Обобщение опыта по теме "Игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка

Козлова Светлана Валерьевна

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. В наше время все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Речевое развитие ребенка включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_22-23.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

Обобщение опыта по теме:

«Игра как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

                        Выполнила:

                                        Козлова Светлана Валерьевна,

                                                        воспитатель

2023г.

«Есть все фактические и теоретические

основания утверждать, что не только

 интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций и личности в целом находится в

непосредственной зависимости от речи».

Л.С. Выготский

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. В наше время все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Речевое развитие ребенка включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.  Этому  способствуют  речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей. Ведь самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Говорить умеют все, но правильной грамотной речью обладают не многие. Общаясь с другими, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно благодаря речи мы общаемся друг с другом, а самое главное через общение человек реализует себя как личность.

Цель работы: определить роль игры в формировании речи младших дошкольников.

Объект работы: процесс формирования речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет работы: игра как средство речевого развития  детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать методическую литературу по данной проблеме;

2. Определить значение игры для детей младшего дошкольного возраста;

3. Изучить развитие речи детей в игровой деятельности;

4. Продиагностировать уровень речевого развития в игровой деятельности у младших дошкольников;

5. Обобщить теоритические и практические материалы,  получить выводы.

Дидактические упражнения и игры – это увлекательный и эффективный способ формирования грамотной и выразительной речи, выработки четкого, эмоционального и интонационно верного произношения. Данный вид игр является одним из самых доступных и популярных для детей младшего дошкольного возраста.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

-игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью данных игр дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Данные игры способствуют активизации словаря, развитию памяти, логического мышления.

Настольно-печатные игры очень нравятся детям, они несут не только развлекательный характер, но и являются отличным помощником в речевом развитии детей. Настольно-печатные игры способствуют развитию связной речи, грамматического строя речи, обогащают словарный запас, развивают воображение, мышление, память. Таких игр, способствующих речевому развитию существует довольно много, к примеру: «ходилки», домино, лото, звуковые дорожки, кубики с условными знаками.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Данные игры способствуют решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Данные игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки.

Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте.

Среди словесных игр хочется выделить: «Что это за птица (зверь)?» «Придумай небылицу», «Отвечай быстро», «Назови три предмета», «Кто больше назовет предметов?».

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Очень полезны для формирования правильного звукопроизношения артикуляционные игры (упражнения, гимнастика), целью данных игр является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком.

Также  для организации речи огромное значение имеет сформированность плавного, длительного речевого выдоха.  Следует уделять внимание и играм, способствующим развитию силы и плавности выдоха.

Пальчиковые игры имеют большую значимость в развитии речи детей, ведь тренировка пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие.

Театрализованные игры благотворно влияют на развитие речи детей.

Дети, увлеченные процессом игры, не замечают того, что они учатся, хотя они и сталкиваются с необходимостью решения задач, которые поставляются в игровой форме. Решение этой задачи становится для каждого ребенка важным условием личных достижений в игре и эмоциональной связи с другими участниками.

Данную работу я проводила во 2 младшей группе «Радуга» в 2022-2023 учебном году.  Речевое развитие воспитанников реализуется на основе содержания рабочей программы 2 младшей группы «Радуга». Разнообразные игры я включала в занятия и другие режимные моменты, для удобства работы я собрала картотеку игр, направленных на развитие речи детей 3-4 лет.

Диагностика в начале учебного года  по образовательной области  «Речевое развитие» имела следующие показатели:

Высокий уровень: 0 (0)

Средний уровень: 42, 6% (3)

Низкий уровень: 56,8%  (4 )

Итоговый показатель: 42, 6 % (3)

Диагностика в конце учебного года имела следующие  результаты:

Высокий уровень: 25%  (2)

Средний уровень: 50%  (4)

Низкий уровень: 25%  (2 )

Итоговый показатель: 75% (6).

Данные показатели говорят о целесообразности применения игр в речевом развитие детей.

В течение всего года я вела активную работу с родителями по следующей теме. Проведены консультации: «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей», «Что способствует развитию речи ребенка?», папка – передвижка «Значение игровой деятельности в речевом развитие детей 3-4 лет», памятка «Игры с прищепками».

Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.

На основании моего опыта можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность темы исследования доказана выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), в которых существенное место отводится речевому развитию детей. Согласно ФГОС ...

Тема: «Сказка как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Данная работа состоит из предложения качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. А также предлагается новый ...

Презентация "Обобщение опыта работы по теме " Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития".

quot; Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития"....

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Истоки способностей, дарований детей, развитие их речевой и мыслительной деятельности, находятся на кончиках пальцев. А самая эффективная методика по развитию мелкой моторики пальцев-это «Пласти...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...