«Технологии «Рефлексивный круг» как способ внедрения доброжелательных отношений в успешную социализацию детей дошкольного возраста»»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Людмила Владимировна Ермолаева

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность моей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и научить общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksivnyy_krug.docx478.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Технологии «Рефлексивный круг» как способ внедрения доброжелательных отношений в успешную социализацию

детей дошкольного возраста»»

Подготовил:

Ермолаева Л.В. воспитатель МДОУ д/с № 5

комбинированного вида г.Валуйки

«Рефлексивный круг» - это интересная технология социализации.

«Рефлексия» от лат. — «Обращение назад, на себя» — это особая активность человека, направленная на осмысление собственных действий и состояний самопознания, на раскрытие своего внутреннего мира.

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность моей работы: научить ребёнка обращаться к различным сторонам собственного опыта, соотносить его с мнением других детей и научить общаться.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но именно, общение, не всегда получается. И задачи, вставшие передо мной, как перед педагогом:

- помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-научить детей взаимодействовать в коллективе;

-выстраивать дружеские отношения;

-проявлять инициативу в заботе об окружающих;

-развивать умение контролировать свое поведение;

-планировать свои действия и оценивать их результаты.

Основные идеи технологии

«Рефлексивный круг» проводится каждый день, может утром, днем,

вечером. Дети и воспитатель, сидя на мягких квадратах, подушках на ковре, в кругу, и беседуют, обсуждают какую либо тему. В средней группе это занимает от 10 до 15 минут.

Позитивные отношения между детьми группы — залог успешности и коммуникативного поведения в будущем, ведь так важно научить детей играть вместе, а не рядом, научить их слушать и понимать друг друга. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача педагога не просто умело разрешить острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, товарищи и научить делиться этим с другими, развивать умение общаться, понимать чувства других, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход, то есть развивать умение детей управлять своим поведением. Всё это реализуется в сотрудничестве родителей и ДОО.

Цель: развивать у дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Задачи:

-сплочение детского коллектива;

-формирование умения слушать и понимать друг друга;

-формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

-обсуждение планов на день, неделю, месяц;

-развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

-привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

Остановимся поподробнее.

Рефлексивный круг утром.

Когда большая часть группы детей собралась, мы приступаем к нашему ритуалу, к «утреннему рефлексивному кругу». Я приглашаю на утренний сбор, используя колокольчик. Дети садятся в круг лицом друг к другу.

Утренний рефлексивный круг начинается с приветствия. Оно проводится с помощью клубка, ниточку, которого они передают, тем самым приветствуют друг друга. Устанавливается дружеская атмосфера.

Мы обсуждаем эмоциональное состояния детей, с каким настроением они пришли в детский сад, в этом нам помогает стенд «Грустинки веселинки» и коробочка настроения. Если есть ребята, которые пришли в детский сад с плохим настроением, и конечно обращаю на это внимание детей, пытаясь совместно с ними понять причину грусти и недовольства, воспитываю чувство сопереживания и желания позаботиться о товарище.

Мы обращаем внимание на то, кто отсутствует в группе, по какой причине. Прослеживается это с помощью стенда «Здравствуйте, я пришел». Стенд позволяет учить детей быть цельным коллективом. В утренний отрезок времени происходит обсуждения планов на день, чем мы планируем заниматься, в какие игры играть.

Рефлексивный круг днём.

Днём возникающие темы для беседы в кругу могут быть запланированы в соответствии с темой недели, или возникнуть спонтанно : дети принесли игрушку, в группе произошло интересное событие, в случае изменения погодных условий и т. д. Тогда я использую такой приём. В центе круга стоит «волшебный сосуд», а волшебство его заключается в том, что говорить может только тот, у кого этот сосуд в руках. Так передавая сосуд друг другу дети могу делится своими мыслями и учатся отвечать на вопросы возникшие в процессе обсуждения.

Если же в группе возникает конфликт, то организуется «экстренный круг». Где мы обсуждаем сложившуюся ситуацию. Что случилось? Почему так произошло? Как решить ситуацию? Плохо или хорошо это?

Что касается способа примирения, то в нашей группе есть специальная «рубашка примирения», появление которой было принято на рефлексивном круге, она помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

Большое внимание при проведении «Рефлексивного круга» уделяется соблюдению правил поведения в группе. Эти правила мы определили с помощью карточек- знаков. Если вдруг в группе кто-то нарушил правила, то он садится на стул для размышлений. Он служит для того, чтобы, сидя на нем, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения, а время определяют песочные часы.

Самое главное – стул не должен быть наказанием для детей, а размышлением.

В вечерние часы «Рефлексивный круг» позволяет подвести итог дня, обсудить планы на следующий день. Дети дают оценку своему поведению и поведению товарищей. В конце дня дети могу собрать мягкие квадраты в единый коврик и поделится своими новостями друг с другом, обсудить во что они будут играть завтра или рассказать свой сон. Общение и обсуждение между детьми может происходить лежа на ковре. Опустив голову под спокойную музыку они могу пожелать себе что-то, подумать о том, чего бы они очень хотели. Я помогаю детям вспомнить нравственные ситуации, и дать оценку им. Так же вечером в «кругу» мы играем в игры способствующие сплочению коллектива.

В ходе работы с педагогической технологией «Рефлексивный круг» я пользуюсь дневником, в котором фиксирую темы рефлексивного круга, планирую и подвожу итог. А заметки про поведение детей, помогают проследить изменения в поведении, и их интересы.

Также не маловажной частью внедрения технологии является взаимодействие с родителями. С технологией «Рефлексивный круг» познакомила родителей на первом родительском собрании, и теперь каждое наше мероприятие с родителями заканчивается рефлексивным кругом.

Н. П. Гришаева говорит «Важность социализации дошкольников, его умения жить в социальном обществе, и новая задача дошкольной организации, является организация дружественного социума для развития социальных навыков у дошкольников и именно это позволит изменить образовательный процесс».

В этом я ее поддерживаю. А используя одну из технологий предложенных Н. П.Гришаевой «Рефлексивный круг» убедилась в этом на собственном опыте.

Желаю вам творческих идей и огня в глазах воспитанников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для воспитателей: Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Практикум для воспитателей:Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Цель: сформировать у педагогов предс...

«Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум «Использование технологии «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»....

Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста

Доклад. Технология «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста...

Семинар— практикум для педагогов: «Использование технология «утренний и вечерний круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов представление о проведении утреннего и вечернего сбора детей.Задачи:Познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.Познакомить с принципами...