План по самообразованию «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
учебно-методический материал

группа "Ласточка"

Педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие,  делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx65.76 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

                                                                       кар

412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

План по самообразованию

воспитателя Шпотовой Веры Викторовны

«Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР»

                                       

                                                                           

         

                                                                                       

2023- 2025 учебные года

Тема: «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».

Цель: повышение теоретических знаний и педагогической компетентности в вопросах развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР с помощью игровых технологий.

Задачи:

1. Проанализировать и изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить опыт педагогов по данной теме на интернет-сайтах.

3. Изучить современные подходы по использованию игровых технологий

в коррекции речи детей дошкольного возраста

4. Разработать перспективный план работы по использованию игровых технологий с детьми.

5. Обобщить опыт работы.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить воспитательный процесс.

Форма отчета по проделанной работе: выступления на педагогических часах и семинарах ДОО, подготовка материалов-публикаций для образовательных сайтов, презентация опыта работы.

Срок реализации: 2023-2024, 2024-2025 учебные года.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический этап

Изучить методическую литературу по данной теме.

Изучить опыт педагогов на интернет-сайтах.

сентябрь

2023

- Составление библиографии.

- Составление картотеки Интернет-сайтов по данной теме.

Просмотр вебинаров, семинаров и мастер-классов по развитию речи дошкольников, по применению различных игровых технологий.

В течении 2023-2024, 2024-2025 уч.г.

Прогностический этап

Систематизировать практический материал по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую работу

В течении 2023-2024, 2024-2025 уч.г.

- Пополнение методической копилки.

- Обогащение опыта по проблемной тематики

Практический этап

Изучить особенности речевой деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи через применение игровых технологий.

октябрь, ноябрь 2023

- Картотеки логопедических игр, логоритмических упражнений, игр для активизации речевого дыхания и речевого слуха.

- Подбор материала для родителей.

-Папка-раскладушка: консультация

«Роль игры в развитии речи детей»

Познакомиться с пальчиковыми играми, как одной из технологий по развитию речи детей с ОВЗ.

декабрь 2023, январь 2024

Картотека пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики.

Определить педагогические условия развития связной речи через дидактические игры (с предметами: настольно-печатные, речевые)

февраль, март 2024

Картотека дидактических игр для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи и формирование правильного грамматического строя речи.

Применение игровых технологий по развитию речи детей во взаимодействии с учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

май, сентябрь, октябрь 2024

Разработка конспектов интегрированных занятий с использованием дидактических игр

Игры-драматизации в развитии речи детей с тяжёлыми нарушениями речи

ноябрь, декабрь 2024

- Изготовление игры по обучению грамоты игра-сказка «Теремок»;

- Пополнить библиотеку народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Роль мнемотехники в развитии речи детей с ТНР.

январь, февраль 2025

- Картотека мнемотаблиц;

- Консультация для воспитателей «Мнемотехника как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ТНР»

- Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей».

Сбор материала для педагогической копилки.

март, апрель, май

2025

Папка –копилка, сайт воспитателя:
1.Цветные картотеки игр для развития речи

2. Картотека игр-рифмовок

3.Картотека логопедических пятиминуток

4.Картотека речевых игр с мячом

5. Цветные картотеки дидактических игр для развития речи по лексическим темам.

6.Настольная дидактическая игра «Прочитай по первым буквам»

7.Картотека словесных игр

8.Картотека пальчиковых игр

9.Картотека сюжетно-ролевых игр

10. Бумажные домики для игр

11 Обучающие карточки «Учимся пересказывать»

Обобщающий этап

- Поделиться опытом работы с педагогами ДОО;

- Составление отчета по выполнению плана по самообразованию;

- Обобщить полученные результаты по проделанной работе;

- Родительское собрание «Учимся, играя!»

май

Отчёт о проделанной работе.

Внедренческий этап

Распространение опыта работы

В течении 2023-2024, 2024-2025 уч.г.

-Посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

-Посещение педсоветов, семинаров, конференций.

-Самоанализ и самооценка занятия в своей группе;

-Публикация в журнале по обобщению опыта и на сайте группы.

Список использованной литературы:

- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

- Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.

- Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999. - 82 с.

- Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

- Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

- Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

- Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

- Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.

- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

- Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

- Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.

- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

Самообразование «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений па...

План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....

План по самообразованию "Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР"

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь я...

Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».

Программа  саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей...

Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, сво...