Квиз по финансовой грамотности «Путешествие в страну финансов» с использованием кейс-технологии для детей подготовительной группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Людмила Владимировна Ермолаева

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kviz_po_finansovoy_gramotnosti.docx130.51 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Documents\1675583919419.jpg            Квиз по финансовой грамотности

 «Путешествие в страну финансов»

с использованием кейс-технологии

для детей подготовительной группы

                                                                                        

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ходе игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные: применять первичные экономические знания на практике; расширять и активизировать словарный запас детей; продолжать учить детей соблюдать правила игры; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Развивающие: развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; память, мышление, внимание; продолжать развивать коммуникативные качества и речевую активность; побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполнение заданий (восторг, радость, удовлетворенность)

Воспитательные: воспитывать интерес к интеллектуальным играм и творческим заданиям; умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности; воспитывать личностные качества: чувства ответственности, взаимовыручки, умение работать в команде.

Взаимодействие образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная категория: 5-6 лет

Культурные практики: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Предварительная работа: Чтение пословиц, поговорок, сказок «Муха - Цокотуха», «Как старик корову продавал», «Жадный мельник», «Кот в сапогах», «Добрый жаворонок», «Скупой», отгадывание загадок. Дидактические игры «Можно и нельзя купить», «Разложи товар», «Что важнее?», «Хочу и надо», «Товар или услуга», «Где живут деньги?» «Мы - художники», «Доход - расход». Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Рынок», «Супермаркет», «Банк». Работа с лэпбуком. Решение экономических задач, ситуаций. Просмотр мультфильмов на экономическую тему. Беседы. Экскурсии в банк, библиотеку.

Материалы и оборудование: эмблемы, коробочки для денег, конверты с заданиями, монеты бумажные для жюри, конфеты по количеству игроков, монеты бумажные, купюры разрезанные – 2 штуки, карточки с ребусами, наборы российских рублей, шоколадные монеты.

Ход игры.

1)Вводная часть. Организационный момент.

Ведущий: Ребята, я шла утром сегодня на работу и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую копилки).

Ведущий: Что это такое? Для чего же нужна копилка?

Ведущий: Правильно, чтобы копить деньги. А зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?

Ведущий: Ребята, чтобы все узнать мы отправимся в путешествие в необычную Страну финансов. Наше путешествие будет увлекательным, вы узнаете, что финансы могут быть совсем не скучными. Вам понадобится смекалка, внимание, сообразительность, за правильный ответ, будете получать монетки, хранить их в копилке, в конце игры посчитаете.

Ведущий: Перед началом вспомним правила игры:

• Слушаем внимательно вопрос.

• Обсуждаем и даем ответ.

• Не кричим - это главное правило.

• За полный, правильный ответ зарабатываем монету.

• Побеждает та команда, у которой больше монет.

Ведущий: Команды готовы? Дети: Да!

2) Основная часть. «Знакомство с командами».

Ведущий: В игре принимают участие две команды. Давайте познакомимся.

Команда «Экономисты»

Девиз: «Дебет слева, кредит справа - экономистам нашим слава!»

Команда «Бизнесмены»

Девиз: «Есть закон один для всех:

Деловитым, энергичным,

Подчиняется успех!» Команды поприветствуйте друг друга.

Ведущий: Сегодня нашу игру оценивают жюри, которые будут смотреть на то, как команды правильно и быстро отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ получите монеты. Вам, хочется заработать больше монет, верно? Для этого нужно стараться и правильно выполнять задания. В конце игры жюри подведут итоги, определят победителей и наградят их.

Соревнуясь в этом зале

Вы все останетесь друзьями.

Пусть кипит буря страстей,

А ваша дружба крепнет в ней.

1 кейс «Разминка»

Ведущий: Задача каждой команды по очереди отвечать на вопросы и находить ответ-картинку в кейсе.

Вопросы:

1. Как называется здание, где хранятся деньги? (Банк)

2. Деньги, которые мы тратим на покупки, транспорт, походы в кино и другие наши потребности называются…(Расходы)

3. Как называются металлические деньги? (Монеты)

4.Зарплата ваших родителей, пенсия бабушек, дедушек – это (Доходы)

5.Каким словом называются все иностранные деньги? (Валюта)

6. Как называются российские деньги? (Рубли)

2 кейс «Третий лишний»

Ведущий:  Команда выбирает игрока, который из ряда слов должен назвать то, которое не имеет отношение к остальным (лишнее). Цена за правильный ответ - 1 монета.

1. Доллар, рубль, Россия;  

2. Зарплата, квартплата, пенсия;

3. Банкир, продавец, инкассатор;  

4. Купюра, монета, конфета.

3 кейс «Кроссворд». Перед вами поле, вы должны  ответить на загадки и вписать ответы в пустые клеточки своего цвета.

Ведущий: 1.В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем

Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в ...(В банке)

2.И врачу, и акробату Выдают за труд ..(Зарплату).

3.Чтоб хранить свои доходы На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне, Та, что с дыркой на спине (Копилка)

4.Маленькая, кругленькая Из кармана в карман скачет (Монета)

5.Из какого аппарата Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

6.На товаре быть должна Обязательно …(Цена)

7. Это - средство обращения,  Это - средство накопления.
          Средство стоимости также,  Также средство платежа. (Деньги)

8. На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке…(Проценты)

5 кейс «Как поступить» 

Ведущий: Каждая команда должна послушать ситуацию и предложить правильное решение. За правильный ответ - 2 монеты.

Ситуация первая. В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег и нужно подождать до зарплаты. Как правильно нужно поступить? Послушайте варианты: - начать плакать и уговаривать маму - попросить денег на игру у бабушки - подождать, когда мама получит зарплату

Ситуация вторая. Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов: - купить много сладостей - купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить - поехать всей семьей в путешествие.

Ведущий: А как называются российские деньги? (Рубли) Правильно. Вам нужно наполнить кошельки деньгами нашей страны.

6 кейс «Наполни кошелёк» Команды, встаньте вряд друг за другом. Ваша задача добежать до стола, из копилки взять одну купюру, положить в кошелёк, вернуться обратно и передать кошелёк следующему. Из всех купюр выбрать нужно только российские деньги. Чья команда сделает правильно, быстро, та победит. Будьте внимательны, на столе есть деньги разных стран.

Ведущий: Продолжаем игру.

7 кейс «Реши задачу» 

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему?

2. Какие фрукты можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где будет дороже бутылка с водой: в пустыне или на севере?

4.В двух магазинах продают яблоки: в одном магазине по цене 7 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 5 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят яблоки быстрее? Почему?

Ведущий: Следующее задание. Предлагаю разгадать шифр, в нем спрятаны слова, имеющие отношение к экономике: сипеня (пенсия), парталаз (зарплата). 

Ведущий: 8 кейс «Конкурс капитанов» Цена этапа– 2 монеты.

1.Задание «Собери купюру»:

Ведущий. Вам нужно купюры собрать из частей-пазлов на скорость.

         2. Задание «Сигнальщики».

Ведущий: Давайте вспомним. Что такое товар?

Дети: Товар - это то, что производится для продажи.

Ведущий: Капитан команд «Экономисты» поднимает красные флажки, если слышит, что речь идет о товаре, капитан команды «Бизнесмены» поднимает синие, если слышит, что речь идет не о товаре:  

Фермер привез на рынок молоко (товар).

Папа починил детям игрушку (не товар).

Мама испекла пирог к празднику (не товар).

Плотник сделал шкаф и продал его (товар).

Маша сварила варенье для друзей (не товар).

На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).

Бабушка сшила фартук для своей внучки (не товар).

В издательстве напечатали много детских книг (товар).

Ведущий: Следующее задание. 

9 кейс «Доход-расход» Деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются?

Дети: Доход.

Ведущий: А то, что мы тратим на определённые нужды, называется?  

Дети:Расход.
          Ведущий: Я начну читать сейчас, а вы хором отвечайте: 

1.На товаре быть должна, обязательно … (Цена)
2.Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (Доход)
3.Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (Налоги)
4.Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой (Вклад).
1.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (Зарплату).
2.На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут-набегают в банке (Проценты).
3.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (Товар).
4.
 Приносить доходы стал. В банке папин (Капитал).

11 кейс «Пословицы»

Ведущий: Ребята, а что это в чемодане?

Дети: пословицы.

Ведущий: Есть много пословиц, поговорок. Задача игроков отгадать и её продолжить.

-Труд человека кормит, а лень….(портит).

-Дерево сильно корнями, а человек …. (трудами).

-Землю солнце красит, а человека…. (труд)

-Делу время потехе …. (час)

-Скучен день до вечера, когда делать (нечего)

-Дело мастера…. (боится)

Ведущий: Подошла викторина к концу. Вы замечательно потрудились, заработали монеты своими знаниями. Подведем итог викторины, посчитайте свой доход. Сколько вам удалось заработать денег? Капитаны озвучивают, сколько выиграли денег.

3) Заключительная часть. Итог.

Ведущий. В дальнейшей жизни, честная компания,

Всегда пригодятся ваши знания.

Ум, находчивость вы проявляйте.

И на весь мир о себе заявляйте.

Мои юные финансисты, а все ли можно купить?

Дети: продукты, посуду, одежду, машину, книга, часы, лекарство и т.д. Но есть в жизни главные ценности: здоровье, солнце, радугу, дружбу, чувства, время, здоровье, мудрость, знания, любовь, жизнь, природу, которые важнее вещей и их за деньги не купишь. 

Ведущий: Отгадав загадку, вы узнаете, что лежит в «Черном ящике».

-Их делают из разного материала,

У одних людей их много,

А у других - мало, в разных странах

Их называют по-разному.

Что это такое? (деньги)  

Ведущий: Правильно, в ящике находятся монетки-шоколадки, спасибо вам за участие, желаю вам успехов.

Рефлексия. «Волшебный мешочек». У меня есть кошелек. Я предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный кошелек все самое интересное, что у нас было на сегодняшнем заняти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов"

Цели НОД: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластико...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов"

Этот материал будет полезен и интересен для педагогов и детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов"

: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая...

Конспект по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов" в подготовительной группе

Дети совершат путешествие в страну Финансов, заработают деньги и коллективно решат, как их потратить....

Открытое занятие по развитию финансовой грамотности «Путешествие в страну Финансов»в подготовительной группе.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных экономических представлений посредством физической культуры....

Образовательная деятельность по финансовой грамотности «Путешествие в страну финансов» в группе комбинированной направленности 5-6 лет «Кузнечик».

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.Финансовая грамот...

Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности «Путешествие в страну финансов»

Конспект занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности «Путешествие в страну финансов»...