Проект «Путешествие в страну Знаний»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

 Колесникова Светлана Владимировна

Цель проекта: Развивать познавательный интерес к школе, к книгам.

Закреплять знания детей  о детском саде и о школе, о том, зачем нужно заниматься и учиться, кто и чему учит в  детском саду и школе, о школьных принадлежностях.

 Формировать положительные представления о профессии  воспитателя, учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_stranu_znaniy.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-творческий групповой краткосрочный проект

«Путешествие в страну Знаний»

Паспорт проекта

Тип проекта: информационный, творческий, групповой, краткосрочный - 1 неделя сентября.

Участники проекта: дети  старшей / подготовительной группы, воспитатель, родители.

Место проведения проекта:  МДОБУ «Калинка» с.Ветлянка

Цель проекта: Развивать познавательный интерес к школе, к книгам. 

Закреплять знания детей  о детском саде и о школе, о том, зачем нужно заниматься и учиться, кто и чему учит в  детском саду и школе, о школьных принадлежностях.

 Формировать положительные представления о профессии  воспитателя, учителя и ученика.

Задачи проекта: 

-Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам.

-Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д.

-Формирование представлений о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности.

-Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обращая внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые игрушки), расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник).

Продолжительность проекта:  1  неделя  сентября .

Актуальность проблемы:

Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств у детей, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад и школу. Чтобы жизнь детей  была интересной, насыщенной, запоминающейся в детском саду. Привязанность к детскому саду, желание пойти в школу,  связана с тем, как много знают о них малыши, как они в них ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами, так как детский сад  и школа для детей является вторым домом

Мы привыкли принимать существующие праздники как само собой полагающееся, раз есть праздник, значит, нужно его отмечать, поздравлять, дарить подарки. При подготовке детей к празднику возник вопрос: «Откуда пришел праздник? Почему именно 1 сентября? ». Возникла идея провести подготовку к празднику в ходе осуществления проекта «1 сентября – День знаний», познакомить детей с историей возникновения праздника и подготовить с детьми для первоклашек открытки «Первый звонок».

Проект состоит из 3 этапов:

- Подготовительный этап:

  • Разработка стратегии реализации проекта.
  • Подбор литературных произведений, мультфильмов  о  детском саде и школе.
  • Подбор материала по теме «История возникновения праздника».
  • Составлен план основного этапа.
  • Определены цели и задачи проектной деятельности.

- Основной этап:

  • Знакомство с историей возникновения праздника.
  • Рассматривание иллюстраций о  детском саде, школе, о сотрудниках учреждений.
  • Разучивание стихов, посвящённых  Дню знаний.

Чтение произведения с дальнейшим анализом В. Берестов «Читалочка», Л. Воронкова «Подружки идут в школу», С. Я. Маршак «Первый день календаря», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Н. Толстой «Филиппок»

Книги для чтения и рассматривания: О.Высоцкая  «Детский сад», С. Благинина «С добрым утром», В.Лукин «Кто с чем дружит», А. Барто «Игрушки», А.Майкова «Пролетело лето», И. Бунин «Листопад», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо? », С. Маршак «Урок вежливости»,В. Лифшиц «Неряха»,Э. Киселева «Две неряхи».

  • Просмотр мультфильмов о школе «Пиши-Читай», «В стране  невыученных уроков», «Коля, Оля и Архимед», «Опять двойка», «Наследство Байхрама», «Козленок , который умел считать до 10»

  • Создание   условий для самостоятельной    деятельности   детей:

Центр театрализованных и режиссёрских игр: различные виды театров для обыгрывания сказочных диалогов и театрализованных игр

Центр развивающих интеллектуальных и развивающих игр: атрибуты для экспериментирования, дидактические игры: шнуровка «Чудо-дерево».

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное с родителями изготовление атрибутов для с/р игры «Детский сад», «Школа» пополнение новыми игрушками и обогащение игровой обстановки (грузовой транспорт, спецтранспорт, муляжи овощей и фруктов, хлебобулочных изделий)

Центр строительно-конструктивных игр: разные виды конструктора пополнение картотеки схем для построек «Наш детский сад», «Детский сад будущего», «Школа»)

  • Центр продуктивных видов деятельности: репродукции картин с изображением натюрмортов о осени, раскраски по данной теме, подборка иллюстраций  «Детский сад», «Наши игрушки», «Школа», рассматривание и составление рассказов по просмотренным картинкам на стереоскопе.
  • Взаимодействие с семьей.
  • Размещение в родительский уголок  информармационно - иллюстративного материала по экологическому воспитанию (сентябрь)
  • Папка –передвижка для родителей на тему «Способы безопасного поведения в детском саду и на улице»
  • Родительское собрание на тему «Цели и задачи воспитательного процесса и непосредственно образовательной деятельности  детей старшей и подготовительных подгрупп»
  • Предложить родителям совместно с детьми приготовить атрибутов для с/р игры «Детский сад», «Школа».
  • Консультация для родителей «История возникновения праздника 1 сентября».
  • Чтение произведений о школе в домашнем чтении.

Составление описательных рассказов «Скоро в школу».

Изготовление поздравительных открыток.

 Заключительный этап: Квест –игра «Путешествие в мир Знаний»

  • Изготовление открыток первоклассника.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получают новые знания о происхождении праздника, составляют рассказы описательного характера о школе, детском саде.

Педагоги: продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания, чтение совместно с ребенком.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: занимаются подбором нужного материала, организуют образовательные ситуации, чтение произведений, эффективно развивают творческое и познавательное мышление дошкольников, моторику.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, применяя полученные ранее знания, участвуют в разборе произведений, выполняют продуктивную деятельность.

Родители: совместно с детьми читают произведения о школе, принимают участие в подготовке к школьной линейке.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

Произведения о школе.

Подборка мультфильмов о школе и детском саде.

Консультация «История возникновения праздника День знаний».

Материально - техническое:

Цветная бумага, фломастеры, клей, карандаши, компьютер.

Предполагаемый результат проекта:

1. Создание открытки для первоклассников «Первый звонок».

2. Построение грамматически правильной речи при составлении описательных рассказов..

Этапы работы над проектом

1.Разработка стратегии реализации проекта.

2.Подбор литературных произведений о школе.

3.Знакомство с историей возникновения праздника.

4.Чтение произведения с дальнейшим анализом В. Берестов «Читалочка»,

Л. Воронкова «Подружки идут в школу», С. Я. Маршак «Первый день календаря», «Что такое хорошо, что такое плохо», В. Осеева «Волшебное слово», Л. Н. Толстой «Филиппок».

5.Просмотр презентации «1 сентября – первый день календаря»

6. Просмотр мультфильмов о школе и детском саде.

7. Консультация для родителей «История возникновения праздника 1 сентября – День знаний».

8.Чтение произведений о школе в домашнем чтении.

родители

9.Продуктивная деятельность – рисование по теме «Букет первоклассника».

10.Составление описательных рассказов «Воспитательница» ,«Школа», «Учительница».

11.Развитие речи «С Днём знаний».

12.Разучивание стихотворений о школе и детском саде.

13.Изготовление поздравительных открыток.

14.Составление и оформление документации проекта.

15.Презентация проекта: показ на родительском собрании.

Приложение № 1.

Консультация для родителей подготовительной группы

История праздника «1 сентября – День знаний».

1 сентября школьники, студенты, преподаватели и все, кто имеет или когда-либо имел отношение к образовательному процессу, отмечают День знаний. Официально этот праздник появился в государственном календаре в 1984 году, однако 1 Сентября на протяжении многих лет было особенным днем и не только для школьников. Что же предшествовало появлению учебного праздника и почему именно в первый осенний день начинается новый учебный год?

Почему учебный год начинается 1 сентября?


В России никогда не было единой даты начала учебного года — занятия в образовательных заведениях начинались в различное время. В деревнях к учебе могли приступить только поздней осенью, после окончания сельскохозяйственных работ, а городские гимназисты садились за парты в середине августа. Только в 1935 году Совнарком принял постановление о единой дате начала учебы во всех школах. Первым учебным днем стало 1 сентября. Тогда же была установлена продолжительность учебного года и введены фиксированные каникулы.

Дата 1 сентября была выбрана не случайно. Во многих школах занятия уже начинались в первый осенний день. Причиной этому было то, что на Руси долгое время встречали в этот день Новый год. После того, когда Петр Первый повелел перенести новогодние праздники на 1 января, начало учебы оставили на прежней дате, чтобы не прерывать учебный процесс длительным перерывом и не переносить продолжительные летние каникулы на зиму. Не последнюю роль в этом вопросе сыграла церковь. Большинство школ в те времена были при церквях, а церковь не спешила менять привычный календарь.

1 Сентября в советских школах.


В советских школах 1 Сентября всегда было торжественным днем. Главным атрибутом первого учебного дня была праздничная линейка, во время которой чествовали первоклассников, впервые переступающих порог школы. Официально праздника в календаре не было, но в народе его называли Первый звонок или просто — 1 Сентября. Ученики всегда приходили в первый учебный день с букетами, дарили их любимым учителям, которые после уроков уходили домой с охапками цветов.

Первый учебный день не был выходным, но полноценных занятий, конечно же, в этот день быть не могло. Не видевших друг друга целое лето учеников и учителей переполняли эмоции, мешающие серьезным занятиям. Как правило, учебный год начинали классным часом, во время которого сообщали расписание уроков, знакомили с новыми учителями и сообщали прочую важную информацию.

День знаний — от привычной даты к празднику.


В 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден День знаний. Так 1 Сентября на законных основаниях появилось в календаре и стало официальным праздничным днем. Однако на протяжении нескольких лет этот день продолжал оставаться учебным. В новом формате его впервые отметили только 1984 году.

В школах вместо классного часа первым уроком начали проводить Урок мира, целью которого стало воспитание патриотизма, гордости за Родину и гражданственности. Постепенно в учебных заведениях отказались от привычных уроков, День знаний перестал быть учебным, его наполняли различными увеселительными мероприятиями и развлечениями.

Приложение №2

Беседа с детьми подготовительной группы.

Праздник 1 сентября - День знаний: история и традиции.


Значение праздника 1 сентября «День знаний»

Праздник 1 сентября - День знаний

В нашей стране ежегодно 1 сентября отмечается праздник День знаний. Свое название он получил благодаря тому, что является первым днем осени, когда начинается новый учебный год во всех российских школах, а также средних и высших учебных заведениях.

День знаний – это праздник для всех учеников, учащихся, студентов, их родителей, учителей и преподавателей, а также всех тех людей, которые хоть как-то связаны с обслуживанием школьников и студентов.

Но традиционно больше всего ему радуются те, кто в этот день впервые идет в школу. Можно сказать, что 1 сентября для первоклассников и первокурсников начинается совершенно новая жизнь. Этот день является для них очень волнующим и запоминающимся.

Праздник «День знаний» - традиции

Во всех населенных пунктах нашей страны 1 сентября можно видеть большое количество нарядно одетых первоклашек, шагающих с букетом цветов в школу. Там для них проводятся торжественные линейки, посвященные началу учебного года, а также уроки мира, ставшие уже традиционными. Для первоклассников звенит их первый школьный звонок. Для них рисуют школьные стенгазеты, звучат песни про школу. У учеников других классов тоже есть повод для радости, ведь они вновь встречаются с любимыми учителями и школьными товарищами.

Конечно, в разных школах праздник «День знаний» отмечается по-своему. А в последние годы некоторые школы стали отмечать 1 сентября с большим размахом: устраиваются вечеринки на природе или в кафе. В средних специальных и высших учебных заведениях торжественные линейки обычно не проводятся. Для первокурсников проходят торжественное собрание, но учащиеся старших курсов уже учатся.

История праздника «День знаний»

Стоит напомнить несколько исторических фактов, касающихся этого дня. Изначально этот день все народы отмечали как праздник жатвы. В нашей стране ещё во времена Петра Первого в этот день было принято праздновать Новый Год. Но потом Новый Год было решено перенести на 1 января, по образцу европейских стран.

Сейчас 1 сентября является государственным праздником под названием «День знаний». Не стоит путать этот день с днем учителя, в настоящее время они являются отдельными праздниками.

Нужно напомнить, что официально День знаний начали отмечать в СССР с 1984 года. До того, как День 1 сентября получил статус государственного праздника, он был учебным днём. Хотя и начинался этот день с торжественной линейки, но затем проводились уже и обычные уроки.

Значение праздника 1 сентября «День знаний»

Это праздник не только педагогов и учащихся, он также призван подчеркнуть важность образования.

Учебный год в современных российских школах начинается 1 сентября и продолжается до конца мая. Он подразделяется на четверти, между ними предусмотрены каникулы. В конце каждой четверти и в конце каждого года ученики получают итоговые оценки по всем изучаемым предметам.

В нашей стране обучение в 10 и 11 классе не является обязательным. После окончания 11-го класса ученику выдается Аттестат о полном общем образовании. После этого он может поступать в среднее или высшее учебное заведение. После 9 класса можно поступить только в среднее специальное учебное заведение.

Почти все школы сегодня работают 6 дней в неделю, выходным является воскресение. Ежедневно проводится по 4-7 уроков, продолжительность каждого урока составляет 45 минут. Между уроками есть перемены по 10-20 минут. В России есть также музыкальные, художественные и спортивные школы.

История образования в России

Нужно отметить, что образование в России имеет длительную историю.

На Руси первые учебные заведения назывались училищами. Само слово «школа» начали использовать только с XIV века. В те времена школы были не просто учебными заведениями, но и настоящими центрами культуры, в которых делались переводы и переписывались рукописи.

После татаро-монгольского нашествия образование на Руси пришло в упадок. Его удалось сохранить и распространить только благодаря деятельности православных монастырей. Система профессионального образования в России была создана во времена правления Петра Великого. В Москве с середины XVII в. начали открываться школы, за основу которых брали европейские грамматические школы.

В 1714 г. Петр Великий объявил образование в России обязательным для детей всех сословий. Исключение составляли только дети крестьян. Во время правления Петра Первого также была создана Академия наук. При ней в Санкт-Петербурге был открыт первый российский университет. При нем была учреждена гимназия. Аналогичный университет в 1755 году был открыт в Москве.

Для системы общеобразовательных школ возникла необходимость подготовить учителей. В Петербурге с этой целью в 1783 году было основано Главное народное училище. Через несколько лет от него отделилась учительская семинария, которая стала прообразом педагогического института.

После революции 1917 года правительство начало проводить национализацию учебных заведений всех типов. Школу объявили не только общеобязательной, но также бесплатной и общедоступной. Меры по ликвидации неграмотности привели к тому, что в городах практически все дети были охвачены обучением.

В период с 1943 по 1954 г. в нашей стране обучение в школах велось раздельно, школы подразделялись на мужские и женские. Тогда же ввели и обязательную школьную форму.

В конце 80–90-х гг. в нашей стране осуществлялась реформа образования, образование приблизилось к тому, которым мы его знаем сегодня.

В 2001 году в школах некоторых российских регионов прошел эксперимент по внедрению ЕГЭ. С 2009 года ЕГЭ стал единственной возможной формой сдачи выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в ВУЗах.

                                                                                        Приложение №3

 Познавательное развитие :  1 сентября  «ДЕНЬ  ЗНАНИЙ»

в подготовительной группе

Цель: Знакомство с понятием: «День знаний». 

Систематизировать и закрепить знания о школьных принадлежностях. Развивать внимание, память, мышление;

Продолжить работу над формированием положительной мотивации к обучению в школе.

Оборудование:

  • школьный рюкзак, школьные принадлежности;
  • карточки с цифрами; геометрическими фигурами
  • мультфильм «Наш друг Пишичитай»;
  • краски, кисти, листы бумаги А4.

Ход занятия

 Воспитатель : Сегодня, ребята, у нас интересное занятие. Скажите, какое сейчас время года? (Осень) Правильно. Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Какие осенние признаки вы знаете? (Листья опадают, урожай созревает, холодает, идут дожди, птицы улетают на юг). Верно. Какое время года было перед осенью? (Лето). А как мы провели лето? Какие праздники вы знаете? (Новый год,8 марта). А первый осенний праздник-1сентября  называется « День Знаний». Почему этот день так называется(Дети идут в школу). Свое название он получил благодаря тому, что является первым днем осени, когда начинается новый учебный год во всех российских школах, а также средних и высших учебных заведениях.

«День знаний» – это праздник для всех учеников, учащихся, студентов, их родителей, учителей и преподавателей, а также всех тех людей, которые хоть как-то связаны с обслуживанием школьников и студентов.

Но традиционно больше всего ему радуются те, кто в этот день впервые идет в школу. Можно сказать, что 1 сентября для первоклассников и первокурсников начинается совершенно новая жизнь. Этот день является для них очень волнующим и запоминающимся. Во всех населенных пунктах нашей страны 1 сентября можно видеть большое количество нарядно одетых первоклашек, шагающих с букетом цветов в школу. Там для них проводятся торжественные линейки, посвященные началу учебного года, а также уроки мира, ставшие традиционными. Для первоклассников звенит их первый школьный звонок.

 Через год  и вы, ребята, пойдете в школу и станете первоклассниками.

Весь год вы будете готовиться, набираться сил и здоровья, ведь вам предстоит дальняя дорога в Страну Знаний! А сегодня вы еще дошкольники, но самые старшие в нашем детском саду, и малыши будут брать с вас пример.

- Впереди у нас с вами, ребята, новые интересные занятия

- Но сегодня, в честь праздника, «Мы с вами превратимся в школьников и будем настоявшими учениками. И так раз два три в учеником становись». Сели ровно, спинки выпрямили, руки положили перед собой.

В школе нет занятий, но есть уроки вот я и проверю готовы вы стать учениками

Сегодня в расписании 3 урока.

1. Сказочная литература.

2. Весёлая математика.

3. Веселое рисование

- Я надеюсь, что занимательные уроки вам понравятся.

- Нам необходимо дружно отвечать на вопросы и выполнять задания. В конце всех уроков мы подведём итог и узнаем, готовы ли ВЫ стать настоявшими школьниками.

1 УРОК. Сказочная литература.

Задание 1.

– Вам предлагается ответить на вопросы.

Вопросы:

1. На чём путешествовал Емеля? (На печке)

2. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)

3. Воздушный транспорт ведьмы? (Ступа, метла)

4. Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку? (Золушка)

5. Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курочка Ряба)

6 Персонаж русской сказки, поймавший щуку ведром? (Емеля)

7. Животное, которое очень трудно тянуть из болота? (Бегемот)

8. Кресло для царя? (Трон)

9. Профессия Айболита? (Доктор) -2-

10. Его писатель Носов услал на Луну? (Незнайка)

11. Любимое животное старухи Шапокляк? (Крыса Лариска)

12. Кем был принц из сказки про Чипполино? (Лимоном)

Задание 2.

ЗАГАДКИ:

1. Буквы напечатанные, очень аккуратные.

Буквы для письма я пишу сама. (Ручка)

2. Я - умейка.

Прямота - главная моя черта. (Линейка)

3. Я нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай!

Где я, там читай. (Закладка)

4. Я - чумазенькая спинка.

Но совесть у меня чиста:

Помарку стерла я с листа. (Ластик)

5. Карандаш во мне так мается,

Но зато он не сломается.

Ручка в темноте находится,

Но зато легко находится. (Пенал)

6. Написал я сто бумажек.

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал. (Карандаш)

7. Над бумажным, над листом

Машет все она хвостом.

И не просто машет, а бумажку мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота! (Кисточка)

геометрические фигуры)

Молодцы! вы хорошо справились с заданием.

А теперь Игра «Найди пару своей цифре»

 (дети под весёлую музыку бегают с цифрами в руках, на сигнал - находят свою пару (5 и 5))

И последний у нас урок рисование

Мне бы хотелось, чтобы мы жили дружно и весело, чтобы в нашей группе было тепло и солнечно. Я предлагаю вам всем вместе сделать свое собственное ласковое солнышко, которое будет светить нам весь учебный год. У нашего солнышка не хватает лучиков, которые мы должны сделать вместе. Обведите свою ладонь, я напишу ваше имя, а вы вырежьте по контуру, разукрасьте. Вот и получились лучики пусть наше солнышко ласково светит нам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Путешествие в страну знаний»

Самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т.е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению ...

«Путешествие в страну Знаний». Сценарий праздника «День знаний»

Сценарий для разновозрастной группы детей...

Сценарий, посвященный дню знаний "Путешествие в страну знаний"

Данныйм атериал поможет организовать детей на начало учебного года....

Проект "Путешествие в страну Знаний"

Это проект первой недели сентября . Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств у детей, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад и школу. Чтобы жиз...

Календарно-тематическое планирование по теме проекта "Путешествие в страну Знаний" для старшего возраста.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств у детей, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад и школу. Чтобы жизнь детей  была интересной, насыщенной...

проект ООД "Путешествие в страну Знаний"

Презентация по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе....

Отчет о работе над проектом "Путешествие в страну "Знаний"

https://youtu.be/9VQd0kEvcI8Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств у детей, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад и школу. Чтобы жизнь детей...