Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного
учебно-методический материал по теме

Сырова Елена Михайловна

Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_sberegayushchie_tehnologii.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного

Практически все дети в доме ребенка отстают в своем психофизическом развитии, имеют задержку в речевом развитии, проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания и мышления. Все дети ослаблены соматически, снижена сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Имеют  неблагополучный социальный анамнез, множество хронических заболеваний. Немалый процент детей отстают в развитии по причине ограничения своих возможностей (дети с ДЦП, синдром Дауна, нарушением слуха, заболеванием глаз, имеющие  ВПР ЧЛО и др.).

На современном этапе в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога широко используются разнообразные технические средства (компьютер, магнитофон, плеер с наушниками, диктофон, телевизор), которые позволяют качественно улучшить педагогическое воздействие на коррекцию, предупреждение речевых и неречевых психических функций ребенка раннего возраста. В силу яркости, новизны, необычности удается привлечь непроизвольное внимание ребенка.

Такое использование технических средств не должно усугублять физическое и соматическое здоровье детей, поэтому учителю-дефектологу важно организовать коррекционно-педагогический процесс таким образом, чтобы развитие и воспитание не принесло ущерба здоровью детей, а наоборот способствовало его укреплению.

Для этого используются комплексные меры (здоровьесберегающие технологии), направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. К комплексным мерам относятся:

  1. Условия, обеспечивающие коррекционно-развивающий процесс в кабинете учителя-дефектолога.
  2. Формы и виды деятельности коррекционно-оздоровительные, используемые на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного.

Условия, обеспечивающие коррекционно-развивающий процесс в кабинете учителя-дефектолога – это организация санитарно-гигиенической среды согласно СанПиНа 2.4.1.2660-10, которые регулируют деятельность дома ребенка.

  1. Микроклимат помещения:

- Соблюдение температурного режима. У детей раннего возраста функция терморегуляции имеет свои особенности – теплопотеря идет в основном через голову:

  1. при повышении температуры окружающей среды проявляется сниженная способность отдавать тепло, что легко может привести к перегреву ребенка;
  2. при снижении температуры окружающей среды проявляется способность легко терять тепло, что приводит к переохлаждению.

У недоношенных эти потери особо велики. Терморегуляция уравновешивается к 2-3 годам. У детей с неуравновешенной нервной системой к 3-4 годам.  Учитывая особенности терморегуляции детей раннего возраста, необходимо обеспечить ребенку наиболее оптимальный постоянный температурный режим окружающей среды. Температура в кабинете учителя-дефектолога должна быть 22 – 240С. В холодное время года кабинет оснащен электрическим обогревателем. Температура ежедневно фиксируется в листе температурного режима кабинета учителя-дефектолога.

- Соблюдение влажности в кабинете обеспечивает увлажнитель воздуха. Влажность позволяет поддерживать слизистую ребенка в норме. В слизистой  находятся фермент лизоцим (антибактериальный барьер) и клетки фагоциты. Лизоцим помогает бороться с инфекциями. Фагоциты являются пожирателями бактерий на слизистой. При понижении влажности действие фагоцитов и лизоцима снижается или отсутствует.

- Соблюдение режима проветривания позволяет совершать воздухообмен в кабинете. В душном помещении, где содержание кислорода оказывается низким, у детей появляются вялость, повышенная утомляемость, повышается возбудимость нервной системы, снижается работоспособность, замедляется мыслительный процесс.  Необходимо за смену  (4 часа) проветривать помещение 2 раза ориентировочно по 10-15 минут (площадь кабинета 12 м2) в отсутствии детей. По времени при проветривании следует ориентироваться на допустимое снижение температурного режима – 2-40С.

- Соблюдение режима обеззараживания воздуха в кабинете позволяет обеспечивать ультрафиолетовый бактерицидный рециркулятор «Дезар». За смену (4 часа) однократно 1 час в присутствии детей.

- Соблюдение цветового оформления кабинета (стены, потолок, мебель) имеет оптимальную цветовую гамму, состоящую из средней части цветового спектра. Малонасыщенные цвета с высоким коэффициентом отражения. Желтоватые оттенки позволяют повысить производительность труда на 20-30 %. Потолки белые. Мебель светлой окраски. Чуть более насыщенный цвет может быть у занавесок, субоптимальный, из той же средней части цветового спектра.

- Соблюдение равномерной общей освещенности кабинета естественным и искусственным светом. Недостаточность освещения приводит к нарушению зрения, способствует утомляемости, снижению работоспособности. Источники искусственного света обеспечивают достаточное равномерное освещение всего кабинета. При искусственном освещении используются люминесцентные лампы по спектру цветоизлучения: белый или тепло-белый, или естественно-белый, а так же дополнительное расположение светильника вдоль рабочей зоны над зеркалом. Занавески на окнах не должны быть плотными. По мере загрязнения проводится мойка окон.

- Соблюдение чистоты кабинета. Влажная уборка с применением моющих средств в местах скопления пыли и пылесосом ковровых изделий на полу ежедневно. Генеральная уборка с отодвиганием мебели и применением моющих средств один раз в месяц.

  1. Оборудование кабинета:

В кабинете учителя-дефектолога проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми разного возраста. Соответственно рабочие зоны специально готовятся под физические возможности ребенка:

  1. Рабочая зона для занятий с детьми с 2-х месячного возраста до 7 -9 месяцев в зависимости от развития ребенка (стол-пеленатор) (фото 1 в фотоальбоме на мини-сайте);
  2. Рабочая зона для занятий с детьми от 7-9 месяцев до 1 года в зависимости от развития ребенка (фото 2 в фотоальбоме на мини-сайте);
  3. Рабочая зона для занятий с детьми от 1 года до 2 лет, а так же для детей, имеющих ограниченные возможности. В этой зоне используется съемный вертикализатор для опоры спины, с ограничителем в области сидения и фиксаторами в области груди, талии ребенка (фото 3 в фотоальбоме на мини-сайте);
  4. Рабочая зона для занятий с ребенком от 2 лет до 2, 5 лет в зависимости от развития ребенка (фото 4 в фотоальбоме на мини-сайте);
  5. Рабочая зона для занятий с ребенком от 2,5 лет до 4 лет (фото 2 в фотоальбоме на мини-сайте);
  6. Рабочая зона для занятий с ребенком от 2,5 лет до 4 лет с использованием технических средств (фото 5 в фотоальбоме на мини-сайте).

Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность с использованием компьютера для детей от 3 лет проводится два раза в неделю в дни наиболее высокой работоспособности в среду и в четверг. Продолжительность не должна превышать 5-7 мин. Необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. После занятия необходимо провести гимнастику для глаз;

  1. Рабочая зона  для проведения логопедического массажа (фото 6 в фотоальбоме на мини-сайте);
  2. Рабочая зона у «сенсорной стенки» в сочетании с магнитной доской (фото 7 в фотоальбоме на мини-сайте).

Все оборудование, пособия, игрушки, логопедические инструменты в кабинете учителя-дефектолога из экологически чистого материала, сертифицированы, соответствуют росту и возрасту детей. В 2012 году проведена аттестация рабочего места учителя-дефектолога.

  1. Обработка оборудования, игрушек, логопедического инструмента: для обработки оборудования и игрушек используется мыльно-содовый раствор; для обработки логопедического инструмента – дезинфицирующие растворы «Аламинол», «Хлоргексидин», кварцевый стерилизатор логопедических инструментов (фото 9 в фотоальбоме на мини-сайте).

        Формы и виды деятельности коррекционно-оздоровительные на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного подбираются с  учетом возрастных, психофизиологических, соматических и индивидуальных особенностей ребенка. Занятия с детьми раннего возраста проводятся индивидуально или подгруппой детей из 2-х человек. Продолжительность занятий составляет в возрасте с 2-х месяцев до 1,5 лет – 3-5 мин., от 1,5 до 3-х лет – 8-10 мин., дети 4-го года жизни занимаются 15 мин., 5-го года жизни – 20 мин.

        Разнообразие форм проведения занятий – занятие-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др. – позволяет ребенку не переутомляться, сохранять работоспособность, соответственно помогает в проведении комплексной коррекционно-оздоровительной работы с воспитанниками.

Виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, используемые на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога:

  1. Дыхательная гимнастика

Речь ребенка невозможна без речевого дыхания. Дыхание ребенка раннего возраста отличается от дыхания ребенка дошкольного возраста и тем более – взрослого человека. Дыхание ребенка раннего возраста имеет слабый выдох; выдох неэкономичный может осуществляться через рот и нос одновременно. Для того чтобы ребенок мог владеть своим голосом и речевым аппаратом, он должен овладеть приемами правильного дыхания. Дыхание важно для разборчивого произнесения звуков, т.к. подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани для произнесения определенного звука.

 Работа над дыханием является важной в речевом развитии ребенка, но это и профилактика простудных заболеваний, а так же с дыханием  связаны кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма. В результате выполнения дыхательной гимнастики возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

  1. Артикуляционная гимнастика

Правильная артикуляция звуков нужна для внятной, четкой, чистой речи. Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, увеличивает их подвижность, объем выполняемых движений, быстроту переключения с одного движения на другое. Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

  1. Пальчиковая гимнастика

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчит будущим школьникам усвоение навыков письма. Игра с пальчиками стимулирует клетки головного мозга. Кратковременная игра с пальчиками отвлекает ребенка, приносит удовольствие, а у детей с алалией и дизартрией помогает корректировать подвижность и дифференциацию пальцев рук.

  1. Фонетическая ритмика

Метод фонетической ритмики в основном направлен  в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на весь организм ребенка в целом.  Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Оздоровительный эффект как при дыхательной гимнастике.

  1. Расслабляющий логопедический массаж

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния детей. Массаж оказывает прямое и рефлекторное воздействие на системы лимфообращения и кровообращения. Под влиянием массажа изменяется состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей), усиливаются окислительно-восстановительные процессы. Таким образом массаж улучшает питание мышц и тканей, повышает обменные процессы. Особенное значение имеет влияние массажа на мышечную систему. Под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция и работоспособность мышц. Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается эластичность связочного аппарата. Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность. Оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, покоя, улучшается самочувствие. Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

  1. Гимнастика для глаз

У большинства детей дома ребенка существуют проблемы со зрением: дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва. Поэтому регулярная тренировка глаз очень важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики заболеваний глаз. Комплекс упражнений для глаз помогает снять усталость, улучшает кровообращение. В ходе упражнений ребенок многократно закрывает глаза,  при этом роговица глаза смазывается слезой. Если роговица глаза не будет смазываться слезой, то она высохнет и повредиться, что приведет к нарушению и потере зрения. Упражнения проводятся в игровой форме.

  1. Самомассаж рук предметами

Игровой самомассаж рук предметами – уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, одновременно в кору головного мозга поступает информация, которая оказывает тонизирующее воздействие на ЦНС. Массаж кистей рук предметами – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, а также средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.

  1.  Су Джок терапия

В коррекционно-логопедической работе приемы Су Джок используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Учебно-методическое пособие. – Издательство: «Феникс», 2009.
  2. Белякова Л.Н., Гончарова Н. Н., Шинкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушением речи.– М.: «Книголюб», 2004.
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: «ВЛАДОС», 1996.
  4. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 1 года до 3 лет). – М.: «Сфера», 2006.
  5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – Издательство: «Академия», 2005.
  6. Климова Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно– образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ.
  7. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –  М.: «Сов.Россия», 1973.
  8. Пак Чжэ Ву. Су Джок для всех. – М.: «Су Джок Академия», 1996.
  9. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  10. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. – М.: «ВЛАДОС», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе.

Каждый педагог в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию дв...

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога по формированию правильного звукопроизношения гласных звуков у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного

Коррекция фонематических нарушений, уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков: а, о, у, и у детей раннего возраста в условиях дома ребенка специализированного....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности.

Внедрение здоровьесберегающих тех¬нологий в ДОУ компенсирующего вида обусловлено необходимостью повы¬шения эффективности коррекционно- развивающей работы с детьми с ОНР....

Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"

                  Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Консультация на тему: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ»

Использование в работе приёмов здоровьесберегающих технологий, способствует: комплексному развитию всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя; связной речи; с...