"Наши верные помощники" Комплексная НОД по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 40

Колпинского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

        

"Наши верные помощники"

Комплексная НОД по валеологии

с элементами экспериментирования

в подготовительной группе

 

 

 

 

 

Составила воспитатель

1 категории

Н. Е. Смирнова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2012 г.

Программное содержание:

- Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;

- Продолжать формирования интереса к познанию своего тела;

- Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;

- Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с помощью сенсорного восприятия;

- Развивать быстроту мышления, творческое воображение;

- Развивать речь детей, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества;

- Упражнять в ориентировке по карте - схеме;

- Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

 

Предварительная работа:

- Беседы об органах чувств у животных и человека;

- Чтение художественной литературы: "Мойдодыр", "Доктор Айболит" К. И. Чуковского,

  "Неболейка" И. Семеновой;

- Сюжетно - ролевые игры"Больница", "Кабинет окулиста"

 

Материал и оборудование:

- Презентация «Наши верные помощники»

- Шарф для завязывания глаз, ящик ощущений, набор мелких предметов;

- Ширма, бумага, ножницы, два стакана с водой;

- Поднос с ароматизированными предметами, салфетка.

- Клей - карандаши, три листа бумаги формата А3

- Картинки с изображением органов чувств (глаз, нос, ухо), полезными и вредными предметами и продуктами питания;

- 6 конвертов с заданиями;

- Волшебная коробочка с витаминами;

- Карта - схема;

- Зеркала по количеству детей;

- Карточки с примерами, карточки с буквами для составления слова ЗДОРОВЬЕ.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну притчу. Давным - давно, в Древней Греции, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: "Человек должен быть сильным", другой сказал: "Человек должен быть здоровым", третий сказал: "Человек должен быть умным". Но один из богов сказал так: "Если все это будет у человека, он будет подобен нам". И, решили они спрятать главное, что есть у человека. Стали они думать, решать - куда бы это спрятать? Одни предлагали спрятать глубоко в синее море, другие за высокие горы. Как вы думаете, что же они спрятали и куда? (Предположения детей) Давайте мы с вами попробуем это узнать, и помогут нам конверты с заданиями, которые тоже спрятаны в нашей группе. Искать эти конверты, а так же то бесценное сокровище, которое необходимо человеку, мы будем по карте.

Дети рассматривают карту - схему и подходят к месту нахождения первого конверта.

 

Конверт № 1

Ребята, в этом конверте находятся загадки, которые нам нужно отгадать (Ответы записывают в кроссворд)

-  Всю жизнь ходят в обгонку,

   А обогнать друг друга не могут       (ноги)

 

-  Пятерка братьев не разлучна,

   Им вместе никогда не скучно.

   Они работают пером,

   Пилою, ложкой, топором                 (пальцы)

 

 

 

-  Вот гора, а у горы

   Две глубокие норы,

   В этих норах воздух бродит,

   То заходит, то выходит                    (нос)

 

-  День и ночь стучит оно,

   Будто бы заведено.

   Будет плохо если вдруг

   Прекратится этот стук                     (сердце)

 

- Ношу их много лет,

   А счету не знаю.

   Не сею, не сажаю

   Сами вырастают                             (волосы)

 

-  Два братца через дорогу живут,

 А друг друга не видят.                       (глаза)

 

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и заполнили кроссворд. За это вы получаете первую букву. После выполнения всех заданий вы соберете 7 букв. Из этих букв мы соберем слово и узнаем, что же спрятали боги с горы Олимп и что является самым главным у человека. И так давайте отправимся дальше по карте на поиски следующего конверта.

По пути дети пролезают под дугой.

 

Конверт № 2.

Из конверта дети достают картинку с изображением глаза.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран и послушать стихотворение:

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице две пары глаз?

                       Чтоб текла из них слеза?

                        Ты закрой глаза ладошкой,

                        Посиди совсем немножко,

                        Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно -

Ничего вокруг не видно.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

Ребята, а давайте попробуем выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза.

Одному ребенку завязывают глаза и задаются вопросы:

- Скажи, что у меня в руках?  (ребенок не может ответить)

- А, что я сейчас делаю? (воспитатель делает 2-3 бесшумных действия -  ребенок снова не может ответить)

- Теперь сними шарф и скажи, зачем человеку глаза?  (ответы детей)

- Как бы мы жили, если бы у человека не было бы глаз? (ответы детей)

- Да, ребята, глаза - главные помощники человека. Видеть глазами, означает пользоваться зрением. Благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года.

- А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Вспомните, как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, веселые)

- Если человек грустит, какие у него глаза? (грустные), а если злится? (злые), если сердится? (сердитые), а если человек удивляется? (удивленные), если думает? (задумчивые), если человек веселится? (веселые)

- Вот видите, какими разными бывают глаза у человека и у вас тоже. Давайте возьмем зеркала и посмотрим на свои глазки. Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаз, которую нам видно. Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это радужка. У всех она разного цвета, т.е. по радужке мы можем определить цвет глаз.  Какого цвета ваши глаза? (ответы детей)

- В середине радужки есть черная точка. Это зрачок. Зрачок регулирует количество света в глазу, может сужаться и расширяться. Если в глаз проникает сильный свет, зрачок сужается. Если света недостаточно - зрачок расширяется.  Снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей. От попадания пыли, пота, ветра, и опасных предметов наши глаза защищают брови, ресницы и веки.

- Сейчас мы с вами проведем небольшой опыт, который поможет нам определить реакцию зрачков на различное освещение.

Детям предлагается рассмотреть зрачки друг друга, сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (закрыв глаза ладошкой, создав темноту) Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания бес света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, что бы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.

- Ребята, когда человек смотрит только одним глазом, он меньше видит. Например, если он смотрит правым глазом, то он видит только правую половину. Мы видим больше и лучше если смотрим двумя глазами. (проверяем) Вот поэтому глазки надо беречь.

- А сейчас давайте попробуем еще раз убедиться, можно ли обойтись без глаз. Мы поиграем с ящиком ощущений. (Детям предлагается по очереди просунуть руку в ящик,  и описать предмет, который они там нащупали)

Наши глазки устали, давайте для них сделаем расслабляющую гимнастику.

                                          Представьте, мы пришли в волшебный лес,

                                          Сколько здесь вокруг чудес!

                                          Справа, березка в шубе стоит,

                                          Слева - елка на нас глядит,

                                          Снежинки в небе кружатся,

                                          На землю красиво ложатся.

                                          Снежинки блестят и искрятся,

                                          На ладошки к ребятам садятся.

Молодцы, и с этим заданием справились. Получайте следующую букву. И снова отправляемся в путь по карте.

Проходят по ребристой доске.

 

Конверт № 3

В этом конверте ребята находят картинку с изображением уха.

- Сколько ушей у человека?  Для чего нужны уши? (ответы детей).

- Да, вы правы, у всех людей по два уха и расположены они по обе стороны головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие -то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т. д.

- Давайте мы с вами проведем эксперимент, что бы понять для чего человеку два уха.  Если бы у нас было бы только одно ухо, то пришлось бы крутить головой во все стороны, не из баловства, а чтобы определить откуда издается звук. Закройте глаза, прижмите сильно ладонью одно ухо, а другим слушайте, где звук (звенит колокольчик и дети определяют направление звука одним ухом) А теперь откройте ухо и слушайте, не поворачивая головы.

Дети делают вывод, что когда на голове два уха, расположенных с двух сторон, то направление звука легче определить и крутить головой не обязательно.

- А сейчас мы проведем еще один эксперимент, который называется "Большие ушки". Приложите свою ладонь к уху. А теперь поверните голову по направлению звука (звучит колокольчик). Отнимите ладонь, приложите к уху снова и почувствуйте разницу. Когда ладонь за ухом, она как бы увеличивает размер ушной раковины. И тогда вы слышите звуки отчетливее и громче, ведь так?

Дети делают вывод: чем больше ушная раковина, тем слух лучше и острее.

Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей

- Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.

(Спрятав руки за ширмой, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одного стакана в другой, шелестит бумагой, стучит ложками, разрывает бумагу, издает звуки ножницами) Дети каждый раз должны определить источник звука.

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Получайте еще одну букву и продолжаем движение по карте.

Перешагивают через препятствия.

 

Конверт № 4

Ребята вместе с воспитателем открывают конверт и достают картинку с изображением носа.

-Что на лице у нас одно? Для чего человеку нужен нос? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение Ю. Прокопович "Зачем носик малышам?" (используется презентация):

Есть прямые носики,

Есть носики - курносики...

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки

На полянке – землянику

В грядке - спелую клубнику

В огороде чует нос

Где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случится,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

 Все пронюхает наш нос.

 Даже помнит он каков

Запах маминых духов.

Нос не может быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

 Что бы сон, когда придет,

 Тихо спать, закрывши рот.

 Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать

Днем на солнце не сидеть –

Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз

Не высовывай свой нос!

Ну, теперь понятно вам

Зачем носик малышам!

-Некоторые считают, что нос - это только украшение для лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его к верху. Есть даже выражение: "Ишь, ты, нос задрал" или "Ну, что ты нос повесил?" Это шутка. На самом деле, даже самый маленький нос, очень  важная часть тела. Носом мы дышим, а еще можем различать различные запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим. Мы поиграем в игру "Определи по запаху" (На большом подносе, на тарелочках лежат ароматизированные предметы: фрукты и овощи. Воспитатель по очереди завязывает детям глаза и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.)

- И опять вы ловко справились с заданием и получаете еще одну букву. Идем дальше.

А теперь мы поиграем в игру  "Это можно или нет". Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать можно или нет.

Я сосульку полижу

И снежочком закушу

Дайте, дети, мне ответ

Это можно или нет?

 

            Кошку Мурку я люблю

            Молочка я ей налью.

            Дайте дети мне ответ

            Это можно или нет?

                        Вот Барбос, бродячий пес,

                         Я схвачу его за хвост.

                         Дайте дети мне ответ

                         Это можно или нет?

                                    Я по тоненькому льду

                                    На реку гулять пойду.

                                    Дайте дети мне ответ

                                    Это можно или нет?

                                                   Буду кушать апельсины

                                                   В них так много витаминов

                                                   Дайте дети мне ответ

                                                   Это можно или нет?

                                                                      На зеленый свет друзья

                                                                      Вместе с мамой пойду я

                                                                      Дайте дети мне ответ

                                                                      Это можно или нет?

                                                                                            Сяду с дядей я в машину,

                                                                                            Он покушать даст малины

                                                                                            Дайте дети мне ответ

                                                                                            Это можно или нет?

А вы мне можете рассказать, что еще можно или нельзя делать, что бы нашим органам чувств было хорошо и они не болели? (ответы детей) (ответы проверяются с использованием презентации)

И снова вы получаете очередную букву.

Перепрыгивают из обруча в обруч.

 

Конверт № 5

В этом конверте находятся карточки с примерами. Возьмите по одной карточке, решите пример и вы сможете найти свое место за столом (решения примеров соответствуют цифрам, наклеенным на стульчиках) Дети занимают соответствующие места за столами и таким образом делятся на три команды.  У каждой команды на столе находится лист бумаги (А3), клей - карандаши и разнообразные картинки, цифры, и др. Каждой команде дается карточка с изображением части лица (нос, глаз, ухо) и предлагается составить коллажи на заданные темы. После того как дети сделают свои коллажи им предлагается рассказать о данном органе чувств, о том, что вредно и полезно для него.

После выполнения дети получают очередную букву и продолжают путь по карте.

Следуя карте, путь детей проходит через тоннель, в котором лежат карточки, на которых изображены полезные и не полезные продукты питания. Детям нужно, пролезая по тоннелю, взять одну карточку с полезным продуктом питания. 

 

Конверт № 6

А здесь нас ждет еще одна игра. Она называется "Покажи части тела". Я буду показывать части тела и называть их, а вы будете за мной повторять. Да смотрите, будьте внимательно, я могу при показе сделать ошибку. Показываются следующие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, рот, щеки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы. Вот вы какие внимательные не сделали ни одной ошибки  и получаете последнюю букву.

- А теперь давайте же попробуем из этих букв составить слово и узнаем, что же у человека самое главное.

Дети из данных букв составляют слово ЗДОРОВЬЕ. Правильно, самое главное у человека это здоровье, а как вы думаете, где оно спрятано? (предположения детей)

- Совершенно верно, один из богов сказал тогда: "Здоровье надо спрятать в самого человека" Так и живет человек с давних пор пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье оказывается спрятано и во мне, и в тебе и в каждом из нас. А вы знаете, что нужно делать чтобы сберечь наше здоровье? (ответы детей)

- Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями и за это вам положен приз. Но он тоже спрятан в группе. Мы сейчас с вами с помощью считалки выберем ребенка, завяжем ему глаза. Ребенку дается следующее задание: сделай два шага вперед, поверни на право, сделай четыре шага вперед и т.д.

- Ура! Приз найден! Водящий достает коробку с витаминами, угощает детей.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 40

Колпинского района Санкт-Петербурга

         

"Наши верные помощники"

Комплексная НОД по валеологии

с элементами экспериментирования

в подготовительной группе

Составила воспитатель

1 категории

Н. Е. Смирнова

Санкт-Петербург, 2012 г.

Программное содержание:

- Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;

- Продолжать формирования интереса к познанию своего тела;

- Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;

- Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные полученные с помощью сенсорного восприятия;

- Развивать быстроту мышления, творческое воображение;

- Развивать речь детей, логическое мышление, внимание, коммуникативные качества;

- Упражнять в ориентировке по карте - схеме;

- Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Предварительная работа:

- Беседы об органах чувств у животных и человека;

- Чтение художественной литературы: "Мойдодыр", "Доктор Айболит" К. И. Чуковского,

  "Неболейка" И. Семеновой;

- Сюжетно - ролевые игры"Больница", "Кабинет окулиста"

Материал и оборудование:

- Презентация «Наши верные помощники»

- Шарф для завязывания глаз, ящик ощущений, набор мелких предметов;

- Ширма, бумага, ножницы, два стакана с водой;

- Поднос с ароматизированными предметами, салфетка.

- Клей - карандаши, три листа бумаги формата А3

- Картинки с изображением органов чувств (глаз, нос, ухо), полезными и вредными предметами и продуктами питания;

- 6 конвертов с заданиями;

- Волшебная коробочка с витаминами;

- Карта - схема;

- Зеркала по количеству детей;

- Карточки с примерами, карточки с буквами для составления слова ЗДОРОВЬЕ.

Ход занятия:

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну притчу. Давным - давно, в Древней Греции, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: "Человек должен быть сильным", другой сказал: "Человек должен быть здоровым", третий сказал: "Человек должен быть умным". Но один из богов сказал так: "Если все это будет у человека, он будет подобен нам". И, решили они спрятать главное, что есть у человека. Стали они думать, решать - куда бы это спрятать? Одни предлагали спрятать глубоко в синее море, другие за высокие горы. Как вы думаете, что же они спрятали и куда? (Предположения детей) Давайте мы с вами попробуем это узнать, и помогут нам конверты с заданиями, которые тоже спрятаны в нашей группе. Искать эти конверты, а так же то бесценное сокровище, которое необходимо человеку, мы будем по карте.

Дети рассматривают карту - схему и подходят к месту нахождения первого конверта.

Конверт № 1

Ребята, в этом конверте находятся загадки, которые нам нужно отгадать (Ответы записывают в кроссворд)

-  Всю жизнь ходят в обгонку,

   А обогнать друг друга не могут       (ноги)

-  Пятерка братьев не разлучна,

   Им вместе никогда не скучно.

   Они работают пером,

   Пилою, ложкой, топором                 (пальцы)

-  Вот гора, а у горы

   Две глубокие норы,

   В этих норах воздух бродит,

   То заходит, то выходит                    (нос)

-  День и ночь стучит оно,

   Будто бы заведено.

   Будет плохо если вдруг

   Прекратится этот стук                     (сердце)

- Ношу их много лет,

   А счету не знаю.

   Не сею, не сажаю

   Сами вырастают                             (волосы)

-  Два братца через дорогу живут,

 А друг друга не видят.                       (глаза)

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и заполнили кроссворд. За это вы получаете первую букву. После выполнения всех заданий вы соберете 7 букв. Из этих букв мы соберем слово и узнаем, что же спрятали боги с горы Олимп и что является самым главным у человека. И так давайте отправимся дальше по карте на поиски следующего конверта.

По пути дети пролезают под дугой.

Конверт № 2.

Из конверта дети достают картинку с изображением глаза.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран и послушать стихотворение:

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице две пары глаз?

                       Чтоб текла из них слеза?

                        Ты закрой глаза ладошкой,

                        Посиди совсем немножко,

                        Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно -

Ничего вокруг не видно.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

Ребята, а давайте попробуем выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза.

Одному ребенку завязывают глаза и задаются вопросы:

- Скажи, что у меня в руках?  (ребенок не может ответить)

- А, что я сейчас делаю? (воспитатель делает 2-3 бесшумных действия -  ребенок снова не может ответить)

- Теперь сними шарф и скажи, зачем человеку глаза?  (ответы детей)

- Как бы мы жили, если бы у человека не было бы глаз? (ответы детей)

- Да, ребята, глаза - главные помощники человека. Видеть глазами, означает пользоваться зрением. Благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас, различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой природы во все времена года.

- А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас красивые глазки! Вспомните, как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые, ласковые, счастливые, веселые)

- Если человек грустит, какие у него глаза? (грустные), а если злится? (злые), если сердится? (сердитые), а если человек удивляется? (удивленные), если думает? (задумчивые), если человек веселится? (веселые)

- Вот видите, какими разными бывают глаза у человека и у вас тоже. Давайте возьмем зеркала и посмотрим на свои глазки. Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаз, которую нам видно. Что же можно обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это радужка. У всех она разного цвета, т.е. по радужке мы можем определить цвет глаз.  Какого цвета ваши глаза? (ответы детей)

- В середине радужки есть черная точка. Это зрачок. Зрачок регулирует количество света в глазу, может сужаться и расширяться. Если в глаз проникает сильный свет, зрачок сужается. Если света недостаточно - зрачок расширяется.  Снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка называется роговицей. От попадания пыли, пота, ветра, и опасных предметов наши глаза защищают брови, ресницы и веки.

- Сейчас мы с вами проведем небольшой опыт, который поможет нам определить реакцию зрачков на различное освещение.

Детям предлагается рассмотреть зрачки друг друга, сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (закрыв глаза ладошкой, создав темноту) Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания бес света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, что бы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.

- Ребята, когда человек смотрит только одним глазом, он меньше видит. Например, если он смотрит правым глазом, то он видит только правую половину. Мы видим больше и лучше если смотрим двумя глазами. (проверяем) Вот поэтому глазки надо беречь.

- А сейчас давайте попробуем еще раз убедиться, можно ли обойтись без глаз. Мы поиграем с ящиком ощущений. (Детям предлагается по очереди просунуть руку в ящик,  и описать предмет, который они там нащупали)

Наши глазки устали, давайте для них сделаем расслабляющую гимнастику.

                                          Представьте, мы пришли в волшебный лес,

                                          Сколько здесь вокруг чудес!

                                          Справа, березка в шубе стоит,

                                          Слева - елка на нас глядит,

                                          Снежинки в небе кружатся,

                                          На землю красиво ложатся.

                                          Снежинки блестят и искрятся,

                                          На ладошки к ребятам садятся.

Молодцы, и с этим заданием справились. Получайте следующую букву. И снова отправляемся в путь по карте.

Проходят по ребристой доске.

Конверт № 3

В этом конверте ребята находят картинку с изображением уха.

- Сколько ушей у человека?  Для чего нужны уши? (ответы детей).

- Да, вы правы, у всех людей по два уха и расположены они по обе стороны головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают какие -то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т. д.

- Давайте мы с вами проведем эксперимент, что бы понять для чего человеку два уха.  Если бы у нас было бы только одно ухо, то пришлось бы крутить головой во все стороны, не из баловства, а чтобы определить откуда издается звук. Закройте глаза, прижмите сильно ладонью одно ухо, а другим слушайте, где звук (звенит колокольчик и дети определяют направление звука одним ухом) А теперь откройте ухо и слушайте, не поворачивая головы.

Дети делают вывод, что когда на голове два уха, расположенных с двух сторон, то направление звука легче определить и крутить головой не обязательно.

- А сейчас мы проведем еще один эксперимент, который называется "Большие ушки". Приложите свою ладонь к уху. А теперь поверните голову по направлению звука (звучит колокольчик). Отнимите ладонь, приложите к уху снова и почувствуйте разницу. Когда ладонь за ухом, она как бы увеличивает размер ушной раковины. И тогда вы слышите звуки отчетливее и громче, ведь так?

Дети делают вывод: чем больше ушная раковина, тем слух лучше и острее.

Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей

- Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.

(Спрятав руки за ширмой, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одного стакана в другой, шелестит бумагой, стучит ложками, разрывает бумагу, издает звуки ножницами) Дети каждый раз должны определить источник звука.

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Получайте еще одну букву и продолжаем движение по карте.

Перешагивают через препятствия.

Конверт № 4

Ребята вместе с воспитателем открывают конверт и достают картинку с изображением носа.

-Что на лице у нас одно? Для чего человеку нужен нос? (ответы детей)

- Послушайте стихотворение Ю. Прокопович "Зачем носик малышам?" (используется презентация):

Есть прямые носики,

Есть носики - курносики...

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки

На полянке – землянику

В грядке - спелую клубнику

В огороде чует нос

Где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случится,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

 Все пронюхает наш нос.

 Даже помнит он каков

Запах маминых духов.

Нос не может быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

 Что бы сон, когда придет,

 Тихо спать, закрывши рот.

 Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать

Днем на солнце не сидеть –

Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз

Не высовывай свой нос!

Ну, теперь понятно вам

Зачем носик малышам!

-Некоторые считают, что нос - это только украшение для лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его к верху. Есть даже выражение: "Ишь, ты, нос задрал" или "Ну, что ты нос повесил?" Это шутка. На самом деле, даже самый маленький нос, очень  важная часть тела. Носом мы дышим, а еще можем различать различные запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим. Мы поиграем в игру "Определи по запаху" (На большом подносе, на тарелочках лежат ароматизированные предметы: фрукты и овощи. Воспитатель по очереди завязывает детям глаза и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.)

- И опять вы ловко справились с заданием и получаете еще одну букву. Идем дальше.

А теперь мы поиграем в игру  "Это можно или нет". Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать можно или нет.

Я сосульку полижу

И снежочком закушу

Дайте, дети, мне ответ

Это можно или нет?

            Кошку Мурку я люблю

            Молочка я ей налью.

            Дайте дети мне ответ

            Это можно или нет?

                        Вот Барбос, бродячий пес,

                         Я схвачу его за хвост.

                         Дайте дети мне ответ

                         Это можно или нет?

                                    Я по тоненькому льду

                                    На реку гулять пойду.

                                    Дайте дети мне ответ

                                    Это можно или нет?

                                                   Буду кушать апельсины

                                                   В них так много витаминов

                                                   Дайте дети мне ответ

                                                   Это можно или нет?

                                                                      На зеленый свет друзья

                                                                      Вместе с мамой пойду я

                                                                      Дайте дети мне ответ

                                                                      Это можно или нет?

                                                                                            Сяду с дядей я в машину,

                                                                                            Он покушать даст малины

                                                                                            Дайте дети мне ответ

                                                                                            Это можно или нет?

А вы мне можете рассказать, что еще можно или нельзя делать, что бы нашим органам чувств было хорошо и они не болели? (ответы детей) (ответы проверяются с использованием презентации)

И снова вы получаете очередную букву.

Перепрыгивают из обруча в обруч.

Конверт № 5

В этом конверте находятся карточки с примерами. Возьмите по одной карточке, решите пример и вы сможете найти свое место за столом (решения примеров соответствуют цифрам, наклеенным на стульчиках) Дети занимают соответствующие места за столами и таким образом делятся на три команды.  У каждой команды на столе находится лист бумаги (А3), клей - карандаши и разнообразные картинки, цифры, и др. Каждой команде дается карточка с изображением части лица (нос, глаз, ухо) и предлагается составить коллажи на заданные темы. После того как дети сделают свои коллажи им предлагается рассказать о данном органе чувств, о том, что вредно и полезно для него.

После выполнения дети получают очередную букву и продолжают путь по карте.

Следуя карте, путь детей проходит через тоннель, в котором лежат карточки, на которых изображены полезные и не полезные продукты питания. Детям нужно, пролезая по тоннелю, взять одну карточку с полезным продуктом питания.  

Конверт № 6

А здесь нас ждет еще одна игра. Она называется "Покажи части тела". Я буду показывать части тела и называть их, а вы будете за мной повторять. Да смотрите, будьте внимательно, я могу при показе сделать ошибку. Показываются следующие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, рот, щеки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы. Вот вы какие внимательные не сделали ни одной ошибки  и получаете последнюю букву.

- А теперь давайте же попробуем из этих букв составить слово и узнаем, что же у человека самое главное.

Дети из данных букв составляют слово ЗДОРОВЬЕ. Правильно, самое главное у человека это здоровье, а как вы думаете, где оно спрятано? (предположения детей)

- Совершенно верно, один из богов сказал тогда: "Здоровье надо спрятать в самого человека" Так и живет человек с давних пор пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье оказывается спрятано и во мне, и в тебе и в каждом из нас. А вы знаете, что нужно делать чтобы сберечь наше здоровье? (ответы детей)

- Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями и за это вам положен приз. Но он тоже спрятан в группе. Мы сейчас с вами с помощью считалки выберем ребенка, завяжем ему глаза. Ребенку дается следующее задание: сделай два шага вперед, поверни на право, сделай четыре шага вперед и т.д.

- Ура! Приз найден! Водящий достает коробку с витаминами, угощает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Экологическое занятие о воздухе с элементами экспериментирования в подготовительной группе ОНР

Формиорование представлений о воздухе у детей подготовительной группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии  с элементами экспериментирования в подготовительной логопедической группе на тему: «Мои верные помощники»....

Конспект совместной деятельности с детьми по валеологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе "Наши верные помощники"

Конспект направлен на продолжение формирования элементарных представлений о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;  интереса к познанию своего тела, навыков постановки опытов и эк...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром: интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе тема: «Ветер, ветер, ты могуч...»

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе

1.    Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.2.    Через эксперименты с разными предметами учить де...

Развитие речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе комбинированной направленности на тему "Люди разные нужны, люди разные важны»

Тема. Люди разные нужны, люди разные важны.Образовательные задачи:1.    Расширять представление о профессиях: вулканолог, орнитолог, метеоролог.2.    Продолжать учить дет...