Проект "Экспериментальная деятельность как вид познания мира"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Оксана Александровна Клевцова

Дошкольный возраст характеризуется высоким уровнем познавательного интереса, любопытством и интересом ко всему новому. В процессе взаимодействия с предметами, в данном случае  (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie-kak_vid_poznaniya_mira.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение села Куймань

Лебедянского Муниципального района

Педагогический проект:

«Экспериментальная деятельность - как вид познания мира».

                                                                                                                                                 

Выполнила

Воспитатель 1 категории

Клевцова О.А.

2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Краткая аннотация проекта.

2.  Цель и задачи проекта.

3. Методы реализации проекта.  

5. Этапы  реализации проекта.  

6.  План реализации проекта.

7.  Список литературы.  


Описание проекта

Вид проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст характеризуется высоким уровнем познавательного интереса, любопытством и интересом ко всему новому. В процессе взаимодействия с предметами, в данном случае  (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).

Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования и проведения опытов.

Задачи проекта:

1)Создание условий для детского экспериментирования детей старшего дошкольного возраста, предметно-развивающей среды;

2)Расширять представления детей второй младшей и средней групп об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3)Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать процесс познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применение в деятельности.

Виды деятельности:

- непосредственная образовательная деятельность (ФЦКМ, ФЭМП, коммуникация, лепка, рисование);

- самостоятельная деятельность детей;

- совместная деятельность взрослого и детей, а также детей друг с другом.

Формы организации:

- с группой детей;

- по подгруппам;

- парами;

- индивидуально;

- спонтанно, как ответ на вопрос ребенка.

Структура проведения экспериментальной деятельности:

- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

- Подведение итогов, вывод;

- Фиксация  результатов;

- Вопросы детей.

Этапы реализации проекта:

I  этап – подготовительный

На данном этапе планируется проведение диагностического исследования с целью определения у детей уровня развития познавательного интереса с использованием методики «Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» Л.Н. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой. По итогам диагностики формируется картотека опытов и экспериментов по ознакомлению с окружающим миром.

II этап – основной

На данном этапе происходит знакомство дошкольников с экспериментальной деятельностью. Данный этап включает:

- Проведение экспериментальной деятельности с детьми;

Проведение консультаций о роли экспериментальной деятельности в развитии познавательного интереса, а также консультации по проведению опытов и экспериментов дома;

- Привлечение родителей к активной помощи в оформлении уголка по экспериментированию.

III этап – итоговый

В конце учебного года планируется проведение диагностического исследования познавательных способностей детей по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы по интегративным областям.

Содержание проектной (экспериментальной) деятельности

 Тема

 Задачи

Материалы и оборудование.
Пособия

1. «Песок и глина»

Откуда берётся песок

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

(состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется,

пропускает воду, на песке остаются следы,

слипается, мокрый темнее сухого).

Песок берётся от трения камней

Песок, глина, емкости, лупа, ширма, сито, вода.


Камни

2. «Ветер»

Выявлять  изменения свойства песка при взаимодействии с ветром и водой

Песок, глина, прозрачные емкости, закрытые крышками;  полиэтиленовые
бутылки с прикрученными крышками.

3.«Круговорот воды в природе»

Эксперимент «Дождь»

Познакомить детей с природными явлениями, рассказать что такое круговорот воды в природе и как образуется дождь

Вода, пена для бритья, краситель, пипетка

4. «Свойства и качества воды» (Окрашивание
Воды) 

Познакомить детей со свойствами воды; (вода не имеет вкуса, цвета, формы)

Вода, молоко, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, 
стекло (зеркальце), акварельные  краски
стаканчики, палочки, соломинки для коктейля

5.«Откуда берется 
вода?»

Ознакомить детей с одним из состояний воды —паром Ознакомить детей с процессом конденсации

Кипяток, термос (емкость с кипятильником)

6.«Замерзание жидкостей». 


Ознакомить детей с различными жидкостями; помочь выявлению различий в процессах замерзания различных жидкостей.
Познакомить детей со свойствами воды прозрачность, растворимость, замерзание при низкой 
температуре.

Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло, ёмкости.

7. «Мёд, вода и масло- Плотность жидкостей»

Познакомить детей с плотностью различных жидкостей, а также с различным весом предметов

( у каждого предмета свой этаж)

Мёд, вода, раст.масло, скрепка, виноград ,крышка и тенисный мяч

8. «Ветер в  комнате» 

Формировать представления детей об образовании ветра

Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить)

9 «Пение воды в стакане»

2 вариации

Познакомить детей со свойством звука.
Чем больше воды в бокале, тем ниже звучит нота

Стаканы, вода, плошка для  смачивания рук водой, ложка

10. «Как распространяется звук?»

Познакомить детей со способом распространения звука, с понятием «звуковые волны»

Бумажный стаканчик,  мокрая ленточка, скрепка

11.«Бумага, 
ее качества и 
свойства»  

Познакомить детей со свойствами бумаги (мнется, рвется, режется, горит) и 
качеством (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность). Определять  качества древесины(твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойств (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Вода, бумага, ножницы, , спички, емкости

12.«Ткань, 
ее качества и 
свойства»

Обучить детей узнавать вещи из ткани, определение  ее качества и свойства (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Образцы тканей, вода, ножницы, спиртовка, спички, емкости

13. «Вулкан»

Показать детям, что когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа выталкивают содержимое наружу.

Широкая и высокая ваза, пузырек пустой, сода пищевая, любой краситель, уксус

Или лимонная кислота и сода

14. «Лампа из лавы»

Формирование у детей умения создавать  всплывающие цветные пузырьки.

Высокая емкость, уксус, краситель, масло раст., сода

15. «Вода в перевёрнутом стакане»

Показать детям, что воздух давит на бумагу снизу вверх с большей силой, чем вода, которая находится в стакане. 

Обычный стеклянный стакан, листочки бумаги, вода

16. « Пенное рисование»

Познакомить детей  с нетрадиционной техникой рисования

Пена для бритья, листы бумаги, гуашь, или акварельные краски, кисточки, линейка, фантазия

 17. «Опыт с молоком, красителями и моющим средством

(цветной взрыв в молоке

Познакомить с процессом растворения краски в молоке (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

  • Молоко, пищ. красители, жидкость для мытья посуды,

ватные палочки, глубокая пластиковая тарелка, пипетка

18. «Радужный круг из Эмемдэмс»

Показать, что вода растворяет конфеты и образуется «радуга». В этих конфетах содержится карнаубский воск - он образует плёночку, и цвета не смешиваются.

  • Конфеты M&m's или Скитлс, тарелка, тёплая вода

19.«Бегающая вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды;

Вода, стаканы, красители, бум.салфетки

20.«Как питаются растения»

Наглядно показать детям естественный процесс питания растения, движение воды по мелким капиллярам;

Пластиковые прозрачные стаканчики, листья китайской капусты, красители жидкие пищевые пяти цветов (оранжевый, красный, зелёный, жёлтый, синий, лейки с обычной водопроводной водой, чайные ложечки.

21.«Надувание мыльных пузырей»

Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Узнать из чего лучше получаются мыльные пузыри из жидкого мыла, шампуня или ср-ва для мытья посуды»

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочка с колечками на конце, шампунь, ср-во для мытья посуды, жидкое мыло

22.  « Магнит и его удивительные свойства»

Формировать знания у детей о магните и его свойстве притягивать металлические предметы

Песок, бумага, магниты, вода, различные металлические предметы (замки, ключи, скрепки и др.), стаканы, монеты.

23.«Солнечный зайчик»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Зеркала

24.«Радуга-дуга» (эксперимент с водой и салфеткой)

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять свойства воды, понаблюдать как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом, а именно салфеткой.

 Настольная лампа или фонарик, диск, бумажная салфетка, пластиковый стаканчик с водой, фломастеры, ножницы

Основное оборудование и материалы:

  • схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов (совместно с детьми разработанные условные обозначения);
  • дидактические игры;
  • книги познавательного характера, атласы, энциклопедии;
  • карточки - подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
  • оборудование (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);  
  • природный материал (камешки, семена, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, шишки);
  • увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокли;
  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);
  • бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет;
  • технические материалы: гайки, винты, болтики;
  • разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки;
  • контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Список литературы:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская

     деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.:  

     МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

  1. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
  2.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  3. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников.  М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. : ил.
  4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для среднего и старшего дошкольного возраста». Издательство: "Детство-Пресс" (2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредсвенно-образовательной деятельности. Образовательная область "Познание"(формирование целостной картины мира). Тема Дары осени.

конспект Непосредственно-образовательной деятельности О.О.Познание(формирование целостной картины мира) составлен в соответствии с ФГТ.В нем дается  интеграция образовательных областей. В результ...

Непосредственная образовательная деятельность. Образовательная область. Познание. Ознакомление с окружающим миром. «Путешествие»

Обобщить и систематизировать знания детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах; уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира...

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»

«Развитие мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира»...

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)

Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления дошкольников средствами экспериментальной деятельности в процессе познания мира (обобщение педагогического опыта)...

Педагогическая мастерская. Игровая деятельность, как средство познания мира. Игра: "Доктор" дети старшего дошкольного возраста.

Игровая деятельность - это вид деятельностив условиях стуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением дошкольни...