«Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО в рамках программы воспитания. Взаимодействие с родителями по данному вопросу»
материал (подготовительная группа)

Елена Анатольевна Чепелева

Данный материал раскрывает пути сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и в сохранении своего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_zdorovyu-23.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО и в рамках программы воспитания.

 Взаимодействие с родителями по данному вопросу.

Подготовила:

Воспитатель ВКК

Чепелева Е.А.

Слайд 1

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Слайд 2

Цель работы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и в сохранении своего здоровья.

Слайд 3

Достигается  данная  цель путем  решения следующих задач:

1. Оздоровительные задачи (создание условий для сохранения и укрепления здоровья, закаливания).

2. Воспитательные задачи (воспитание нравственно-физических качеств, культурно-гигиенических качеств; потребности в физическом совершенстве)

3. Образовательные задачи (закрепление представлений о своем организме, здоровье; о режиме, об активности и отдыхе).

4.Развивающие задачи (продолжать развитие навыков выполнения общеразвивающих и основных видов движений).

Слайд 4

Работу  проводим в нескольких направлениях:    

  • Совместная работа с педагогами (логопед, психолог, музыкальный руководитель)
  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями.
  • Работа медицинского персонала.

Слайд 5

Ведущие принципы:

  • личностно - ориентированный подход к каждому ребёнку;
  • систематичность;
  • последовательность;
  • доступность;
  • постепенность;
  • комплексность.                      

Слайд 6

К средствам физического воспитания для укрепления здоровья относятся:

  • гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.), которые повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм;
  • естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка;
  • физические упражнения (особенно на свежем воздухе: у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем).

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.                                                  Слайд 7,8

Для двигательной деятельности детей созданы соответствующие условия:

  • оборудованы центры здоровья (спортинвентарь);
  • в наличии имеются прогулочные карты;
  • нетрадиционное оборудование и пособия, используемые для оздоровительной работы;
  • картотека сюжетно – ролевых, пальчиковых игр, дыхательных упражнений;
  • атрибуты к играм, к основным видам движения;
  • музыкальное   сопровождение (для зарядки, для релаксации);
  • комплексы утренней гимнастики;
  • дорожки здоровья и др.

Слайд 9,10, 11

При работе с детьми используем разнообразные формы и средства её организации:

  • физкультурные занятия (по 20-25 мин. 2 раза в неделю), 1раз на свежем воздухе.
  • досуги (1 раз в месяц)  Слайд 12,13
  • логоритмика (1 раз в неделю по 20-25 минут); Слайд 14
  • в режиме дня (утренняя гимнастика, закаливающие процедуры с коррекционными упражнениями для осанки, плоскостопия, подвижные игры, физминутки, психогимнастика, нейроупражнения, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж, релаксационные упражнения, физические упражнения на прогулке, зрительная гимнастики);  Слайд 15-17
  • мимическая и пантомимическая гимнастики;
  • элементы сказкотерапии; Слайд 18
  • упражнения для снятия эмоциональных и мышечных зажимов;
  • коммуникативные игры;     Слайд 19
  •  самостоятельная двигательная деятельность (физические упражнения и игры определяются самими детьми);    Слайд 20,21
  •  активный отдых (праздники, развлечения, соревнования: 1 раз в месяц;
  • занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и подгрупповые). Слайд 22

Воспитание здорового ребёнка невозможно без закаливающих процедур.

В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в течении дня:

  • 1.соблюдение правил режима дня (приучает детей к организованности, дисциплинированности);
  • 2.сквозное проветривание;
  • 3.утренняя гимнастика в проветренном помещении (с использованием речевого и музыкального сопровождения);
  • 4.дыхательная гимнастика;
  • 5.оздоровительная гимнастика после сна;
  • 6.физкультурные занятия;
  • 7.закаливание водой.

Утренняя гимнастика укрепляет и  оздоравливает  организма ребенка, усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ, организует детей на дальнейшую деятельность.  В работе используем готовые комплексы, а также музыкальные подборки.

Слайд 23

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Основа дыхательных упражнений - упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. В группе имеется картотека дыхательных упражнений в игровой форме: Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь.) Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! И т.п.

Слайд 22,23

 Специально подобранная гимнастика после сна помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы.  Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течении 5-7 минут. Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, поэтому «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно с использованием  музыкального,  речевого сопровождения.

Слайд 24,25,26

Также в работе с детьми мы используем специальные закаливающие процедуры, такие как: закаливание воздухом, закаливание водой и солнечные ванны (в летний период).

Закаливание воздухом: воздушные ванны, хождение босиком, физкультурные занятия на улице, прогулка.

Воздушные ванны применяем с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом, учитывая влажность и движение воздуха.  Слайд 27

Поэтому, хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках - являются ценнейшим закаливающим мероприятием.

При хождении детей босиком происходит тренировка мышц стопы (рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому летом ходим босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…

Закаливание водой.

В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, полоскание, обтирание, обливание ног.

Слайд 28,29

Закаливание носоглотки проводим в течении года кипячёной водой после приёма пищи и солёным раствором перед сном (для профилактики простудных заболеваний).

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. 

Медицинское направление при организации данной работы заключается в отслеживании эффективности физкультурно-оздоровительной работы в группе медработником ДОУ (на физкультурных занятиях, на логоритмике, утренней гимнастике, закаливающих процедурах, прогулке, самостоятельной двигательной активности детей и др.), с целью оценки и корректировки всей физкультурно-оздоровительной работы.

Профилактические мероприятия проводятся как медработником ДОУ, так и воспитателями. Они включают в себя витаминотерапию, физиолечение, ингаляции.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».  Слайд 30

Любая деятельность, связанная с детьми, а особенно, касающаяся их здоровья, неотъемлемо связана с их родителями.  

Слайд 31

В этом направлении мы проводим планомерную целенаправленную работу, которая направлена на решение следующих задач:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство группы намечена работа в следующих направлениях:  

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Вовлечение родителей в деятельность группы, совместная работа по обмену опытом.

Слайд32

 В этом направлении мы используем следующие формы работы: 

  • коллективная,
  • индивидуальная,
  • наглядная пропаганда.

Коллективная: 

  • общие и групповые родительские собрания с привлечением психологов, специалистов ДОУ, детей (соревнования, концерты, итоговые занятия и др.);
  • консультации общие и групповые (с приглашением специалистов ДОУ и врачей);
  • совместные с родителями праздники, развлечения, соревнования, концерты.

Индивидуальная, наглядная  

  • консультации у специалистов детского сада: логопеда, медработника, заведующей, психолога, старшего воспитателя, воспитателей групп;
  • беседы с родителями на интересующие их темы;
  • привлечение родителей к изготовлению спортивных, оздоровительных атрибутов;
  • посещение детей на дому;
  • анкетирование родителей, поручения родителям;
  • привлечение родителей к участию в спортивных конкурсах, соревнованиях различного уровня;
  • общение родителей посредством интернета (через родительские группы);
  • Получение информации (через Сайт ДОУ, информационные сайты -VK, OK).

В течении года мы планируем и проводим следующую работу:  Слайд33

Советы родителям:

  • «Салаты каждый день – вкусно и полезно!»
  • «Проверяем осанку»  
  • «Как выбирать лыжи на вырост»
  • «Помните, здоровье начинается со стопы»
  • «Играем вместе с родителями»

Рецепты для родителей:

  • «Оранжевые красавцы»

Папки- раскладушки, папки-передвижки:

  • «Вода, которую мы пьём»
  • «Осторожно, гололёд!»  
  • «Пальчиковая игра и её использование в старшем дошкольном возрасте»
  • «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе»
  • «Опасности летом. Укусы пчёл, ос, шмелей»
  • «Летние инфекции»

Консультации:

  • «Всё о детском питании»
  • «Домашний  спортивный комплекс»
  • « Пальчиковая гимнастика. Её роль в формировании техники письма»
  • «Грипп. Меры профилактики»
  • «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний»
  • «Осторожно! Интернет-зависимость!»

Памятки для родителей:

  • «Роль закаливания в укреплении здоровья детей»
  • «Всё о компьютерных играх»
  • «Учимся правильно дышать»
  • «Это надо знать! Компьютер и здоровье Вашего ребенка»
  • «Правила для родителей по проведению оздоровительного комплекса для детей» 

Слайд 34

Таким образом, чтобы достичь положительных результатов по сохранению и укреплению психофизического здоровья детей, необходима целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в ДОУ, так и в семье. Ведь именно работа по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ позволит им увидеть личностный смысл в повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах физического развития и успешной социализации собственного ребенка. 

«Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО и в рамках программы воспитания.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В краткой презентации "Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"  представлена характеристика основно...

Формы и методы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей, имеющих особые нужды.

Особенности психофизического развития детей с нарушением зрения. Методы и приемы, используемые в работе с ними....

Презентация "Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования, что в свою очередь, тр...

Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО.

Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО....

Эффективные формы работы с родителями по вопросам сохранения и укрепления физического здоровья детей

Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья з...