Методическая разработка. Конспект занятия для подготовительного к школе возраста по познавательному развитию с интеграцией в области речевого и художественно-эстетического развития на тему: "Путешествие в прошлое посуды».
методическая разработка (подготовительная группа)

Цели: ознакомление с историей посуды, с процессом её преобразования человеком.

Задачи:

Образовательные:

Повысить уровень знаний ребенка об истории посуды; ее назначении; закрепить умение узнавать и называть материалы, из которых сделана посуда и их признаки (глина, керамика, дерево, стекло, пластик, металл, бумага, силикон); сформировать у детей представление о том, что человек создавал и преобразовывал предметы посуды для облегчения своей жизнедеятельности.

Развивающие:

Развивать у воспитанников познавательную деятельность; вызвать познавательный интерес к предметам рукотворного мира; развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, речь, мелкую моторику; творческие способности; анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитательные:

Формировать чувство уважения к традициям русского народа; чувство прекрасного, аккуратность; воспитывать бережное отношение к предметам посуды; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и желание, не перебивая слушать собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx118.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №111 Фрунзенского района

Санкт – Петербурга

Методическая разработка.

Конспект занятия для подготовительного к школе возраста

по познавательному развитию с интеграцией в области речевого и художественно-эстетического развития

на тему: "Путешествие в прошлое посуды».

Выполнила: воспитатель

Стародубова Оксана Анатольевна

2024 г.

Цели: ознакомление с историей посуды, с процессом её преобразования человеком.

Задачи:

Образовательные:

Повысить уровень знаний ребенка об истории посуды; ее назначении; закрепить умение узнавать и называть материалы, из которых сделана посуда и их признаки (глина, керамика, дерево, металл, стекло, фарфор, пластик, бумага, силикон); сформировать у детей представление о том, что человек создавал и преобразовывал предметы посуды для облегчения своей жизнедеятельности.

Развивающие:

Развивать у воспитанников познавательную деятельность; вызвать познавательный интерес к предметам рукотворного мира; развивать память, слуховое и зрительное внимание, воображение, речь, мелкую моторику; творческие способности; анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Воспитательные:

Формировать чувство уважения к традициям русского народа; чувство прекрасного, аккуратность; воспитывать бережное отношение к предметам посуды; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и желание, не перебивая слушать собеседника.

Развивающая предметно-пространственная среда: картинка древнего человека, картинки древней посуды, выставка посуды (деревянная, металлическая, фарфоровая, стеклянная, хрустальная, пластмассовая, бумажная) кастрюля, самовар, чайник, нож, ложки, тарелки, чашки, кружки, ваза, стаканы)), посуда народно – прикладного творчества (хохлома, гжель), тарелки бумажные на каждого ребенка, синяя гуашь, тонкая и толстая кисть, стакан-непроливайка, салфетка, палочка ватная, дидактическая игра «Посуда», дидактическая игра «Разрезанные картинки посуда», дидактическая игра «Угадай, по какой посуде я стучу».

Используемые технологии: игровые, информационно-коммуникационные.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: О.Лукас «Путешествие на край кухни», К. И Чуковский «Федорино горе», рассматривание иллюстраций книг. Отгадывание загадок. Знакомство с правилами ухода за посудой. Просмотр мультфильма «Фиксики» - «История вещей. Посуда».

Цель: уточнить и расширить представление о посуде.

Разучивание: физкультминутка «Если б не было посуды».

Вводная часть:
#1054;рганизационный момент.

Дети сидят полукругом на стульчиках.

#1055;риветствие.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!

- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
продлится до вечера...

–Доброе утро ребята!

Ребята, улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей. Все внимание на меня.

Основная часть.

Воспитатель: ребята, сегодня утром нам в группу передали посылку. Чтобы узнать, что в ней, и тему нашего сегодняшнего занятия, мы должны отгадать загадки.

#1054;тгадывание загадок.

Воспитатель зачитывает загадки. По ходу отгадывания загадок, воспитатель вывешивает картинки посуды на доске.

В ней варят суп и макароны,

Пюре, грибы, кисель, компот

И всевозможные бульоны –

Под крышкой только пар идет. (Кастрюля)

По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едой отправляю в рот. (Ложка)

Я красива и тонка, Разукрашены бока,

Я гостей встречаю,

Чаем угощаю. (Чашка)

Он пыхтит, как паровоз, важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится — пригласит чайку напиться. (Чайник)

На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса ... (Вилка)

Она бывает глубока.

Она бывает мелка. Однако, это не река. Что это! (Тарелка)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

Новая посуда, а вся в дырках…(Дуршлаг)

(Посуда вроде не худа, Но льешь — не держится вода.) (Дуршлаг)

И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё ... (Сковорода)

Крутобокий и высокий,
Ох, напьюсь сейчас я соку,
Вкуснотища – не обман,
Опустеет мой ...
(Стакан)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки разгадали! А как одним словом можно назвать все эти предметы? Вы догадались, какая тема сегодняшнего занятия – посуда.

Ответы детей: Посуда.

Воспитатель: Теперь мы откроем посылку и посмотрим, что в ней.

(В коробке лежит посуда и сверху конверт. Воспитатель показывает детям конверт, где написано от Федоры.

Воспитатель: кто прочтет, от кого нам письмо?

Вы помните кто такая Федора? А кто автор произведения Федорино Горе? Правильно, молодцы! Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята, меня пригласили в музей Гжели, который находится недалеко от Москвы. Я очень давно мечтала там побывать и мне срочно пришлось уехать. Я Вас очень прошу, присмотрите, пожалуйста, за моей посудой, а за это я Вам приготовила сюрприз».

Воспитатель: ребята, ну что выполним просьбу Федоры.

Посмотрите, пока посуда к нам добралась, вся в коробке перемешалась.

Теперь, чтобы навести порядок, нам с Вами нужно расставить все на свои места.

Но сначала вспомним, какая бывает посуда? Классификация посуды?

Ответы детей.

Воспитатель: Кухонная для чего предназначена? Кухонная посуда – вся посуда, используемая для готовки. Столовая посуда - это посуда для готовой пищи, столовые приборы, используемые для сервировки стола, сервировки стола и еды. Чайная посуда — это посуда предназначена для питья, заваривания и хранения чая.

#1044;идактическая игра «Посуда».

Воспитатель: ребята в коробке, лежат предметы посуды. Каждый по очереди будет подходить к коробке, брать любой предмет посуды и правильно место, куда поставить. На большом столе карточки с буквой «С» – столовая посуда, с буквой «К»- кухонная посуда и с буквой «Ч» – чайная посуду. (Дети достают предметы из коробки и расставляют).

Дети расставляют посуду, воспитатель с другим ребятами следят и ипсравляют, если неправильно соотнесена.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: бабушка Федора приготовила для Вас сюрприз, я приглашаю ребята Вас подойти к мини музею и сейчас вместе мы узнаем о истории возникновения посуды.

#1052;ини музей истории посуды.

На доске вывешены картинки, на столах предметы посуды.

Воспитатель: Вспомним ребята правило, руками трогать экспонаты (предметы) в музеях и на выставках запрещается.

Картинка (древние люди, каменный и костяной нож).

Воспитатель:

Много веков назад древние люди жили в пещерах. Они ели растения и ягоды, жарили мясо на костре. Еда с огня была очень горячая, обжигало руки, древние люди пищу роняли, хранить оставшуюся еду было им негде. Вместо тарелок они использовали листья, кору деревьев, плоские камни, скорлупу больших орехов, выдалбливали из камня сосуды и тарелки; вместо ложек использовали ракушки, раковины, позже из костей крупных животных появился нож, ложка. Такая посуда была не удобная и люди стали искать в природе материал, из которого можно сделать посуду.

Ответы детей.

Картинка (деревянная посуда).

На Руси одним из древних материалов для изготовления посуды было дерево. Самыми распространенным предметом на кухне стала деревянная ложка, видов ложек было очень много. Деревянную посуду на Руси использовали для подачи еды на стол, хранения продуктов и в хозяйстве. Сначала она была простая, без особой красоты. Но со временем русские мастера начали создавать красивую посуду, ее стали расписывать во многих населенных пунктах и отсюда получили название росписи Сергиево-Посадская, Городецкая, Жостовская, Гжельская и Хохломская. В настоящее время тоже можно встретить деревянную посуду: сахарницы, деревянные хлебницы, ступки для специй, толкушки для пюре, разделочных деревянных досок, лопатки. В основном в ней хранят продукты: соль и сахар, хлеб, рис, макаронные изделия, пшено и многие другие крупы.

Картинка (глиняная посуда, керамическая посуда).

Позже появилась посуда из простой глины. Лепили ее руками, сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

Позже люди поняли, что если глину обжечь в огне, то посуда из нее становится прочной. И позже появился гончарный станок и люди научились обжигать посуду из глины в печи, и в такой посуде можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне. Но не любая глина подходила для изготовления прочной посуды и люди стали добавлять в глину другие вещества.

Так из красной глины появилась керамическая посуда. Ее покрывали разноцветной эмалью с нанесением различных узоров. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых районах нашей страны до сих пор. Сейчас используют гончарные станки с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины предмет.

Воспитатель: какую керамическую посуду изготавливают сейчас? Горшки, кувшины, плошки, тарелки, чашки, чугунки, вазы.

Позже в Китае появился фарфор и фаянс, особый вид керамики из глины белого цвета. Фарфор керамика с тончайшими стенками, которые не теряет со временем снежную белизну. В основном фарфор расписывают Гжелью. При легком ударе деревянной палочкой фарфор имеет неповторимый звон. Послушайте как звучит. Такую посуду, ребята где можно использовать?

Ответы детей. При сервировке стола.

Картинка (металлическая посуда).

Намного позже человек все-таки освоил добычу и обработку металла, и стал изготавливать ножи, ложки и вилки из меди, бронзы и стали. Вилка вначале была двузубая. Позже появилась и металлическая посуда. В доме стояла печь, ее топили дровами, в нее ставили чугунок с помощью ухвата, в котором тушили и варили еду. В наше время до сих пор пользуемся чугунными сковородами, котлами, казанами утятницами и гусятницами, различные формы для выпечки. А посудой из стали, такие как наши кастрюли, столовые приборы и т. д. Ребята, такая посуда прочная?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а где используются современные чугунки?

Ответы детей: они используются в походах на рыбалке для варки ухи, в них также можно готовить и на обычной плите.

Картинка (стеклянная посуда, хрустальная посуда).

Стеклянная посуда появилась в древнем Египте. Вначале стекло получались непрозрачное. Стекло варили в глиняных горшках, а затем мастер-стеклодув выдувал стеклянные изделия на подобие мыльных пузырей. Труд мастера был очень тяжёлый.

Позже появился хрусталь, прозрачный, ярко сверкающий и издающий необычайный звук. Но люди научились изготавливать огнеупорное стекло. Посуду, из очень прочного стекла можно ставить на огонь, готовить в духовых печах, подогревать в микроволновых печах. Какие недостатки у стеклянной посуды?

Ответы детей.

Она хрупкая, при ударе может разбиться.

Посуда бумажная.

Бумажная сделана из специального картона, который не пропускает влагу. Он является экологически чистым продуктом, после использования коробочки, стаканчики и тарелки быстро разлагаются.

Стаканчики для сока, чая, мороженного, одноразовые тарелки, упаковка для кефира, молока, йогурты стали незаменимыми в жизни людей.

Посуда пластиковая или пластмассовая.

Впервые пластик появился в США. Делают ее из продуктов переработки нефти. Она бывает прозрачная и разноцветная, твёрдая и гибкая. Намного позже Россия начала изготавливать одноразовую пластиковую посуду.

Сегодня практически в каждом доме хотя бы в малом количестве имеется пластиковая посуда. Можно ли готовить в пластиковой посуде?

Ответы детей. Горячие продукты наливать и класть в пластиковую посуду нельзя, т.к. она может расплавиться или начнет выделять ядовитые вещества. И пластик вредный материал, если он попадет в природу, то он разрушится только спустя сотни тысяч лет. Но за это время пластиковые предметы уже начнут выделить вредные вещества, губительные для воды, почвы и для нашей планеты. Вспомните, наш детский сад и мы с Вами участвуем в проекте «Крышечки доброты». Мы сдаем, а затем пластик перерабатывают и из него изготавливают новую посуду и другие предметы для жизни.
Посуда силиконовая. Совсем недавно появилась силиконовая посуда. Силикон получают путем соединения многих химических элементов. Силикон легкий, компактный, выдерживает разную температуру. Силикон используется для изготовления форм для выпечки и запекания, заморозки и разогревания в микроволновой печи, кулинарных ковриков, а также небольших кухонных аксессуаров: лопаточек, щипцов, кистей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы с вами и побывали на выставке посуды. Вам понравилось?

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, предлагаю немного отдохнуть!

Если б не было посуды, (вращение головой по кругу)
Нам пришлось бы очень худо.
(повороты головы вправо и влево)
Мы бы тут же из людей, (
руки прижимаем к голове и поднимаем вверх)
Превратились в дикарей (прыжки на месте, руки на поясе)
Брали мясо бы руками
,(наклоны туловища руки вперед)
Разрывали бы зубами,
(наклоны туловища вправо и влево)
Пили воду бы в реке,
(приседания)
Или в грязном ручейке.
(приседания)
К счастью, помогает всюду
(топаем высоко поднимая колени)
Нам различная посуда:
(топаем высоко поднимая колени)
На неё еду кладут,
(ладошки кладется на ладошку и переворачиваем)
Из неё едят и пьют.
(ладошки кладется на ладошку и переворачиваем)
Сохраняют в ней продукты (бег на месте)
Сыр и масло, хлеб и фрукты…(бег на месте)
В ней готовят сотни блюд-
(делаем огромный круг руками)
Варят, жарят и пекут!
(выдох, руки опускаем вниз, сбрасываем усталость)

Воспитатель: а сейчас мы поиграем.

#1044;идактическая игра «Разрезанные картинки «Посуда».

Воспитатель: посмотрите ребята, на дне посылки осталась посуда, которая разбилась при транспортировке в наш сад. Я предлагаю собрать ее по кусочкам и склеить, чтобы Федора не расстроилась. Каждому нужно собрать свой предмет посуды и потом мы посмотрим, что у вас получилось. (для помощи картинки целой посуды).

#1048;гра «Угадай, по какой посуде я стучу». (если будет время)

Дети заходят за ширму, берут предмет посуды и стучат по нему палочкой. А другие ребята угадывают из какого материала он изготовлен. (Пластиковый стакан, фарфоровая чашка, стеклянный стакан, бумажный стакан, деревянная лопатка и.т.д). Ребята отвечают – это деревянная посуда и т...

Молодцы, справились!

#1057;амостоятельная работа.

Воспитатель; А сейчас ребята мы вами пройдем в мастерскую и превратимся в искусных мастеров. Предлагаю для бабушки Федоры расписать тарелки. А расписывать мы ее будем особым видом росписи Гжелью. Только мы возьмем вместо фарфоровой, тарелку из бумаги. 31 января в России отмечали День Гжели. Гжель прославила Россию на весь мир. Художник наносит узор кисточкой, роспись создается серо-черным составом. Расписанный предмет покрывают глазурью, а потом обжигают. И получается красивый небесно-голубой и синий цвет (цвет неба, снега, льда и замерзших рек).

Проходите ребята на рабочие места. (На столах стоит синяя гуашь, бумажная тарелка, кисть тонкая, стакан-непроливайка с водой, салфетка).

Воспитатель: Ребята, что у Вас получился красивый узор слушайте меня внимательно и повторяйте за мной. (Дети расписывают свои тарелочки).

Заключительная часть.
Воспитатель: И так уважаемые мастера потрудились вы на славу. Бабушке Федоре очень понравятся новые тарелочки. Сейчас сделаем выставку работ. (Размещаем на доске).
Рефлексия.

Воспитатель: Посмотрите ребята какие красивые работы у вас получились. Молодцы! Что запомнилось Вам больше всего? Я от вашего имени поблагодарю бабушку Федору за ее посуду, она нам помогла провести занятие и много узнать. Спасибо и Вам ребята!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня пригласили в музей Гжели, который находится недалеко от Москвы. Я очень давно мечтала там побывать и мне срочно пришлось уехать.

Я Вас очень прошу, присмотрите, пожалуйста, за моей посудой, а за это я Вам приготовила сюрприз».

Бабушка Федора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по познавательному развитию. «Семена и зерна»

Программное содержание:- Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;- Выявить, какие растения, их плоды и семена человек может употреблять в пищу,...