Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста
консультация

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности

детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_kopiya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности

детей дошкольного возраста

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры (Общая психология. Учебно-методическое пособие. Под общ. Ред. М.В. Гамезо. М. 2008. С. 352).

Игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит в ее результате, так и в самом процессе (Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению. // Психология деятельности и способности человека. М. Логос. 1996. С. 129 – 320).

Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.  Комплект предметов для такого занятия. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 2005. С. 235).

Традиционная педагогическая наука предлагает классический вариант видовой градации детских игр:

 – Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры драматизации) – игры, которые создаются самими детьми, и в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность.

Творческие игры различаются:

- по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);

- по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

- по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

Творческие игры в зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, делятся на:

-  режиссерские,

- сюжетно-ролевые,

- театрализованные,

- игры со строительным материалом.

 – Игры с правилами (подвижные, дидактические, музыкальные, хороводные, игры-забавы, игры-развлечения) – игры, имеющие готовое содержание и установленную последовательность действий.

Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

Игры с правилами в зависимости от характера обучающей задачи делятся на две большие группы:

 -дидактические игры

- подвижные игры.

Дидактические игры подразделяются:

- по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.),

- по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настолько-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются

- по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности),

- по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.),

- по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

Классификация детских игр по С.Л. Новоселевой.

В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),

самостоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:

- сюжетно-отобразительные,

-  сюжетно-ролевые.

-  режиссерские,

-  театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие:

а) дидактические,

б)  сюжетно-дидактические,

в)  подвижные;

досуговые игры:

а) игры-забавы,

б) игры-развлечения,

в) интеллектуальные,

г) празднично-карнавальные,

д)  театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей:

- традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Особенности организации театрализованной игры в разных возрастных группах

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка.

Основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки" и т.п.).

Основные направления развития театрализованной игры для детей средней группы состоят в постепенном переходе ребенка от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат, от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные ("параллельные") роли, к игре в группе из пяти - семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого "типичного" образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4 - 5 лет должна состоять в поддержании их интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов». С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.

Старший дошкольный возраст - период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения. В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка.

Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно - игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя:

- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- Задания для развития речевой интонационной выразительности;

- Игры-превращения, образные упражнения;

- Упражнения на развитие детской пластики;

- Ритмические минутки;

- Пальчиковый игротренинг;

- Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- Театральные этюды;

- Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;

- Просмотр кукольных спектаклей.

Основные требования к организации театрализованных игр

- Содержательность и разнообразие тематики.

- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

В  результате    организации театрализованной деятельности в детском саду   происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры  общества, формирование   художественно-эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов,  эмоций, чувств,   и творческих способностей детей.

Особенности организации строительных игр дошкольников в разных возрастных группах

Строительные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Конструирование из строительных материалов. Детей с раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Конструирование из бумаги и дополнительных материалов. Этому виду конструирования обучают в средней, старшей и подготовительной группах. Соорудить из бумаги или тонкого картона игрушку объемной формы. Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием разнообразных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта, пород она и т.п. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

Конструирование из природного материала. Начиная со средней группы, для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки, солому, желуди и т.д. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма.

Но без специального обучения эти игры бывают малосодержательными и однообразными – как игры с природным материалом, так и игры со строительным материалом, требуют специального обучения.

Для обучения детей конструированию из строительного материала воспитатель пользуется разнообразными приемами:

– сооружение постройки воспитателем, с показом всех приемов конструирования и пояснением действий;

– показ образца готовой постройки;

– использование готовой постройки в качестве примера, показывающего, как можно изобразить тот или иной предмет в строительном материале;

– показ отдельных приемов конструирования;

– предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично, заканчивают ее дети сами;

– сообщение темы стройки с указанием условий, которые дети должны выполнить;
– выполнение детьми построек по их собственному замыслу.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций. Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. 

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу. Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т. д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т. д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворчества, предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить), т. е. применять частичный образец. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы).

Детям предлагается частичный образец, когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т. д.

Используется также показ незаконченного образца постройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7533935","attributes":{"alt":"","class":"med...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отнош...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.Эпизоды из жизни, общественные сюжеты занимают значительное место в играх детей.  В игре ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

 Каждый воспитатель знает, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современ...

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста». «Организация режиссерских игр».

Данная работа посвящена режиссерским играм дошкольников. Вопросы рассматриваемые в данной работе:1.     Понятие – режиссерские игры2.     Стадии развития ...

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк» для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».Задачи:Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.Расширять словарный з...