Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте. (дети 5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Резцова Ольга Сергеевна

Цель программы: Обучение грамоте звуковым аналитико – синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  2. Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
  3. Обучать звукобуквенному анализу слов;
  4. Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;
  5. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения;
  6. Развитие грамматического строя речи;
  7. Развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  8. Развитие координации движений с речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx264.99 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\Привет!\Downloads\титульник pdf_page-0001.jpg

Пояснительная записка

Актуальность проблемы:

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), значение зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки.

Новизна программы:

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –6 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса, на протяжении одного года пребывания ребенка в старшей группе в дошкольном учреждении.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом по парциальной программе «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Нищевой Н.В. 

Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

Изучив педагогическую литературу по работе с детьми и проведя глубокий анализ прочитанного, делаем вывод, что работу по подготовке ребенка к школе необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучения будет значительно облегчен.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

Нормативные основания:

Рабочая   программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МКДОУ «Березка»:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статья 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. №1028;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373);

Рабочая программа обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020, СанПиН 2.4.3648-20).

  • Основная образовательная программа МКДОУ «Березка».

 

Программа состоит из пяти этапов:

  1. Добуквенный, звуковой период обучения.
    Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь «строится» из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых — выделение в словах определенных звуков.
  2. Звуковой анализ слов.
    Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех — пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
  3. Буквенный период обучения.
    Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
  4. Слоговой период обучения.
    На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения.  Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их. Это поможет ребенку избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
  5. Слияние слогов в слова
    В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

Цель программы: Обучение грамоте звуковым аналитико – синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  2. Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
  3. Обучать звукобуквенному анализу слов;
  4. Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;
  5. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения;
  6. Развитие грамматического строя речи;
  7. Развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  8. Развитие координации движений с речью.

В основе  программы лежат следующие принципы:

  • Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализации дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;
  • Принцип системности последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений;
  • Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым;
  • Здоровьесберегающий принципКоличество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей;
  • Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности;
  • Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  • онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Формы организации педагогического процесса:

  • Специально – организованная деятельность педагога с детьми;
  • Совместная деятельность взрослого с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Работа в прописях и тетрадях;
  • Работа с книгой;
  • Использование новых технологий.

Основные методы, используемые при реализации программы:

  • Наглядные — рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания;
  • Практические — упражнения, игровой метод, моделирование;
  • Словесные – рассказы педагога, рассказы детей, чтение художественной литературы.

Содержание программы

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделены следующие направления работы:

  • комплексное развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматический строй речи, связной речи;
  • Подготовка к обучению грамоте:
  • Дать представления о предложении (без грамматического определения);
  • Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
  • Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части;
  • Учить составлять слова из слогов (устно);
  • Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.

На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной методике предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 5 –6 лет на материале алфавита.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются — красными квадратами.  Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными: М, С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д.

Дети второго года обучения знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ, МЫЛО, МАЛЫ) и знакомятся с графическим изображением предложения. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • Звуки окружающего мира;
  • Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • Гласные звуки;
  • Согласные звуки (без классификации);
  • Согласны твердые и мягкие;
  • Согласные звонкие и глухи.

Параллельно даются понятия:

  • Слово;
  • Слог;
  • Предложение;
  • Заглавная буква;

II. Учебный план

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первой половине дня.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

1 раз в неделю по 25 минут.

Количество занятий в год 36 часов.

 

 

 

III. Календарное планирование

Месяц

Количество занятий

Сентябрь

 с 1 — 4 занятие

Октябрь

 с 5 – 8 занятие

Ноябрь

 с 9 – 12 занятие

Декабрь

 с 13 – 16 занятие

Январь

 с 16 – 20 занятие

Февраль

 с 21 – 24 занятие

Март

 с 25 – 28 занятие

Апрель

 с 29 – 32 занятие

Май

 с 33 – 36 занятие

Итого:

36 часов

 

 

IV. Перспективное планирование

старшая группа

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цель занятия

СЕНТЯБРЬ

 

06.09.23

«Слово»

Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей.

13.09.23

Понятие «звук»

— Познакомить с понятием «звук» — «буква», дать знания о том, чем они отличаются;

— Учить различать речевые звуки от не речевых;

— Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.

20.09.23

Звук [А]

— Познакомить с новым звуком [А];

— Учить выделять звук из ряда гласных звуков, закрепить навыки четкого произношения звука [А];

— Знакомство с буквой;

— Учить определять место данного звука в словах;

— Выделение начального ударного и безударного гласного звука «А».

— Развитие внимания и памяти (работа с прописью);

— Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

27.09.23

Звук [О]

— Познакомить с новым звуком [О];

— Знакомство с буквой;

— Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков;

— Выделять начальный ударный гласный;

— Закрепить навыки четкого произношения звука [О];

— Учить определять место данного звука в словах;

— Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: ОП, АОЭ, ИОУ, ОУА;

— Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

ОКТЯБРЬ

04.10.23

Звук [У]

— Познакомить с новым звуком [У];

— Знакомство с буквой;

— Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

— Выделять начальный ударный гласный;

— Закрепить навыки четкого произношения звука [У] (с опорой на модель артикуляции);

— Учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова);

— Развивать внимание и память;

— Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

11.10.23

Звук [И]

— Познакомить с новым звуком [И];

— Знакомство с буквой;

— Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков;

— Выделять начальный ударный гласный;

— Закрепить навыки четкого произношения звука [И];

— Учить определять место данного звука в словах;

— Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АИ, ОА, АИО, ИУ, АУИ;

— Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

18.10.23

Звук [Ы]

— Познакомить с новым звуком [Ы].

— Знакомство с буквой;

— Закрепить навыки четкого произношения звуков [Ы],  в слогах, в словах;

— Развивать фонематический слух;

-Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах;

-Учить делить слова на слоги;

— Звуковой анализ слов МЫ, ОСЫ, СОМЫ.

25.10.23

Звук [Н], [НЬ]

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Н], [НЬ] в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов;

— Закреплять умение делить слова на слоги;

— Развивать память, внимание, мышление.

НОЯБРЬ

 08.11.23

Звук [С], [СЬ] Звуки[С] — [З]

— Знакомство со звуком [С], [СЬ];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [С] — [СЬ], в слогах, в словах, фразах;

— Учит дифференцировать звонкие и глухие согласные.

— Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звук [С], [СЬ] в начале, середине и в конце слова;

— Учить делить слова на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ.

 15.11.23

Звук [К], [КЬ]

— Знакомство со звуком [К], [КЬ];

— Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах;

— Развивать фонематический слух;

— Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения;

— Характеристика звука;

— Определение места звука в слове;

— Формирование анализа и синтеза обратных слогов, преобразование в прямые;

— Звуковой анализ слова КОТ;

— Четкое произнесение звука К, знакомство с буквой;

— Звуковой анализ, составление схем слогов;

— Работа с разрезной азбукой, составление слов: мак, рак, лук.

 22.11.23

Звук [Т], [ТЬ]

— Знакомство со звуком [Т], [ТЬ];

— Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, словах, фразах;

— Знакомство с буквой;

— Звуковой анализ, составление схем слогов;

— Деление слов на слоги;

— Закреплять умение определять место данного звука в словах;

— Закрепить умение давать характеристику звуку;

— Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА.

 29.11.23

Звук [Л], [ЛЬ]

— Знакомство со звуком [Л], [ЛЬ];

— Развивать фонематический слух;

— Определение позиции звука в словах;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Деление слов на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов;

— Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;

— Повторить понятие «гласные и согласные звуки», их отличительный характер;

— Обозначение звука определённым цветом.

ДЕКАБРЬ

 06.12.23

Звук [Р], [РЬ]

— Знакомство со звуком [Р], [РЬ];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Р], [РЬ] в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;

— Деление слов на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов;

— Развивать память, внимание, мышление.

13.12.23

Звук [В], [ВЬ]

— Знакомство со звуком [В], [ВЬ];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов;

— Звуковой анализ, составление схем слогов и слов.

20.12.23

Звук [Е]

— Знакомство со звуком [Е];

— Развивать фонематический слух;

— Познакомить с гласным и его обозначением цветом;

— Составление предложений;

— Выделение звука из слова, деление слов на слоги;

— Составление слов с данным звуком;

— Работа со схемой к словам: Ель, ЕЛА.

27.12.23

Звук [П], [ПЬ]

— Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ].

— Учить давать характеристику согласному звуку.

— Развивать фонематический слух;

— Формировать навыки анализа и синтеза слогов, типа: АП, ИП, УП;

— Развивать память, внимание.

ЯНВАРЬ

 10.01.24

Звук [М], [МЬ]

— Знакомство со звуком [М], [МЬ];

-Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] — [МЬ] в слогах, словах;

— Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения;

— Характеристика звука;

— Знакомство с понятием «звонкий» звук;

-Определение места звука в слове. -Формирование анализа и синтеза обратных слогов;

— Познакомить со звуко – слоговой схемой слова;

— Звуковой анализ слова МАМА.

17.01.24

Звук [З], [ЗЬ]

Звуки З-С

— Четкое произнесение звука «З»;

— Знакомство с буквой;

— Звуковой анализ, составление схем, слогов и слов;

— Четкое произнесение и характеристика звуков С, З;

— Дифференциация звуков в слогах, словах;

— Составление схем предложений;

-Подбор картин на заданные звуки.

24.01.24

Звук [Б], [БЬ]

Звуки [Б] — [П]

— Знакомство со звуком;

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ] в слогах, в словах, фразах;

— Учит дифференцировать звонкие и глухие согласные;

— Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

31.01.24

Звук [Д], [ДЬ]

Звуки Т — Д

— Знакомство со звуком [Д], [ДЬ];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в словах, фразах;

— Закреплять умение дифференцировать глухие и звонкие согласные;

— Развивать фонематический слух; — закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;

— Деление слов на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

ФЕВРАЛЬ

07.02.24

Звук [Я]

— Познакомить с гласным звуком «Я» и его обозначением;

— Учить писать печатную букву Я;

— Упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ…….;

— Знакомство с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ КВАДРАТ;

— Развивать фонематический слух.

14.02.24

Звук [Г], [ГЬ]

Звуки К -Г

-Знакомство со звуком [Г], [ГЬ];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;

— Деление слов на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов;

— Четкое произнесение и характеристика звуков К, Г;

— Дифференциация звуков в слогах, словах;

— Составление схем предложений;

— Подбор картинок на заданные звуки.

21.02.24

Звук [Ч]

— Знакомство со звуком [Ч];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ч] в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Обратить внимание на то, что звук «Ч» всегда мягкий;

— Уточнить условные обозначения слов в схеме предложения (слово – предмет — ______, слово — действие =====);

— Деление слов на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

28.02.24

Звук [Ш]

— Знакомство со звуком [Ш];

— Четкое произнесение и характеристика звука «Ш», знакомство с буквой;

— Подбор картинок на изучаемый звук;

— Деление слов на слоги4

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов;

— Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АШ-ОШ-УШ-ША-ШО-ШУ;

— Работа на закрепление букв, слогов;

-Чтение коротких предложений (На  Ро-ма, шар.)

МАРТ

 06.03.24

Звук [Ж]

Диф.звуков [З] — [Ж]

— Знакомство со звуком [Ж].

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ж] в слогах, в словах, фразах; — Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый;

— Деление слов на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Закрепить навыки различения звуков [З] — [Ж] в слогах, словах;

— Познакомить со словами, обозначающими предмет, действия, признаки.

 13.03.24

Звук [Й]

— Знакомство со звуком [Й];

— Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й]  в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух; учить определять позицию звука в словах.

 20.03.24

Звук [Х]

— Знакомство со звуком [Х], [ХЬ];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Х], [ХЬ], в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух;

— учить выделять звук [Х] в начале, середине и в конце слова.

 27.03.24

Звук [Ю]

— Знакомство со звуком [Ю];

— Развивать фонематический слух;

— Познакомить с гласным и его обозначением;

— Учить писать печатную букву Ю;

— Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ…….;

— Продолжать знакомить с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ КВАДРАТ.

АПРЕЛЬ

  03.04.24

Звук [Ц]

— Знакомство со звуком [Ц];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ц], в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.

— Обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый;

— Деление слов на слоги;

— Работа со схемой предложения;

-Звуко – слоговой анализ слогов и слов;

— Развивать память, внимание, мышление.

  10.04.24

Звук [Э]

— Знакомство со звуком [Э];

— Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков,  выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э], учить определять место данного звука в словах.

— Формировать навыки анализа и синтеза слогов.

  17.04.24

Звук [Щ]

— Знакомство со звуком [Щ];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Щ] в слогах, в словах, фразах;

— Развивать фонематический слух;

— Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Обратить внимание на то, что звук Щ — всегда мягкий;

— Деление слов на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов;

— Работа с предложением и схемами к словам и предложениям.

  24.04.24

Звук [Ф], [ФЬ]

— Знакомство со звуком [Ф], [ФЬ];

— Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах,

фразах;

— Развивать фонематический слух;

-Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова;

— Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные;

— Деление слов на слоги;

— Познакомить со схемой предложения;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

МАЙ

  08.05.24

Звук [Ё]

— Знакомство с гласным звуком [Ё] и его обозначением;

— Развивать фонематический слух;

— Учить писать печатную букву Ё;

— Упражнять в чтении парных слогов СО — СЁ……;

— Мягкие согласные.

15.05.24

Звук и буква

— Способствовать развитию звуко-буквенного анализа;

— Познакомить с буквой и условным обозначением;

— Читать слоги: (10 гласных);

— Учить записывать предложение условными обозначениями.

22.05.24

Повторение пройденного

— Закрепить навыки четкого произношения всех изученных звуков в слогах, словах, фразах;

— Формировать умения дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звук в слове;

— Развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез слогов;

— Развивать память, внимание, мышление.

29.05.24

Итоговое занятие

— Составление схем предложений, звуко-слоговой анализ слов;

— Подбор слов к схемам;

— Составление предложений в соответствии с схемой;

— Разгадывание ребусов.

 

 

VI. Уровень усвоения программы

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.

К концу шестого года обучения дети должны знать и уметь:

Чтение:

  • делить слова на слоги;
  • уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • определять место звука в слове;
  • давать характеристику звуку;
  • самостоятельно составлять предложение;
  • составлять рассказ с заданным количеством предложений;
  • свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
  • давать характеристику звуку;
  • уметь работать с кассой букв;
  • точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):

  • овладевают позой пишущего человека;
  • ориентироваться на листе;
  • рисовать разнообразные линии;
  • делить линию пополам;
  • рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
  • дорисовывать начатые фигуры;
  • вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
  • уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие).

Методическая литература

1. Н.В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста Парциальная программа, Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2016 год;

2. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева Методическое пособие «Азбука первоклассника», Москва «Просвещение» 1996 год;

3. Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год;

4. Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект «Как хорошо уметь читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год;

 

 

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в майлру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте             ...

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей среднего возраста

Рабочая программа «Звукоград» по организации работы по звуковой культуре речи и подготовке  к обучению грамоте детей среднего возраста предназначена  для воспитателей дошкольных ...

Рабочая программа "ЗВУКОГРАД" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста

Рабочая программа ЗВУКОГРАД» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте детей старшего возраста предназначена для воспитателей дошкольных образовательных ...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению грамоте детей 5 - 7 лет

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты шк...

Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.

Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте в подготовительной школе группе

Можно использовать приработе дополнительноых объединений....