«Сюжетно- ролевая игра младших дошкольников в воспитании нравственных качеств и моральных норм, воспитании уважения к людям труда»
статья (младшая группа)

Мосина Ольга Геннадьевна

       Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Из всех видов совместной деятельности, большое влияние на нравственное развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста оказывает игра, так как доступным видом игры является сюжетно – ролевая игра, которая содействует обогащению кругозора ребенка, развитию познания: образное мышление, воображение; развитию речи, а также формирует нравственные качества ребенка: вежливость, доброту, отзывчивость, сочувствие и др. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней разные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.              

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Сюжетно- ролевая игра младших дошкольников в воспитании нравственных качеств и моральных норм, воспитании уважения к людям труда»

                                                               Подготовила: воспитатель Мосина О.Г.

                                                                                               

                 

       Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Из всех видов совместной деятельности, большое влияние на нравственное развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста оказывает игра, так как доступным видом игры является сюжетно – ролевая игра, которая содействует обогащению кругозора ребенка, развитию познания: образное мышление, воображение; развитию речи, а также формирует нравственные качества ребенка: вежливость, доброту, отзывчивость, сочувствие и др. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней разные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.              

           Сюжетно – ролевые игры занимают определенное место в жизни детей младшего дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что ее создают сами дети, их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты характера.

         Дети четвертого года жизни неосознанно обращаются к воспитателю, чтобы установить правильность собственного поведения. В их сознании отражается только поведение товарищей, нарушающих правила. Собственная же линия поведения выявляется ребенком только в процессе деятельности, поэтому очень важную роль играет взаимодействие воспитателя с ребенком в игре. Основываясь на принципах к организации сюжетной, в т.ч. и сюжетно-ролевой игры, задача взрослого не заставлять ребенка играть, а выполнять роль партнера.

      Образ Я складывается у ребенка постепенно. Процесс осознания образа начинается с того времени, когда дошкольник говорит о себе в первом лице: «Я хороший. Я хочу. Я сделал». Представление о себе у ребенка формируется на основе представлений о других, оценок воспитателя, связанных с суждениями о нравственных проявлениях.

Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи: симпатию, сочувствие, уважение и др. Интерес к игре, желание хорошо изобразить то, что нужно по роли, настолько велики, что в этих условиях дети выполняют такие действия, которые сами по себе для них трудны и непривлекательны. Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

       Моя задача, как воспитателя, сделать сюжетно – ролевую игру малышей интересной, творческой, научить детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, уметь помочь товарищу в осуществлении поставленной цели, прислушаться к мнению партнера.  Для  организации  игровой деятельности в группе изготовлены атрибуты к играм, выделены игровые зоны для игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская». Для знакомства детей с профессиями проведены наблюдения за трудом работников детского сада, экскурсии, чтение художественной литературы. Выбор произведений обусловлен задачами нравственного воспитания и осуществляется мною по следующим принципам:

-сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

-эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

- богатый и яркий иллюстрированный материал.

 Но особенно детям понравились и запомнились  виртуальные экскурсии в общественные места (магазин, аптека, парикмахерская и др.), которые сейчас не составляет труда создать.

   А сейчас мне хотелось бы остановиться на некоторых играх, организованных в моей младшей группе.

     Самая знакомая и любимая малышами сюжетно-ролевая игра в «семью», ведь малыши уже знакомы с кормлением куклы, одеванием ее на прогулку, укладыванием спать и организовать семью в группе детей 3лет не сложно, так как они знакомы с действиями, производимыми в каждой семье. С целью ее организации провела   беседы с детьми о семье: «Как зовут ваших родителей», «Где работают родители», «Как зовут ваших бабушек и дедушек, чем они занимаются», познакомила детей с произведениями Е. Благиноной «Посидим в тишине», В. Сухомлинского «Самые ласковые руки», стихотворением И. Косякова «Все она».  В этой игре прививается любовь к своему дому, желание поддерживать в нём чистоту и порядок, воспитывается чувство гордости за свою семью, любовь к близким, уважение к своим товарищам, партнёрам по игре, стремление к единению и сплочённости.

      По организации игры беру на себя инициативу. Предлагаю детям ненадолго превратиться в мама, пап, дочек или сыночков. В этой игре они готовят еду для всей семьи, накрывают на стол, катают кукол в колясках, укладывают спать и т.д.  Я помогаю в распределении ролей, учитывая желания детей. Далее обговариваем сюжет,  дети выбирают необходимые атрибуты, предметы – заместители, создают воображаемую ситуацию. Если есть затруднения, я  начинаю игру в роли мамы.  

       Так же малышам хорошо знакомы действия сюжетно – ролевой игры «Больница». Для закрепления знаний о   действиях «лечить», «лекарство» читали неоднократно произведение  К.И. Чуковского «Айболит», обсуждали его, заучивали отдельные строчки. Также были проведены:

-беседы: «Как одет доктор», «Каким должен быть доктор», «Какие инструменты были у доктора» и т.д.

- совместно с медсестрой экскурсия в медицинский кабинет;

- рассматривание иллюстраций, отражающих работу врача.

Совместно с родителями были приобретены атрибуты (медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача) Это игра воспитывает чуткое и внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

       На начальных этапах игры я беру на себя главную роль, стараясь объединить детей для совместной деятельности, показываю, как правильно нужно разговаривать, и показываю искреннюю заинтересованность происходящим. В ходе игры стараюсь задавать детям наводящие вопросы, давать советы, направленные на подсказ детям возможной реализации игрового замысла. Далее стараюсь отстраниться от игры, предлагая детям самостоятельное проведение игры, применяя на себя роль взрослого.  Очень важным является поощрение действий детей, направленных на обеспечение внимания и заботы к заболевшим игрушкам, партнерам по игре.

      Сюжетно – ролевая игра «Магазин» С целью ее организации провела   беседы с детьми: «Кто работает в магазине», «Что продают в магазине».

-Была проведена виртуальная экскурсия в магазин.

-Познакомила детей с работой продавца. Эта игра способствует формированию таких поступков, как доброта, вежливость.

       Предлагаю детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный), куда будут ходить покупатели. Помогаю детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто - покупателем. Покупатели приходят в магазин за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры обращаю внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.            

      Для себя я сделала вывод, что сюжетно- ролевая игра самым различным образом влияет на воспитание ребенка в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям и к друг другу, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, уважение к труду взрослых, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры младших дошкольников

В возрасте от 3 до пяти лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых. Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться п...

Презентация проекта воспитателя на тему: "Сюжетно-ролевая игра младших дошкольников"

ž- познакомить детей с такими профессиями, как повар, продавец, врач,  парикмахер,  строитель, их трудовыми действиями, с предметами – помощниками;ž- воспитать уважение к труду, вызват...

Характеристика сюжетно-ролевой игры младших дошкольников

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. В ходе игр дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по ...

«Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой младших дошкольников»

Одной из программных задач организации жизни детей трех-четырех лет является развитие навыков совместной игры, то есть формирование умения «играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания ...

Консультация «Развитие нравственно-волевых качеств в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников»

О неразвитости или деформации нравственно - волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях...

Тематический контроль в СП "Детский сад " по теме «Организация работы в СП «Детский сад» по воспитанию уважения к людям труда, знаменитым землякам через приобщение дошкольников к истории родного края».

Методическая разработка содержит карты контроля, аналитическую стправку по итогам тематиечского контроля на тему: "Организация работы в СП "Детский сад" по воспитанию уважения к людям т...