Тема по самообразованию «Детское экспериментирование как средство ознакомления детей второй младшей группы с окружающим миром» на 2023-2024 учебный год
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Карпенко Мария Сергеевна

Тема по самообразованию «Детское экспериментирование как средство ознакомления детей второй младшей группы с окружающим миром» на 2023-2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpenko_m.s._samoobrazovanie.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

Тема по самообразованию

на 2023-2024 учебный год:

«Детское экспериментирование как средство ознакомления детей второй младшей группы с окружающим миром»

Воспитатель: Карпенко М.С.

Смоленск, 2023

Цель: повышение профессиональной компетенции и профессионального мастерства по вопросу «детское экспериментирование».

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме, материалы интернет – ресурсов.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми.
  3. Обогатить центр по опытно-экспериментальной деятельности.
  4. Пополнить картотеку опытно-экспериментальной деятельности.
  5. Развивать интерес детей к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
  6. Формировать представления детей о свойствах и качествах предметного мира; углублять представления о живой и неживой природе.
  7. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов; формировать навыки самостоятельной деятельности.
  8. Познакомить родителей с возможностями проведения познавательно-исследовательской деятельности в раннем возрасте.

Методы и приемы работы:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Игровые.

Предполагаемый результат:

самообразование

  1. Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.

Дети:

  1. Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.
  2. Умение детей использовать разные способы и приемы познания.
  3. Расширение кругозора детей.

Родители:

  1. Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.

Актуальность.

Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.

Формы работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год.

План работы

Мероприятия

Уровень

Сроки

Предполагаемый результат

1

Изучение литературы познавательно исследовательской деятельности детей, методики и технологий педагога по данной теме.

В течение года

Изучена литература, проанализированы ресурсы, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа.

2

Подбор материала к оснащению центра экспериментирования в группе

Октябрь, Ноябрь.

У детей повыситься: активность во время проведения режимных моментов и совместной деятельности, желание узнавать, что-то новое самостоятельно.

3

Оформление картотеки опытов

Февраль

Внедрение игровых технологий в режимных моментах и совместной деятельности способствует повышению за счёт проявленного интереса у детей к познавательно-исследовательской деятельности.

4

Разработка проекта «Маленькие исследователи»

Фотоотчёт

Март

Путем рассуждений и обследования предметов дети придут к правильному выводу.

5

Разработка проекта «Огород на подоконнике»

Фотоотчёт

Апрель, Май.

У детей должен развиваться интерес к познавательной активности.

6

Организация и проведение опытнической деятельности в совместной деятельности взрослого с детьми в соответствии с перспективным планом.

Опыты с водой: Д/и «Чистые ручки»,

«Напоим куклу чаем».

На уровне д/с

Октябрь,

Декабрь, Январь.

Повышение заинтересованности воспитанников к опытно-экспериментальной деятельности.

Умение детей использовать разные способы и приемы познания.

Расширение кругозора детей.

Опыты с песком:

«Посыпалки», «Следы», «Испечём угощение».

На уровне д/с

Ноябрь, Май.

Опыты с бумагой:

«Бумажные листочки»,

«Бумажные комочки»,
«Тонкая-толстая»,

«Кораблик».

На уровне д/с

Март

Опыты с воздухом:

«Поймаем воздух»,

«Утопим игрушку», «Мой весёлый звонкий мяч».

На уровне д/с

Апрель, Май.

Опыты с камнями:

«Вот какие камешки»,

«Помоем камешки»,

«Твёрдый-мягкий».

На уровне д/с

Февраль

7

Привлечение родителей к

созданию предметно-

развивающей среды в

группе.

Проведение экологической

Выставки «Что нам осень принесла»

Консультация

«Создание условий для развивающей

деятельности»

На уровне д/с

Октябрь

Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития познавательных способностей посредством детского экспериментирования.

Заинтересованность родителей в проведении познавательной исследовательской деятельности в домашних условиях.

8

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир»

На уровне д/с

Ноябрь

9

«Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Памятка

Декабрь

10

«Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста»

Папка - передвижка

На уровне д/с

Январь

11

Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно!».

Папка-передвижка

«Юные исследователи»

На уровне д/с

Февраль

12

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Фотоотчёт

На уровне д/с

Март

13

«Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.)

Фотовыставка «Юные исследователи»

На уровне д/с

Апрель

14

Творческий отчет по теме самообразования

На уровне д/с

Май

Повышается знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста.

Перспективный план работы с детьми второй младшей группы

Месяц

Материал

Тема

Цель работы

Форма

организации

Октябрь

Вода

«Водичка-водичка»

«Чистые ручки»

«Напоим куклу чаем»

«Помощники»

Дать детям представление о том, что вода может литься, может брызгать.

Дать детям представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой.

Дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Дать детям представление о том, что предметы станут чище, если их помыть водой.

Режимные моменты.

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Режимные моменты.

Ноябрь

Песок

«Песочек»

«Посыпалки»

«Следы»

«Испечём угощение»

Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.


Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться.

Дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки


Дать детям представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.

Игровая ситуация

Опыт

Игровая ситуация

Часть занятия

Декабрь

Вода

«Найди игрушку»

«Прятки»

«Разноцветная водичка»

«Цветные льдинки»

Дать детям представление о том, что вода прозрачная.

Дать детям представление о том, что вода прозрачная, но может стать мутной.

Дать детям представление о том, что вода не имеет цвета, но её можно покрасить.

Дать детям представление о том, что вода может превращаться в лёд.

Опыт

Опыт

Часть занятия

Опыт

Январь

Вода

«Прозрачный лед»

«Разогреем»

«Какой это снег»

«Как превратить снег в воду»

Дать детям представления о свойствах льда

Дать детям представление о том, что лёд может превратиться в воду.

Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый).

Формировать простейшие представления о свойствах снега.

Опыт

Опыт

Наблюдение на прогулке

Опыт

Февраль

Камни

«Вот какие камешки»

«Помоем камешки»

«Твёрдый-мягкий»

«Тёплые-холодные»

Дать детям представление о том, что камни имеют разную форму.

Дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.

Дать детям представление о том, что камни твёрдые.

Дать детям представление о том, что камни могут быть холодными и тёплыми

Игровая ситуация

Опыт

Игровая ситуация

Опыт

Март

Бумага

«Бумажные листочки»


«Бумажные комочки»

«Тонкая-толстая»

«Кораблик»

Дать детям представление о том, что бумага лёгкая.

Дать детям представление о том, что бумага может мяться, рваться.

Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде.

Опыт

Игровая ситуация

Опыт

Опыт

Апрель

Воздух

«Поймаем воздух»

«Утопим игрушку»

«Мой весёлый звонкий мяч»

«Лодочка плыви»

Дать детям представление о том, что воздух не виден.

Дать представление детям о том, что воздух легче воды.

Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

Дать детям представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Игра

Режимные моменты

Игра

Опыт

Май

Воздух

Песок

«Буря в стакане»

«Ветер-ветерок»

«Песчинки»

Дать детям представление о том, что воздух легче воды.

Дать представление детям о том, что ветер – это движение воздуха.

Дать детям представления о том, песок – это множество песчинок.

Игра

Наблюдение на прогулке, игры с вертушками, султанчиками.

Наблюдение на прогулке.

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе

#1056;абота с детьми в центре экспериментирования требует определенных условий:

- центр должен располагаться так, чтобы легко было проводить уборку, и чтобы дети могли подходить к нему со всех четырех сторон;

- оборудование и материал, находящиеся в центре, должны быть безопасными, доступными, соответствовать возрасту детей;

- центр наполняется материалом постепенно.

#1054;борудование и материалы:

- модуль «Вода- песок»;

- контейнеры для хранения материалов;

- непромокаемые фартуки, нарукавники;

- материал для игр с водой: набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, лягушек, корабликов), шарики, мячики, мерные ложки, воронки, сито, лейки, ведерки, пластиковые стаканы, маленькие бутылочки разной формы, губки, водяные мельницы;

- материал для игр с песком: совки, грабли, формочки, мелкие игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца, зверюшки из киндер-сюрпризов, пластмассовые крышки и т. п.), палочки, сито, ведерки;

- материал для игр с воздухом: султанчики, флажки, ленточки, вертушки, воздушные шарики, трубочки для коктейля, перышки, бумага писчая;

- природный материал: шишки, желуди, небольшие камешки, ракушки, крупы (рис, пшено, гречка, манка); пищевые красители; соль, сахарный песок;

- материал для уборки в центре: салфетки, тряпочки, щетка и совок

Изучаемая литература:

  • Е. В. Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, «Академия развития», 2008г.
  • О. А. Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г.
  • Н.В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» 2013г.
  • Л.И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» 2013г.
  • Игорь Пелинский «Песочные игры»
  • Н.В. Нищева «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах.
  • Н.В. Нищева «Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду».
  • Мартынова Е.А., Сучкова И. М Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий
  • М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории», издательство «Учитель»
  • Н.В. Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии» — развитие детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему миру на тему: "Чудесная вода"

Элементарная исследовательская деятельность по изучению качеств и свойств воды....

Конспект занятия во второй младшей группе по окружающему миру. Тема: «Домашние животные»

Формирование представлений о домашних животных, их значения в жизни человека....

Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок»  Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...

Перспективный план по самообразованию на тему_ _Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром

Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром...