Перспективный план по самообразованию « Использование мнемотехники, как средство заучивания стихов для развития речи детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Генцевичене Инна Владимировна

Актуальность:

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Дети стали меньше общаться. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является развитие речи детей.  Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Мнемотехника является уникальной системой методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребёнку воспроизвести услышанное.

Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Вот поэтому я и решила разучивать стихотворения с детьми используя опору на зрительную память через мнемотехнику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_gentsevichene_2024g.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Березка»

Согласован:

зам. зав. по ВМР

                          Т.Я.Финкельштейн


                                   

                                       

Утвержден:

заведующий МКДОУ «Березка»

                            О.М.Гонохова.
          «
      »___________ 2023г.

Перспективный план по самообразованию

 воспитателя

Генцевичене Инны Владимировны

« Использование мнемотехники, как средство заучивания стихов для развития речи детьми старшего дошкольного возраста»

2023 – 2024 учебный год

г. Вихоревка, 2023г.

Актуальность: 

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Дети стали меньше общаться. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является развитие речи детей.  Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Мнемотехника является уникальной системой методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребёнку воспроизвести услышанное.

Опора на рисунки для обучения детей заучивания стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Вот поэтому я и решила разучивать стихотворения с детьми используя опору на зрительную память через мнемотехнику. По данному направлению моего самообразования перед собой я поставила цель и задачи:

Цель:  повысить свой профессиональный уровень посредством использования метода мнемотехники в заучивании стихов с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи: 

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы и опыта по данному вопросу;

 -Разработать тематический перспективный план по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники;

 -Способствовать развитию ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания у детей;

- Способствовать формированию интереса у детей к заучиванию стихов с помощью приёма мнемотехники;

 -Вовлечение родителей в совместную работу по использованию метода мнемотехники для заучивания стихов с детьми дошкольного возраста;  

-Дополнить развивающую среду практическим материалом для развития ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания у детей  картотекой «Поэтическая мнемотехника».

Проблема: 

При работе с детьми мной было замечено, что они без радости включаются в развивающую деятельность, дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

 Ожидаемые результаты: 

- Повышение своего профессионального уровня по вопросу использования метода мнемотехники в заучивании стихов с детьми дошкольного возраста;

- Владение детьми методом мнемотехники для запоминания и заучивания стихотворений;

-Устойчивый интерес детей к заучиванию стихов с помощью приёма мнемотехники;

-Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по использованию метода мнемотехники для разучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста.

                                       Перспективный план

месяцы

педагог

дети

родители

Сентябрь

 Подбор и изучение материала по теме: «Использование метода мнемотехники, как средство заучивания стихов детьми старшего дошкольного возраста».  Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме.

Мониторинг уровня заучивания стихотворений у детей.

Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа). Консультация «Развиваем память ребёнка».

Октябрь

Изучение статей «Разучивание стихотворений в средней группе с помощью мнемотехники» (интернет – ресурсы).

Знакомство детей с методом мнемотехники для заучивания стихов.

Подбор стихотворного материала.

Составление мнемотаблицы по стихотворению И. Токмачёвой «Осень» (совместно с педагогом для индивидуальной картотеки ребёнка). Заучивание стихотворения.

Папка - передвижка «Использование метода мнемотехники, как средство заучивания стихов с детьми дошкольного возраста».  

Ноябрь

Изготовление мнемотаблиц к подбору стихотворного материала.

Составление мнемотаблицы по стихотворению С.Михалкова «Моя улица». Заучивание стихотворения   Речевая игра «Доскажи словечко» (по стихам, с мячом)

Консультация «Учим стихи, играя» (Использование пиктограмм для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста).

Декабрь

Изучение материала «Учим стихи по картинкам». Хорошая память и дикция / Н. Е. Васюкова. — М., 2007)

Составление мнемотаблиц по стихотворениям:

 Н.Нищевой «Новый год», «Ёлочка».  Заучивание стихотворений.  Речевая игра «Я начну, а ты продолжи».

Консультация «Развиваем речь ребёнка».

Буклет «Заучиваем стихи, играя».

Январь

 Изучение материала «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»//Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.) - Организация выступления «Стихотворная страничка» (демонстрация выученных стихотворений детям среднего возраста).

Составление мнемотаблиц по стихотворениям Н.Беляковой «На санках».  

В.Егорова «Снеговик». - Заучивание стихотворенийВ  Выступление

«Стихотворная страничка».

 Памятка для родителей «Как учить с детьми стихи».  

Февраль

Изучение материала  «Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»/ Спб.,2005.). Подбор музыкальных композиций, для сопровождения стихов «Музыкальная картотека»

  Составление мнемотаблицы по стихотворению Р.Бойко «Наша армия родная». Заучивание стихотворения.

Памятка «Составляем и используем мнемотаблицы дома».  

Составление мнемотаблицы по выбранному стихотворению к Дню Защитника Отечества. Заучивание стихотворения с ребёнком.

Март

Изучение материала (Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.2010г.) - Подготовка к экскурсии в библиотеку.

Составление мнемотаблиц по стихотворениям

Т.Волгиной «Подарок». -   Т.Дмитриевой «Весна пришла». - Заучивание стихотворений     Экскурсия в библиотеку.

Составление мнемотаблицы по выбранному стихотворению о весне, заучивание стихотворения с ребёнком. Поэтическая гостиная (демонстрация выученных стихотворений).

Апрель

Изучение материала «Методика развития творческого воображения» под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006)

Составление мнемотаблиц по стихотворениям   В.Степанова «Космонавт». -     С.Маршака «Апрель». - Заучивание стихотворений.

Мастер - класс «Как учить стихи с ребёнком?» Практические советы.

Май

Подготовка доклада  «Использование мнемотаблиц в заучиваний стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста».  

 Подготовка к конкурсу чтецов и итоговому мероприятию «Поэтическая прогулка»

 Составление мнемотаблицы по выбранному стихотворению о Дне Победы, заучивание стихотворения с ребёнком.

Оказание помощи в организации конкурса чтецов к итоговому мероприятию «Поэтическая прогулка» -  Конкурс чтецов

Круглый стол с родителями «Стихотворные минутки каждый день».

Используемая литература:

 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика работы с художественной литературой в детском саду» // М. Издательский центр «Академия», 2006г.

 2. Бабунова Т.М. «Основы дошкольной педагогики»: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, 2002.

 3. Бородич А. М. «Методика развития речи детей». - М., 1981.

 4. Брызгунова Е.А. Интонация / «Русская грамматика». Т.1. М., 1999г.

 5. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи». – СПб., 2004.

 6. Омельченко О.В. « Использование приемов мнемотехники в развитии связанной речи». «Логопед», 2008г, №4

 7. Олейник Н. А.» Технология Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008 .

8. Панфилова М.А. « Игротерапия общения» – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2010.

 9. Полянская Т.Б. « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб.: «Детство-Пресс», 2009г.   10. Российская Е.И., Гаранина Л.А. «Произносительная сторона речи». М., 2003г.

11. Т. Б. Савельева Наталия Валерьевна « Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники». Д/с «Радуга»2008 г. Лахденпохья

12. Седых Н.А. « Воспитание правильной речи у детей». Донецк, 2004г.

13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.

 14. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Ж. «Дошкольное воспитание», 2008г. №3  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоени...

«Использование современной ИКТ технологии QR-кода в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 142» города Магнитогорска Выступающие:воспитатель Хадиева Л. А.ст. воспитатель Файзулл...

Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Модульный принцип организации педагогического процесса ̶ это один из видов интеграции видов деятельности, дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учрежден...

«Использование интеллект-карт в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Эффектив...

Конспект занятия с использованием мнемотехники с элементами квест-игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотехники с элементами квест-игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...