Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн»: оптимизация речевого развития дошкольников».
методическая разработка

Гусак Светлана Михайловна

Повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников – «дидактический синквейн». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx113.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18

607060, Нижегородская область, г. Выкса, улица Ленинградская, здание55

Телефон: 8 (83177) 3-56-98       E-Mail: detskiysad-18@mail.ru

Мастер-класс для педагогов

«Дидактический синквейн»: оптимизация

речевого развития дошкольников».

Воспитатель: первой категории Гусак Светлана  Михайловна

Г. о. г. Выкса, 2022 г.

1.Теоретическая часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-  класса «Дидактический синквейн»: оптимизация речевого развития дошкольников».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической технологии развития речи дошкольников – «дидактический синквейн».

Задачи: 

- познакомить педагогов с инновационной педагогической  технологией - «синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников;

- познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- создать атмосферу творческого поиска, содействовать повышению педагогической компетенции  и профессионального мастерства педагогов.

     Актуальность

ФГОС ДО требует от нас более глубокого продумывания методов и приѐмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, одним из которых, является «синквейн». Данная  технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участникам образовательного процесса; создает условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.

     «Синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк». Родоначальником синквейна считают американскую поэтессу Аделаиду Крэпси. Такое понятие, как синквейн, она создала, вдохновившись короткими японскими стихами - хоку. Хоку - жанр японской поэтической миниатюры, как правило, короткий стих из трех строчек. Достоинством этого метода можно считать его интегрированность-

использование в разных видах совместной деятельности с детьми ДОУ. В детском саду  применяется «дидактический синквейн», в котором четкое соблюдение правил составления не обязательно. 

     Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Правила составления   «синквейна».

1. Первая строка «синквейна» - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное или местоимение, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. Обычно, первое слово отвечает на вопросы: кто? Что?

2. Вторая строка - два слова (или словосочетание), которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия или прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающие тему «синквейна».

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий (иногда это могут быть словосочетания), описывающих действия предмета или явления. Отвечают на вопрос: что делает? Что делают?

4. Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора «синквейна» к тому, о чем говорится в тексте. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

5. Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним. Это - резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления, о котором говорится в данном синквейне,  и мнение автора об этом. Обычно, как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

Схема написания синквейна.

http://ksadik.ru/wp-content/uploads/2018/01/20180108_211328.jpgслайд 46.bmp

«Синквейн»  используется  в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе, на занятиях, в режимные моменты, в совместной деятельности педагогов с детьми, а также рекомендуются родителям в качестве работы с детьми по развитию речи.

Способы работы по синквейну.

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну.
  2. Составление синквейна по  загадке, прослушанному рассказу или сказки.
  3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части).
  4. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
  5. Использование на занятиях для закрепления изученной лексической темы
  6. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».

     Для закрепления изученной лексической темы целесообразно использовать  «синквейн». При составлении с дошкольниками важно помнить, что необходимо использовать только хорошо известные темы и обязательно показывать образец. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы, и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. Например:

1. Дом

2. Большой, красивый

3. Защищает, греет, радует.

4. Дом нужен всем людям.

5. Убежище

Используя  синквейн  - загадки  детям называются характеристики явления или предмета, а они должны угадать, о чем же идет речь.  Пример:

1.Быстрая, мощная – едет, обгоняет, тормозит – я люблю кататься по городу -

транспорт! (Машина)…

      В таких загадках мы также учим детей выделять главное, подбирать глагольный словарь, слова-признаки предметов, учим находить синонимы и подбирать слова-ассоциации.

Еще один прием, используемый в работе с детьми по технологии синквейн - соревновательный характер деятельности. Чтобы составить синквейн на заданную тему, можно предложить детям соревнование: кто больше назовет нужных слов (глаголов, прилагательных, синонимов). Детям очень нравятся такие соревнования.

 Составляя «синквейн» по прослушанному рассказу или сказке, мы даём конкретную характеристику персонажу. (Например, по сказке «Крылатый, мохнатый, да  масленый» обр. И. Карнауховой).

Воробей.

Маленький, шустрый.

Собирает, приносит, клюет.

Воробей собирает, приносит хворост.

Птица.

Подвожу итог: «синквейн», применяемый в работе по развитию речи у детей 5-6 лет, безусловно,  способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.

Существуют различные виды синквейна, но в детском саду   рекомендуется начинать  работу  с детьми  с использования дидактического  синквейна.

2.Практическая часть.

(коллективное составление)

Уважаемые педагоги, я хочу предложить Вам составить «синквейн».

Отгадайте загадку:

Этот  орган  кровь толкает,

Орган главный, каждый знает,

А внутри есть клапан, «дверца»,

Что за орган – это? (Сердце)

Правильно, на доске у меня  большое сердце (ставлю в центр), а у вас в руках маленькие сердечки. Возьмите  ручки, сейчас мы вместе попробуем составить  «синквейн» на слово «сердце».

Это что?  (пишем под цифрой  один)  1. Сердце.
Какое сердце? (подберите два прилагательных) 2. Красное, доброе.
Что делает  сердце? (придумайте  три глагола) 3. Колотится, бьётся, работает.
Составьте   фразу, предложение. (Запишите его) 4. Сердце - это наша жизнь.

Подберите ассоциацию к  данному слову (Запишите одним словом)5. Орган.

Предлагаю  посмотреть, что же у Вас получилось. (Педагоги  зачитывают свои синквейны). Прекрасная работа. Вы все молодцы!

Рефлексия.

Я благодарю Вас за нашу совместную работу! Надеюсь,  информация была интересна и полезна.

Предлагаю объединить наши сердца!

Пусть они бьются в  унисон!

Делают нашу  работу успешной и плодотворной!

(Педагоги, по желанию, соединяют  маленькие сердечки с  «большим»)  

Спасибо за внимание и творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

 Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

"Речевое дыхание".Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)

Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер – класс на тему:«Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Мастер – класс   на  тему:«Технология   синквейн  в  речевом   развитии дошкольников»...

Мастер-класс «Технология синквейн в речевом развитии дошкольников»

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи....

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Пои...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.Задачи мастер-класса:- передача прямого...