алгоритм выявления причин школьной дезадаптации
статья (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Причины школьной дезадаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_vyyavleniya_prichin_shkolnoy_neuspevaemosti.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм  выявления причин школьной неуспеваемости

младшего школьника

Переверзева О.В. , зав. отделом

научно-методического обеспечения ГППЦ

Теоретической основой разработки данного алгоритма являются идеи и работы Венгера А.Л., Цукерман  Г.А., Газмана О.С., Фридмана Л.М., и др.

Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Каждый учитель в процессе своей учебной деятельности встречает немало учащихся, которые  с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе этот ярлык. То, что дети не усваивают материал полностью само по себе не так страшно. Негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка: снижают его самооценку, смиряют ребенка с неуспехом, снижают учебную мотивацию, делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.

Без выявления причин учебных трудностей, носящих преимущественно психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение успешности школьника. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка как можно раньше и сделать все возможное, чтобы школьные требования не препятствовали личностному развитию.

В психолого-педагогической литературе представлены различные подходы к типологии неуспевающих школьников (И.В. Дубровиной, Ю.З. Гильбуха, Ю.К. Бабанского, Н.И. Мурачковского и др.), в основе которых лежат характеристики умственных процессов и мотивов учения. Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй — недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников:

  • Мыслительная  деятельность, связанная с обучаемостью;
  • Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

  1. Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника («хочет, но не может»).
  2. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника («может, но не хочет»).

3.        Неуспевающие дети, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу («не может и не хочет»).

Первый тип неуспевающих школьников.

Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.

Второй тип неуспевающих школьников.

Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием хорошо учиться. На качестве их учебной работы отражается, прежде всего, то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации. В учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.

Третий тип неуспевающих школьников.

Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.

Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории.

Трудности в учебе каждого конкретного ребенка образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Таким образом, в каждом конкретном случае неуспеваемости ребенка психологу необходимо выяснить, как давно появились трудности в обучении. Чем раньше будет организована помощь ребенку, тем благоприятнее прогноз коррекционных мероприятий.

Обследование и определение  возможного прогноза развития ребенка требует взаимодействия разных специалистов (медиков, психологов, нейрофизиологов, психоневрологов,  логопедов, педагогов и др.). Такое взаимодействие осуществляется на уровне психолого-медико-педагогических консилиумов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста»

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного  возраста....

Статья "Готовность ребёнка к обучению в школе и проблема школьной дезадаптации"

Проблема, как готовности ребёнка к школьному обучению, так и школьной дезадаптации не нова, но в наше время, когда изменился уровень и темп жизни, сопровождающиеся быстрым развитием науки, техники, ко...

Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста.

Источник:  Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №9 2008...

Консультация для родителей "Школьная дезадаптация. Причины и лечение".

Статья о причинах школьной дезадаптации, синдроме гиперактивности....

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ...

Преемственность. «Причины школьной дезадаптации и пути их решения».

Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые ро...

Причины школьной дезадаптации у детей с гиперкинетическим расстройством.

гиперкинетический синдром у детей с нарушениями речи...