«ИКТ технологии как метод повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения»
статья

Юшина  Ольга Александровна

Использование ИКТ технологий в работе воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИКТ технологии как метод повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения»

Нельзя жить по старинке, нельзя мыслить и поступать как все. Необходимо помнить, что жизнь – это вечное движение вперёд! И педагог XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями, ну и, конечно, Человек с большой буквы!

Вспоминаются удивительные слова Галилео Галилея: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». А помогают сделать эти открытия педагоги.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.

Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в образовании воспитанников.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности педагога, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. Повышение компетентности, профессионализма педагога – одно из важнейших условий повышения качества образования.

Профессиональная деятельность педагога за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня педагога, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «воспитательно - образовательный  процесс на всю жизнь» к «воспитательно – образовательному процессу через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Педагог сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру, что, в свою очередь, требует изменения всего компонентного состава и структуры традиционной методической системы.

Формирование информационной культуры педагога ДОУ – залог повышения уровня профессиональной компетенции, как фактора повышения качества образования. Уровень сформированности информационной культуры педагога определяется:

- во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях;

- во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности;

- в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в образовательной деятельности;

- в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

Конструирование занятия в ДОУ с использованием новых информационных технологий и Интернет - ресурсов требует от педагога высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

Одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности. На мой взгляд, центральное место в формировании информационной компетентности занимает информационная среда дошкольного образования.

 Под информационной образовательной средой дошкольного образования понимается специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию новых информационных технологий в педагогическую систему школы с целью построения личностно - ориентированной педагогической системы. Информационная образовательная среда не может возникнуть стихийно. Ее формирование – это целенаправленный управленческий процесс.

В условиях развивающейся информационной образовательной среды дошкольного образования осуществляется интенсификация всех уровней воспитательно-образовательного процесса, повышается эффективность и качество процесса обучения за счет возможностей, предоставляемых информационной образовательной средой. Формирование информационно-образовательной среды дошкольного образования на основе применения информационно-коммуникационных технологий является ключевым моментом в создании оптимальных условий для развития и саморазвития педагога ДОУ, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Создание единого информационного пространства в ДОУ требует привлечения к работе всего педагогического коллектива, воспитанников, и, несомненно, родителей.

Именно педагог решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Сегодня очевидно, что педагог, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

- владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;

- работать с мультимедийными программами;

- знать основы работы в Интернет.

Использование универсальных информационных программ и средств информатики делают воспитательно-образовательный процесс более интересным и творческим.

Для использования средств ИКТ в своей деятельности педагог должен:

  • знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;
  • уметь понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных в вербальной, графической и числовой формах;
  • владеть методами анализа и синтеза, уметь оценивать достоверность и практическую полезность имеющихся данных с различных точек зрения, использовать их для решения конкретных практических задач.

Что привносит использование новых информационных и коммуникационных технологий в содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ? Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Нельзя обойти вниманием обучение коммуникационным навыкам, структура и содержание которых предоставляют необходимое пространство для коммуникации. Например, мультимедиа-проектор делает средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступлений педагогов ДОУ; дошкольный сайт становится местом размещения подготовленных публикаций; Интернет позволяет вынести образовательные проекты за стены отдельного ДОУ и сделать их телекоммуникационными. Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения дошкольников в активных участников учебного процесса.

Сегодня у любого педагога имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе воспитания и обучения средств ИКТ – это информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний, новые виды коммуникации – чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения. При этом педагог не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития.

Стремительное развитие и появление все новых возможностей использования компьютера в образовании заставляет искать различные подходы к организации процесса повышения квалификации педагогов в сфере ИКТ. Задача формирования и развития ИКТ- компетентности педагогов стоит на всех уровнях государственной системы педагогического образования, а также в ряде негосударственных структур, занимающихся подготовкой педагогов в области ИКТ (Федерация Интернет Образования, Intel и др.). Тем не менее, реальная обстановка в дошкольном образовании сейчас такова, что, несмотря на широкое вхождение ИКТ в дошкольную практику, одной из основных причин, тормозящих процесс информатизации образования, является именно недостаток кадров, владеющих новыми технологиями и способных включать их в свою профессиональную деятельность. В условиях широкого применения новых информационных технологий и различной компьютерной техники в воспитательно-образовательном процессе, знаний простого пользователя педагогу оказывается недостаточно.

В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении ИКТ-компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.

Отрадно, что и педагоги это тоже понимают. Анкетирование «ИКТ-активность педагога», проведенное в нашем дошкольном образовательном учреждении показало, что 95% педагогов коллектива испытывают потребность в повышении уровня владения ИК-технологиями. Среди причин личной заинтересованности педагогов следующие: эффективность работы коллег, использующих ИКТ в работе; желание соответствовать статусу современного педагога; переход на новый уровень педагогического мастерства.

На данном этапе информатизации образования в нашем МБДОУ основная часть коллектива владеет необходимыми пользовательскими навыками работы на компьютере. Обучение и совершенствование навыков владения компьютером осуществляется преимущественно через индивидуальные консультации, курсы повышения квалификации. Но, как показывает анализ практики, количество обученных педагогов далеко не совпадает с числом тех, кто компетентно (т. е. целенаправленно и самостоятельно, со знанием требований к профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного пространства и своих возможностей и ограничений) способен применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования. Иными словами, качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов, прошедших обучение, не отвечают ожиданиям.

Здесь имеется ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

1. Всю работу по обслуживанию техники, внедрению ИКТ в образование, ведет непосредственно каждый педагог, который перегружен собственной образовательной и методической деятельностью. Для активного использования информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе необходимы системные координаторы – педагоги, осуществляющие управление этим процессом. В задачи системных координаторов включить: создание дошкольного образовательного пространства, наполнение Интернет образовательными ресурсами, развитие единого информационного образовательного пространства ДОУ, оказание консультативной, методической помощи педагогам ДОУ. У нас в детских садах таких координаторов нет.

2. Недостаточная оснащенность большинства детских садов компьютерной техникой, и в нашем районе этот вопрос решается не совсем успешно.

3. Нехватка сервисных служб для технической поддержки, ремонта техники;

4. Сохраняющийся дефицит методического обеспечения процесса использования ИКТ в образовательной и административной деятельности.

5. В ДОУ имеется подключение к Интернету, но скоростные характеристики подключения привели к скептическому отношению к данному виду коммуникации среди педагогов.

6. Несовершенство цифровых образовательных ресурсов.

7. Отсутствие мотивации у педагогов ДОУ к внедрению ИКТ в образовательную и воспитательную деятельность.

Решение этих и других проблем, которые возникают в процессе информатизации образования позволят более широко использовать ИКТ в повседневной практике работы педагогов.

Использование информационных коммуникативных технологий позволяет достичь большей заинтересованности педагогов ДОУ и хорошей результативности воспитательно-образовательного процесса.

Работа с новыми информационными технологиями способствует профессиональному росту педагога, требует от него постоянной рефлексии, творческих исканий, создания дидактических разработок. Мы являемся свидетелями пересмотра концепции образования во всём мире. Современные технологии расширяют границы познания, за ними будущее.

Поэтому, мое мнение таково: будущее – за новыми формами обучения. Их нужно осваивать и внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Тем более что реализация направления информатизации образования в рамках национального проекта «Образование» в комплексе с государственными и региональными программами информатизации образования позволит создать условия для внедрения в воспитательно-образовательный процесс современные технологии, электронные ресурсы нового поколения; включить все образовательные учреждения в единую корпоративную информационную сеть.

Информационные коммуникативные технологии дают педагогу ДОУ:

  • Оперативность информации. Только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по той или иной образовательной области.
  • Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Благодаря информационным технологиям мы любую информацию можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
  • Коммуникативность. Дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях.
  • Интерактивность. Позволяет участвовать в виртуальном методическом объединении педагогов России.

Эти свойства информационных технологий позволяют использовать новые формы в педагогической деятельности:

  • Электронные методические пособия.
  • Презентация. Это форма позволяет более наглядно и интересно проводить занятия. На сегодняшний день  подготовлены презентации по самым разнообразным темам и областям.
  • Интернет-ресурсы. Возможности и ресурсы Интернет, которые могут быть использованы педагогами в своей работе по обучению основам знаний дошкольников, включают в себя:
  • WWW (Всемирная паутина);
  • E-mail (Электронная почта)
  • ресурсы самореализации – сайты ДОУ, педагогов, родителей, воспитанников;
  • средства массовой информации;
  • ресурсы библиотек.

Серверы Всемирной паутины я использую для поиска дополнительной и новой информации к занятиям в процессе подготовки. Библиотеки очень часто не располагают необходимой литературой (это является проблемой многих малых городов), и получить ее можно, используя только Интернет-ресурсы.

Ресурсы дистанционного образования. Педагог ДОУ может повышать свою профессиональную подготовку, участвуя с воспитанниками в дистанционных конкурсах и проектах.

Основными формами использования ИКТ в практике педагогов нашего ДОУ являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов);

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов;

- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint во всех образовательных областях: «Социально-личностное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» (приложение 4)

- проведение   ИКТ - семинаров – практикумов на различные тематики (приложение 1)

- разработка конспектов ОД с помощью ИКТ (приложение 2)

Педагогами ДОУ создаются серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Для большей эффективности презентации строятся с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников. В них включаются занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование программ для редактирования видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

- помимо презентаций в своей работе педагоги ДОУ используют обучающие программы. Выполняя по ним задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ со ссылками на группы.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

        Одно из направлений в работе по использованию ИКТ в нашем ДОУ – это оформление основной документации в электронном виде. Опыт педагогов ДОУ убедил, что ведение основной документации в электронном формате значительно  сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.  Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, анкеты для педагогов, анкеты для родителей,  протоколы обследования развивающей среды.        

Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень ИКТ-компетентности педагогов, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников дошкольного образования» на nsportale.ru, на портале  «MAAAM. ru».  На страницах сети Интернет большинство педагогов разместили информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения, портфолио. Очень быстро они нашли единомышленников в профессиональной сфере общения по интересам. На сайте все общаются с коллегами, узнают их точку зрения, высказывают своё мнение, получают консультации специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как метод повышения профессиональной компетентности педагога.

Тестирование как метод повышения профессиональной компетентности педагога.Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства...

Проект" Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"

Описание проекта "Информационно коммуникационные технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов"...

Проект "Самообразование - как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Самообразование может стать эффективным условием повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ, если:- работа с педагогами  в ДОУ осуществляется через совершенствование теоретического уров...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»

Методическое пособие для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений  «Педагогический мониторинг как метод повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО»...

Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. В ряде законодательных актов говорится об актуальности проблемы подготовки высококвалифицированного педагога,...