Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»етодические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»
материал

Мохначёва Евгения Васильевна

Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»

Подготовила: Мохначёва Е.В.

Место проведения: МДОБУ «Детский сад № 21»

Дата проведения: 22.10.2022

Целевая аудитория: материал может быть полезен для воспитателей, специалистов и родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования участников (педагогов, специалистов) в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

  1. Формировать умение педагогов моделировать образовательную деятельность, совместную конструктивную деятельность в режиме дня.
  2. Способствовать совершенствованию умения педагогов создавать развивающую среду.
  3. Оказание помощи участникам в определении задач их профессионального самосовершенствования.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование.

Ход мероприятия:

  1. Вводная часть

(1 слайд) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у нас методические посиделки. «Посиделки», на наш взгляд, это некий методический диалог коллег, интересующихся общей проблемой, и целью является как раз формирование (выработка) единой точки зрения по этому вопросу, и тему наших посиделок вы видите на экране.

Для начала давайте немного подвигаемся, чтобы совсем не засидеться, и поднимем себе настроение.

Игра «Поменяемся местами»

  1. - работает в одном учреждении менее 5 лет;
  2. - любит свою работу;
  3. - любит яблоки;
  4. - работает педагогом более 10 лет;
  5. - мечтал быть педагогом с детства;
  6. - кто пришёл в юбке;
  7. - кто имеет педагогическое образование;
  8. - кто считает себя творческой личностью;
  9. – кто любит конструировать.

  1. Основная часть

Итак, вам было предложено припомнить некоторую информацию по теме нашего мероприятия.

Что же такое конструирование?

(2 слайд) Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь». (С.И. Ожегов)

Какие виды конструирования выделяют? (техническое и художественное)

(3 слайд) Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.

(4 слайд) Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.

Какие формы организации обучения конструированию существуют?

(5 слайд) Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.

Конструирование по модели — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.

Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.

Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.

Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.

Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

Выделите основные приемы конструирования по возрастам:

(6 слайд) Сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом (младшая группа)

Показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в количестве его (средняя группа).

Образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается (старшая группа)

Опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото (подготовительная к школе группа)

С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного?

(начиная с первой младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся с их свойствами: песок-сыпучий, но из сырого песка можно лепить и т. д.)

С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование? (старшая группа)

Одним их условий развития детского конструирования является организация специальной обстановки, которая бы побуждала детей к самостоятельным действиям, способствовала повышению интереса к конструктивным играм.
Давайте вместе выделим основные требования:
• Необходимо, чтобы материал для конструирования был постоянно доступен детям. С этой целью необходимо отвести специальное место в группе, где можно разместить конструкторы, картинки, альбомы, инструменты, схемы, чертежи.
• Необходимы различные строительные наборы, простые конструкторы, игрушки, сомасштабные постройкам для обыгрывания; деревянные, пластмассовые строительные наборы «Лего». Авторы рекомендуют подобрать разнообразный строительный материал.
• Со средней группы необходим запас дополнительного бросового материала: коробок, бечевок, катушек и т. п.
• Необходимо наличие слайдов, диафильмов.
• Предусматривается привлечение родителей к изготовлению различных материалов и пособий для конструктивной деятельности; ознакомление с результатами детской деятельности.

(слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) Конструкторско-модельная деятельность детей будет увлекательной, если воспитатель предложит работу с необычными самодельными конструкторами, а в содержании прикладного творчества появится художественная обработка необычных материалов.

(слайд 14) Занятие конструированием стимулирует развитие интереса и любознательности, развивает способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словарь.

  1. Заключительная часть

(слайд 15) Наша встреча подошла к концу, подводя итог, хотелось бы принять совместное решение: по имеющимся вопросам по данной теме, можно подойти за консультацией, в течении недели, до следующего четверга.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий 1 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивной карты "мордорчка собачки"

Конспект занятий 1 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивной карты "мордорчка собачки"...

Конспект занятия 2 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "ёлочка"

Обучение детей складыванию из бумаги ёлочки в технике "оригами" с частичной помощью воспитателя. Изготовление поздравительной открытки....

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....

Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»

        Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»...

Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД.

Методические основы планирования совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этапы конструирования НОД....

Мастер-класс «Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС. LEGO – конструирование и робототехника»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности....