Проект "Сердце семьи"
проект (подготовительная группа)

Сидоренко Юлия Александровна

Проект "Сердце семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx98.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33»

Артемовского городского округа.

         

     

(подготовительная к школе группа)

семья

   

Подготовил:

    воспитатель

                  Сидоренко Юлия Александровна

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта: «Сердце семьи»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Возраст детей: старший дошкольный  возраст.

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, ближайшие родственники.

Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев) с сентября по май.

Тематическое поле: семья, взаимоотношения в семье, семейные традиции и обычаи.

Актуальность: У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.

http://sad-lastochka49.narod.ru/olderfiles/1/Semja.jpg

\

     Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

     Не во всех семьях  сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи,   где взрослых не радует поведение ребенка, между родителями нет согласованности  – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции.

     Родители недооценивают значимость семейных традиций, не всегда выслушивают мнение детей,  у них отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

     Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.

     Практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому  проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной в наше время. Кроме того, далеко не все наши дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, наша задача – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью.

     Необходимость создания и реализации  проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными  факторами.

     Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

     Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

     В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств и мышления. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

     Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушки, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Но ребенок не может родиться с уже сформированным чувством любви к родному дому и близким людям. Сформировать положительно насыщенный образ родного дома возможно только в семье. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», священные места и предметы, уходят в прошлое семейные обеды, семейные традиции и праздники.

     Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в дошкольных образовательных учреждениях, по начальному формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Понятие «родной дом» включает в себя семью, где ребенок родился, атмосферу домашнего очага, определяемую прежде всего семейными традициями близких людей, родственников и др. Донести эту мысль до родителей и помочь им привить детям бережное отношение к семейным ценностям призваны педагоги ДОУ.

     Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

     Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте,  ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

 

Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;

Разобщенность между семьей и детским садом.

     Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

     Воспитание любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

     Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.

4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в ДОУ, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

     На первом этапе разрабатывается паспорт проекта, определяется его цель и основные задачи. Определены  участники проекта. В ходе реализации группового проекта  участники - воспитанники старшей подготовительной группы, педагоги,  родители .  Определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен  план взаимодействия с родителями.

2 этап -  формирующий (октябрь - апрель)

Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.  Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

     Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводили занятия  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

     Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых  было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

     Вся работа по проекту строится по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».

  1. Была организована выставка творческих работ детей совместно с родителями «Осенний калейдоскоп» в группе детского сада; проведена фотовыставка, посвящённая Дню пожилого человека; проведены утренники и развлечения, посвящённые праздникам 8 марта и день защитников Отечества, дети и родители  приняли участие в  выставке детских рисунков: «Моя любимая мамочка», к празднику День матери; создан коллаж ко  Дню Защитников Отечества «я – и мой папа»; чаепитие в день 8 марта «С кружкой чая за столом!», проведена совместно с родителями международная интеллектуальная олимпиада «Сочи-2014», организована фотовыставка «Спортивный я и вся моя семья», родители приняли участие в городском музыкальном смотре  - конкурсе «Артёмовские звёздочки»,  проведён совместный выезд с родителями к мемориалу вечной славы, посвящённый дню Победы, а так же организована фотовыставка на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто»;  оказали помощь в организации праздника "До свиданья детский сад - здравствуй школа».  
  2. Систематически пополняется и обновляется информационно-наглядный материал в родительском уголке.
  3. Родители проявляли желание в оказании помощи в создании благоприятной среды в группе, а так же активно проявляли заботу о здоровье наших детей, создавая материал для закаливающих процедур.
  4. Дети с удовольствием участвуют в организации сюжетно- ролевых игр на данную тематику.
  5. Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
  6. Создана методическая копилка по данной проблеме.
  7. Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Презентация проекта:

Открытое мероприятие: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня».

3 этап- обобщающий (май)

Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности  детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

     

     Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

     Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

     Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников  к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

     Создание  в группе детского сада  условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

     Укрепление связи семьи и ДОУ.

     Формирование у детей интереса к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

     Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию  приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

     Гипотезы исследования:  предполагается, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:

формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ.

     Воспитание патриотизма будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

     Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

     Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

     Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

с детьми:

беседы;  занятия;  рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»;  заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видеопросмотры.

с родителями:

наглядная пропаганда;  беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; конкурсы.

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  • метод сравнения.
  • элементарный анализ.
  • метод моделирования и конструирования.
  • метод проектной деятельности.
  • метод  вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
  • метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

·        игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

·        сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

·        прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

·        беседа – является связующим звеном.

4.Методы  коррекции и уточнения:

·        повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.

  5.Метод обобщенного ответа на вопрос:

·         индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

       Внедрение проекта обеспечивает оптимальные условия  для  изучения детьми своих традиций. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах,  поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).

     Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей.

     Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

     Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

     Создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.

     Оснащение предметно – развивающей среды в группе.

     Создание уголка (стенда) по патриотическому воспитанию.

     Организация  фотовыставок и детских рисунков в группе детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....