2023-2024 Совместный проект родителей и ДОО в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «Семейные ценности и традиции»
проект (подготовительная группа)

Вознова Елена Сергеевна

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с декабря по май).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, узкие специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта: Основной целью взаимодействия сотрудничества ДОО и семьи является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание общности интересов. Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.

Задачи проекта:

  • Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
  • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
  • Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023-2024_proekt_s_semyoy_semeynye_tsennosti_i_traditsii.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

Совместный проект родителей и ДОО

в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР

«Семейные ценности и традиции»

Авторы-составители:

воспитатели Вознова Е.С., Радговская Е.Н.

Смоленск, 2023-2024 учебный год

«Ребенок – зеркало семьи;

как в капле воды отражается солнце,

так в детях отражается нравственная

чистота матери и отца».

В.А.Сухомлинский

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с декабря по май).

Участники проекта: дети, воспитатели группы, узкие специалисты, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: с 01.12.2023 г. по 30.05.2024 г.

Образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Условия реализации проекта:

  • Интеграция и дифференциация взаимодействия ДОО и родителей с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
  • Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
  • Накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОО и семьи.
  • Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Методы исследования:

  • изучение семей детей;
  • изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей;
  • накопление и обмен семейными традициями;
  • просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО через организацию семейных творческих проектов и новых эффективных форм работы.

Актуальность: В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. В ДОО не обобщен материал по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.  Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

 Цель проекта: Основной целью взаимодействия сотрудничества ДОО и семьи является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание общности интересов. Формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям. Формировать навыки сотрудничества, общения, сотворчества родителей и детей.

Задачи проекта:

  • Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
  • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
  • Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Объектом исследования являются семейные ценности и традиции дошкольников подготовительной группы, а также их родителей.

 Предметом исследования являются семьи воспитанников, взаимоотношения в семье, семейные традиции и обычаи.

 Гипотеза исследования: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в детском саду не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. 

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях. 

Практическая значимость:

Повышение качества образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.  

Создание методической копилки по духовно-нравственному воспитанию.  

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.  

Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.  

Укрепление связи семьи с детским садом.

Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи. 

Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Реализация Проекта помогала учесть актуальные и активные жизненные позиции участников образовательного процесса, укреплению семейного института, передаче опыта в воспитании детей, а также способствовала повышению педагогической компетентности родителей и педагогов.

Ожидаемые результаты: 

Умение составить свою родословную.  

Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.

Владение навыками продуктивной деятельности, составление и оформление семейного альбома.

Уважительное отношение к старшему поколению.  

Бережное отношение к семейным фотографиям.  

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды.

Повышение качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.

Создание методической копилки по данной проблеме.  

Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.  

Возрастет уверенность родителей в их педагогических возможностях.

Продукты проектной деятельности: 

Стенгазета «Ах, какие мамы, загляденье прямо!»  

Творческая работа: «Генеалогическое древо моей семьи», «Моя родословная». «Семейный календарь» и «Семейный альбом»  

Презентация «Семейные ценности и традиции»  

Информационный путеводитель для родителей: «Роль семьи в нравственном воспитании детей»

Информационное поле для родителей: «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности»  

Кладовая знаний для родителей: «Моя семья – мое богатство!»

Выставка творческих работ детей «Мама солнышко моё!»


ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта и сроки исполнения

Теоретический: декабрь 2023г. - январь 2024г.

Сбор и анализ литературы по данной теме.  

Опрос детей о своей семье.  

Составление плана работы.  

Свободный разговор с родителями по теме проекта.

Информационное поле для родителей «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности».

Разработка и содержание проекта «Семейные ценности и традиции»

Основной (практический): январь-апрель.

Сбор информации о семейных ценностях семей воспитанников (фото, рассказы)

Минутки общения: «Разговор о маме»  

Конкурс рисунков «Мама солнышко моё»

Интервью с детьми: рассказы детей о своих мамах: «О самой любимой на свете, о маме моей говорю!»

Художественная мастерская: изготовление стенгазеты «Ах, какие мамы, загляденье прямо!»

Свободный разговор на тему: «Мои близкие», «Традиции нашей семьи».  

Прочтение стихотворений на тему «Моя семья – мое богатство».  

Индивидуальное общение с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам)  

Разговор-рассуждение с детьми на тему: «Можно ли человеку прожить без семьи?».  

«Пословица недаром молвится» - знакомство детей с пословицами о семье.

 Информационный путеводитель для родителей:

«Роль семьи в нравственном воспитании детей».  

Семейная гостиная «Семейные ценности и традиции» (родители в гостях у детей в группе детского сада).  

Художественная литература: чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди»; произведений: Я.Аким «Моя родня», В. Осеева «Сыновья».  

Индивидуальные занятия с детьми на тему «Семья глазами ребенка»  

Минутки общения: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди» — Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?»  

Речевая игра «Назови родственников».  

Информационная акция «Семейные традиции и домашние праздники».

Кладовая знаний для родителей: «Моя семья – мое богатство!»

 

Заключительный (обобщающий); май.  

Семейная художественная студия (творческая работа по изготовлению семейного древа): «Генеалогическое древо моей семьи», «Моя родословная».  

Минутки общения с детьми: «Понравилось ли тебе создавать дерево своей семьи?».  

Изготовление «Семейного календаря» и «Семейного альбома».  

Создание презентации «Моя семья – мое богатство».

Список литературы:

1. «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.)

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002

3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

4. Глебова С.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

5. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. М.,2001

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост. Л.С. Киселева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с

7. интернет -ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Пояснительная запискаПо плану лексических тем в подготовительной группе   в октябре реализуется  тематическая неделя по теме «Перелётные птицы».В ходе предварительной  работы ...

Конспект совместной деятельности воспитателя и воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности по ФЭМП "Весеннее приключение"

В НОД решаются как познавательные, так и речевые задачи.  Занимательное приключение, где дети с помощью математических заданий выручают весну....

Сценарий совместного с родителями развлечения В подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Игра-викторина - «Что? Где? Когда?»

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию сценарий совместного с родителями развлечения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи - Игры-викторины -...

Рабочая программа педагога по образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ОВЗ (с диагнозом тяжелое нарушение речи)

Рабочая программа по развитию и воспитанию детей подготовительной логопедической группы обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста и индивидуальных психологических и физиологических осо...

Перспективное планирование в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми с тяжелым нарушением речи по нравственно-патриотическому воспитанию

Любовь к Отчизне и любовь к людям-это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма....

Развивающая предметно-пространственная среда "Центр речевого развития в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ТНР"

Развивающая предметно-пространственная среда "Центр речевого развития в подготовительной  группе компенсирующей направленности с детьми ТНР"...