Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица
проект

Быкова Анастасия Олеговна

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее.      

     Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsii_prazdnovaniya_maslenitsy.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Образовательный проект

Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица

Для старшего дошкольного возраста

Исполнитель:

Музыкальный руководитель

Быкова Анастасия Олеговна

Коммунар, 2024г.

Актуальность

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее.      

     Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою  показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на РусиПриобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника.

Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, у них формируется познавательный интересприобретаются навыки игры на музыкальных инструментах, ребята разучивают новые песни, узнают новые сказки, пляски, игры своей страны. Проект воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к народным традициям и обычаям.  

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем детей возможности прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель проекта

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

возрождение  интереса к обрядовым русским праздникам;

воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

обогащение духовного мира воспитанников и их родителей;

ориентирование родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса к родной культуре и истории.  

Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.

Участники проекта: дети старшего  дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Этапы реализации проекта

1 этап – Подготовительный

•Изучение методической литературы, пособий и видеозаписей по данной теме;

•Знакомство с опытом работы специалистов других детских садов;

• Подготовка консультации для родителей на тему:

 Папка передвижка «Традиции празднования Масленицы»

Показ мультфильма «Масленица история и традиции»

2 этап – Практический

Проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта:

ПОНЕДЕЛЬНИК «Встреча Масленицы»

Беседа показ мультфильма «Масленица история и традиции»

Консультации для родителей на тему:

 Папка передвижка «Традиции празднования Масленицы»

ВТОРНИК «Заигрыши»

Изготовление поделок «Солнышко весеннее, мы тебя встречаем!»

СРЕДА «Лакомки»

Пение «Ой, блины, блины»

Разучивание хороводов  «Золотые ворота»

Игра «КАРУСЕЛЬ». 

ЧЕТВЕРГ «Большой четверг»

 «Мы ни сколько не скучаем, в игры весело играем»

ПЯТНИЦА «Тещины вечерки»

Мастер класс «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка» дети, сотрудники.

3 этап – Заключительный

Проведения развлечения Игровая программа «Как на масленой неделе»

Угощенье блинами.

 Организация выставки для поделок родителей «Солнышко весеннее, мы тебя встречаем!»

Презентация проекта «Широкая Масленица»

Вывод:

В ходе реализации проекта «Широкая Масленица» удалось достичь намеченных результатов:

1. Использования творческого подхода при подготовке детей к празднику «Широкая Масленица»;

2. Высокого уровня сформированности у дошкольников интереса к русскому национальному фольклору.

Проект не только помог детям лучше усвоить материал, творчески подойти к подготовке праздника, но и заинтересовал родителей воспитанников, которые активно участвовали в его реализации.

Проект «Широкая Масленица» оказался значимым для всех его участников:

Дети получили новые знания, проявили творческую активность в процессе выполнения запланированных мероприятий.

Педагоги продолжили освоение метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности, который дал возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители получили новые знания по данной теме, возможность сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, и закрепляя их совместно с дошколятами в ходе выполнения предложенных педагогами заданий.

Используемая литература

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Зимние праздники, игры и забавы для детей. В. М. Петров, Г. Н. Гришина, Л. Д. Короткова Москва 1999 г.

5. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1988.

6. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

7. Народный праздничный календарь Г. Н. Науменко Москва 1999г.

8. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников Радынова О. П. Москва 1999 г.

9. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

10. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок

В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к  народной культуре....

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."

Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны  цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».

проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре

Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в худ...

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям через организацию народных игр"

ull;Цель: теоретическое обоснование и определение  содержания педагогической деятельности по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям, отражённым в народных и...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями «Капусница»

В рамках прохождения лексической темы "Овощи" с детьми  5-7 лет с ТНР можно провести занятие (русский народный праздник «Капустница»), которое в интересной,увлек...