Проект «Адаптация детей мигрантов к среде детского сада»
проект

Воробьева Ольга Александровна

Актуальность проекта продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории России, что привело к появлению в дошкольных образовательных учреждениях детей мигрантов.

Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptatsiya_detey-migrantov_k_detskomu_sadu.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ ЦРР д/с №130  ____________/В.Г. Александрова

Пр. № _______от   «      » _________ 2023 г.

ПРОЕКТ

на тему: «Адаптация детей мигрантов к среде детского сада»

                                                         

                                            Руководитель:

                                                 Воробьева Ольга

                                              Александровна

                   Педагог-психолог 

             

г. Калининград, 2023

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ

«Адаптация детей мигрантов к среде детского сада»

Вид проекта

Практико – ориентированный

Разработчик Проекта

Руководители:

Воробьева Ольга Александровна              

Педагог-психолог

Основные исполнители Проекта

(участники проекта)

Педагог-психолог МАДОУ ЦРР д/с № 130

Воспитанники  старших и подготовительных групп детского сада

Родители

Педагоги

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

Создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде.

Основные    задачи проекта

1.Проанализировать современные подходы к проблеме социальной адаптации детей мигрантов и обосновать целесообразность и необходимость взаимодействия педагогов и родителей в организации адаптационного периода.

2. Изучить особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в группе сверстников.

3.Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей из семьи мигрантов в период привыкания к детскому саду.

Гипотеза проекта

Взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания, проектирование педагогами образовательного процесса на основе принципов культурологического и деятельностного подхода, обеспечивающих активное освоение детьми ценностей и социальных норм, способов поведения, воспитание дружеских взаимоотношений, позволит     создать наиболее благоприятные условия для  полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде.

 

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

Для педагогов:    установить   доверительные и партнёрские отношения.  Создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения  и планирования.

Для родителей: Формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям на основе усвоения знаний об иных культурах, осознания различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни.

 Для детей:    

- Усвоение детьми-мигрантами основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания.

- Формирование адаптивных навыков к постоянно меняющемуся миру.

- Создание предпосылок для успешной социализации представителей разных культурных традиций в среде доминирующей русскоязычной культуры.

- Овладение практическими навыками рационального общения и самопознания.

Критерии эффективности проекта

 Критерием эффективности реализуемого проекта для детей мигрантов является психологическое здоровье, т.е. состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни.

Основные принципы проекта

Проект построен на общепринятых педагогических принципах:

- Системность и последовательность.

- Доступности и индивидуализации.

- Гуманизации.

- Творческой направленности.

- Наглядности.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага.

Педагог-психолог                                       Воробьева Ольга Александровна

Разработку проекта  «Адаптация детей мигрантов к среде детского сада» с 02.10.2023 – 29.03.2024 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н. Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                          В.Г.Александрова

Актуальность проекта

 

 Актуальность проекта продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории России, что привело к появлению в дошкольных образовательных учреждениях детей мигрантов.

 Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.

Ребенок-мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности.

В семье дети продолжают общаться на родном языке, так как, с одной стороны, их родители мало владеют русским языком и часто не желают демонстрировать ребёнку образцы правильной русской речи, а с другой стороны, имеют потребность сохранять культурную самобытность, прививать ребёнку любовь к родной речи и традициям родного народа.

Ребёнок продолжает оставаться в своей языковой среде и в силу психологических причин: неумения найти контакт со сверстниками в новой культурной ситуации, предпочитая своих соотечественников и родственников для игр и общения, отсутствия мотивации для вхождения в новую культурную среду, новый социум.

Как показывают исследования, проблемы социальной адаптации не возникают у детей мигрантов из Белоруссии, Украины, Прибалтики. Возникают они, в основном, у детей мигрантов неславянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран СНГ и Кавказа. Другая острая проблема заключается в том, что дети мигрантов дошкольного возраста плохо говорят по-русски или не говорят совсем.

В современной литературе проблема адаптации детей мигрантов в ДОУ, на мой взгляд, еще недостаточно изучена. Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие с  семьей, ДОУ, психолога и педагогов.

Детский сад – является важнейшим институтом первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.

Все это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей воспитанников.

Таким образом, актуальность проблемы адаптации семей социальных мигрантов и их детей сегодня не вызывает сомнений.

Новизна проекта

 Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

 Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.

Цель и задачи  проекта:

  Создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде.

Задачи проекта:


 1.Проанализировать современные подходы к проблеме социальной адаптации детей мигрантов и обосновать целесообразность и необходимость взаимодействия педагогов и родителей в организации адаптационного периода.

2. Изучить особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в группе сверстников.

3.Определить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей из семьи мигрантов в период привыкания к детскому саду.

   

Участники проекта: педагог-психолог, родители, педагоги, дети.

Ожидаемые результаты:                                                                                                  

 Для педагогов:    установить   доверительные и партнёрские отношения.  Создать атмосферу совместной работы, ее общего обсуждения  и планирования.

Для родителей: Формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям на основе усвоения знаний об иных культурах, осознания различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни.

 Для детей:    

- Усвоение детьми-мигрантами основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания.

- Формирование адаптивных навыков к постоянно меняющемуся миру.

- Создание предпосылок для успешной социализации представителей разных культурных традиций в среде доминирующей русскоязычной культуры.

- Овладение практическими навыками рационального общения и самопознания.

 Срок проекта: долгосрочный   (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март).

Тип проекта:

практико-ориентированный

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный

Этапы проекта и ответственные:

Этапы проекта

Содержание

Ответственные

Подготовительный

         

 - Составление календарного плана.

-  Сбор информации о детях мигрантов.

 - Составление анкет для родителей.  

 - Разработка консультации для родителей:

  •  «Адаптация детей –мигрантов в детском саду»

-  Разработка консультации для педагогов:

  • «Рекомендации для педагогов по адаптации детей- мигрантов к детскому саду»

 -Подготовка к проведению социометрического исследования

 Педагог-психолог

Основной

 

  Проведение социометрического исследования в подготовительной группе №10

Проведение социометрического исследования в  старшей  группе №4  

Обработка полученных данных по социометрии.

Анкетирование родителей

«Давайте познакомимся»

Консультация для педагогов

«Адаптация детей-мигрантов в детском саду»

Консультация для  родителей

«Адаптация детей-мигрантов в детском саду»

Определение «проблемных зон» в развитии ребенка и обозначение путей их решения.

Беседа с детьми,  «Какие люди живут на земле»

НОД  «Какие мы разные и какие похожие»

Создание альбома «Костюмы народов мира»

Развлечение для детей

«Игры народов мира»

Познавательное мероприятие  для детей с привлечением родителей

«Традиции, обычаи, праздники моего народа»

 Путешествие по шелковому пути

«Культура и быт туркменского народа»

Праздник «День родного языка»

Создание альбома с пословицами и поговорками «Дружба разных народов

 

Педагог-психолог

 

 Педагог-психолог

 

Педагог-психолог

 

 Педагог-психолог

 

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

 

Воспитатель

Скворцова Е.И.

Учитель-логопед

Панзыга И.С.

Воробьева О.А.

Воробьева О.А.

Игра-ходилка

«Народы мира»

Коллективное рисование «Дружат дети всей земли»

педагог-психолог

Заключительный

Коррекционно-развивающее занятие по сказкотерапии «Разноцветная звезда»

Видео консультация для родителей

«Роль сказки в воспитании двуязычных детей»

Педагог-психолог

Календарный план проекта  

Сроки

Мероприятие

Участники

Ответственные

1 неделя

октября

Подготовительный этап

Педагог-психолог

Разработка проекта

2 неделя  

октября

Составление календарного плана

 Сбор информации о детях мигрантов

Педагог-психолог

3 неделя  октября

 Разработка консультации для родителей:

  •  «Адаптация детей –мигрантов в детском саду»

Разработка консультации для педагогов:

  • «Рекомендации для педагогов по адаптации детей- мигрантов к детскому саду»

 - Составление анкет для родителей.    

родители

Педагог-психолог

4 неделя октября

 - Составление анкеты для родителей.

- Подготовка к проведению социометрического исследования  

Родители, дети

Педагог-психолог

1неделя  ноября

Анкетирование родителей « Давайте познакомимся»

 Родители

Педагог-психолог

 

1-2 неделя

ноября

   Консультация для педагогов

«Адаптация детей-мигрантов в детском саду»

Дети

Педагог-психолог

 

3 неделя  ноября

 Проведение социометрического исследования в подготовительной группе №10

Проведение социометрического исследования в  средней  группе № 4

Дети

 

Педагог-психолог

1 неделя

декабря

   Консультация для  родителей

«Адаптация детей-мигрантов в детском саду»

Дети

Педагог-психолог

2 неделя

декабря

Определение «проблемных зон» в развитии детей-мигрантов и обозначение путей их решения.

 Дети

Педагог-психолог

3неделя

декабря

 Беседа с детьми,  «Какие люди живут на земле»

Дети

Педагог-психолог

4 неделя декабря

НОД  «Какие мы разные и какие похожие» в старшей группе № 4 и подготовительной группе № 10

Дети

Педагог-психолог

2 -3 неделя января

Создание альбома  «Народные костюмы мира»

 Родители, дети

Педагог-психолог

 

4 неделя января

Развлечение для детей

«Игры народов мира»

 

Дети

Педагог-психолог

5 неделя января

Познавательное мероприятие  для детей с привлечением родителей

«Традиции, обычаи, праздники моего народа»

Родители, дети

Педагог-психолог

1-2 неделя февраля

Путешествие по шелковому пути

«Культура и быт туркменского народа»

Дети группы № 4,10

 Воспитатель

Скворцова Е.И.

3 неделя февраля

Праздник «День родного языка»

Дети

Учитель-логопед Панзыга И.С. Педагог-психолог

4 неделя февраля

Создание альбома   «Пословицы народов мира о дружбе,   семье и Родине»

Родители, дети группы 4,10

Педагог-психолог

1 неделя марта

Игра-ходилка

«Народы мира»

дети

Педагог-психолог

2

неделя марта

Коллективное рисование «Дружат дети всей земли»

Дети

 

Педагог-психолог

3 неделя марта

Коррекционно-развивающее занятие по сказкотерапии «Разноцветная звезда»

Дети

Педагог-психолог

 

3-4 неделя марта

Видео консультация для родителей

«Роль сказки в воспитании двуязычных детей»

Родители

Педагог-психолог

 

Список литературы:

  1.  Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: Творчество, 1997.
  2. Бабаева, Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе // Альманах «Детство». № 1., 1998.С. 56-71.
  3.  Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007.
  4. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000. 
  5. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  6. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2007.
  7. Леонтьев А.А. Раннее обучение детей языкам: что нас объединяет (К итогам международного совещания экспертов ЮНЕСКО-МАПРЯЛ по проблемам обучения детей младшего возраста // Русский язык за рубежом.- 1985.- №4.- с. 50-53.
  8. Негневицкая Е.И., Протасова Е.Ю. Проектирование игровых ситуаций в обучении дошкольников второму языку // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду.-М.,1987.-120 с.
  9. Овчинников А.В., Протасова Е.Ю. Двуязычие и дети со специфическим языковым недоразвитием
  10. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников: учебное пособие - Владос,2010.-253с.
  11. Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. — №3.
  12. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  13. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.,2006.
  14. Шайгерова Л. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России. - М., 2001. №2. С. 75—85. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Социально-культурная и языковая адаптация детей – мигрантов на базе детских садов.

Краткие выводы по окончании работы проекта " Растём в России" для  семей-мигрантов....

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Проект по адаптации детей ясельной группы к детскому саду.

От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также, дальнейшее благ...

Мастер – класс для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Игры дома в период адаптации»

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребен...

Проект по адаптации детей раннего возраста к детскому саду «Здравствуй, детский сад!»

Проект по адаптации детей раннего возраста  к детскому саду«Здравствуй, детский сад!»Выполнила: воспитательСубботина Оксана Николаевна Содержание 1.Описани...

Проект по адаптации детей раннего возраста к детскому саду "Здравствуй, детский сад!"

Цель проектной работы – создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада посредством театрализованной деятельности.Задачи:- преодоление стрессо...