Примерный план применения здоровьесберегающих технологий в детском саду в течение дня
методическая разработка (старшая группа)

Озерова Елена Фаузаровна

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление соматических показателей здоровья дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Методическая разработка

Примерный план применения здоровьесберегающих технологий в детском саду в течение дня

(для детей старшего дошкольного возраста)

                                                                                        подготовила воспитатель высшей квалификационной категории                                                        

                                                                                        ГБДОУ 42 Приморского района г.Санкт-Петербурга

          Озерова Елена Фаузаровна                                                                                                                                                  

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Важнейшее условие.

С. Я. Маршак  

Цель: распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми  дошкольного возраста

Задачи:

Раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

Познакомить с методикой их проведения;

Поделиться личным опытом работы;

Познакомить педагогов с элементами игровых упражнений с целью повышения профессиональной компетенции;

                         В настоящее время задача сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение современными здоровьесберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных. Ведь только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это является залогом успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление соматических показателей здоровья дошкольников.

                                                   

Утро; первая половина дня

               Основным условием получения пользы от утреннего гимнастического комплекса является заинтересованность ребенка процессом. Хорошо, если утренняя зарядка начнется с истории, требующей действий от ребенка (мы пойдем на лесную полянку к белочке), названия упражнений будут веселые и интересные (крылья бабочки – махи руками, зайка на полянке – прыжки), любой наклон или приседание будет соответствовать определенному образу (наклон – собираем цветочки, шаг – идем в гости). Отличный вариант – стихотворная зарядка, Фоновая музыка. Классические произведения или детские песенки, настраивающие на веселую бодрую волну, создадут атмосферу праздника, стимулируя двигательную активность.

                                             

                                               Утренняя гимнастика (с включением дыхательной гимнастики)

Цель: “зарядить” организм ребенка на весь предстоящий день

Формировать правильную осанку и воспитывать умение сохранять ее в различных видах деятельности.

 Удовлетворить потребность в ежедневной двигательной активности.

Упражнения воздействуют на различные группы мышц: шею, плечи, позвоночник, поясницу, таз и конечности.

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

Упражнение для глаз

Цель: повышение или стабилизация работоспособности воспитанников в период занятий;

обеспечение кратковременного отдыха, особенно для органов зрения и слуха, претерпевающих большую нагрузку

«Солнышко и тучки»

                         Солнышко с тучками в прятки играло.

                         Солнышко тучки-летучки считало:

                        Серые тучки, черные тучки.                (смотреть глазами вправо — влево)                    

                        Легких — две штучки,

                        Тяжелых — три штучки.                         (смотреть глазами вверх — вниз)

                        Тучки попрятались, тучек не стало.      (Закрыть глаза ладонями)

                        Солнце на небе вовсю засияло.              (Поморгать глазками)

                                    Физкультминутка (на занятии)

Цель: способствовать отдыху различным группам мышц, активизировать деятельность мозга, сердечно- сосудистой и дыхательной системы, улучшить кровоснабжение внутренних органов, развитию у дошкольников координации движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, внимание, развитию творческого воображения.

          Раз, два, три четыре – топаем ногами.

          Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

          Руки вытянуть пошире –

          Раз, два, три четыре!

          Наклониться – три, четыре,

          И на месте поскакать.

          На носок, потом на пятку

    Все мы делаем зарядку.

Пальчиковые игры (Пальчиковая гимнастика )

– это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.  

 

Цель: способствуют общему  развитию , развитию мелкой моторики рук у дошкольников, эмоциональности .

                                      Подвижная игра  на прогулке «Два мороза»

Цель: развивать у детей двигательную активность, торможение, умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

ВЕЧЕР (вторая половина дня)

Релаксация  перед сном

Цель: расслабление всех мышц, с закрытыми глазами,  под звучание спокойной музыки:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно – расслабление приятно!

Тише, тише, тишина! Мы устали – надо спать

– ляжем тихо на кровать, и тихонько будем спать.

                                                  Бодрящая гимнастики после сна

Цель: активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями. Гимнастика после дневного сна проводится регулярно в сочетании с контрастными воздушными ваннами

(Обеспечить плавный переход от сна к бодрствованию, подготовить к активной деятельности)

  1. Объявляется подъем!

Сон закончился – встаем!

Медвежонок косолапый

Спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

- Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

Дети лежат на боку, свернувшись калачиком.

30-40 с

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.

Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.

30 с

Глазки сонные протри

И головку подними.

Кулачками протирают глазки, чуть – чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху.

II. Возле кроваток дети выполняют самомассаж тела

Самомассаж «Пироги»

Цель: способствовать сенсорному развитию, поднятию настроения, развитию внимания.

За стеклянными дверями.                                         Выполнять хлопки правой ладонью

                                                                                        по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами.                                          То же по правой руке

Здравствуй, Мишенька-дружок,                              Хлопки по груди

Сколько стоит пирожок?                                           Хлопки по бокам

Пирожок-то стоит три,                                                Хлопки по пояснице  

А готовить будешь ты!                                               Хлопки по ногам сверху вниз

Напекли мы пирогов,                                                  Выполнять последовательное погла-

К празднику наш стол готов!                                    живание рук, корпуса, ног

                                                                                            Закаливающие процедуры:

                                             Хождение босыми ножками по коврику здоровья с выполнением упражнения

(упражнение для профилактики плоскостопия)

                                                                             Самолетик

Цель: укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей Упражнять детей в статистическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Самолетик- самолет               развести руки в стороны, ладонями вверх

Отправляется в полет            движение по ковру

Постою и отдохну                   встать прямо, опустить руки

И снова полечу                        продолжить движение

                                                   Умывание холодной водой игровое упражнение

                                                                     

Цель: положительное влияние на центральную нервную систему, улучшает кровообращение, поднимает тонус.

      Кран откройся!

Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза,

Мойтесь, уши,

Щечки, мойтесь

Мойся, мойся, обливайся!

       Грязь смывайся!

       Грязь, смывайся!

Обширное умывание:

 Ребёнок должен намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки; то же проделать левой рукой.

      Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться на сухо.

                                          Дыхательная игра-упражнение «Подуй на снежинку» (листик, бабочку)

(можно использовать для самостоятельной деятельности)

Цель: способствовать развитию речевого аппарата и координации движений, умению глубоко и правильно дышать;

                                           Игра – упражнение «Ловкие пальчики»

(можно для самостоятельной деятельности)

Цель: Использование специальных физических упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия, укрепление мышц стопы и голени ног.

Дети собирают выложенные на ковре крышки (фломастеры, карандаши) пальчиками ног и складывают их в корзинки

                               Музыкальная ритмопластика с элементами игрового стретчинга

(игровой стретчинг- специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости, подвижности суставов и их укрепление)

Цель: повышение иммунитета детей, способствует снятию напряжения и раздражительности;

Дети выполняют движения под музыку с элементами игрового стретчинга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Данная работа раскрывает специфику внедрения здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. Подробно изложены традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с детьм...

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохра­нения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Задачи з...

Презентация. Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду....

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду

Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения ...