. (колокольчик)

Песню пролаял охотничий пёс:  Гав-гав! (бубен)

Волк эту песню провыл на опушке:  У-у-у-у…. (треугольник)

Дружно проквакали песню лягушки:  Ква-ква-ква! (кастаньеты)

Бык эту песню, как мы, промычал:  Му-у-у… (Рожок)

Рысь промурлыкала:  Мур-мур… (гусли)

Сом промолчал:  (подносят палец к губам)

Филин прогукал:  Ух-ух! (барабан)

Уж прошипел: Ш-ш-ш…. (маракас)

А соловей эту песню пропел: (свистулька или дудочка)

9 слайд.   Упражнение «Прячем мелодию».

Дети поют хорошо знакомую песню, затем по условному знаку, продолжают петь про себя, пение сопровождается ритмическими хлопками. Затем снова поют вслух.

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик».

В траве сидел кузнечик,                      вслух

Совсем, как огуречик,                         про себя

Совсем, как огуречик,                         вслух

Зелененький он был.                           про себя

Представьте себе, представьте себе    вслух

Совсем как огуречик.                          про себя

Представьте себе, представьте себе    вслух

Зелененький он был.                            про себя

Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

10 слайд. Пальчиковая гимнастика.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы танцевать.

Большой пустился в пляс,

Указательный - в припляс,

Средний пальчик - поклонился,

Безымянный - притаился,

А мизинец, удалец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллект...

Понятие театрализованной игры , ее значение, классификация в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет.

Понятие театрализованной игры , ее значение, классификация в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском к...

Звуковая культура речи: понятие, сущность и её значение.

Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды - неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры реч...

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 3 – 5 лет

Актуальность: Тему считаю актуальной, так как театрализованная игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Театр– это благоприятные условия для ...

Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет

С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально...

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста»

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста» ...

«Кейсы ПДД» (использование кейс – метода в работе с детьми)

          Современные педагогические технологии направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Они требуют орг...