Проект "В детский сад -- с радостью!"
проект (младшая группа) по теме

Степанян Юлиана Георгиевна

Актуальность проблемы адаптация детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_det.sad_s_radostyu.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               ПРОЕКТ          

                     Воспитателя МАДОУ №9  Степанян Ю.Г.

                       для ясельной группы детского сада

                              «В детский сад – с радостью!»

Актуальность проблемы.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста является основной при поступлении  ребенка в ДОУ и создание специальных условий для этого дошкольникам поможет решать ряд вопросов, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процессов, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детско-взрослом коллективе.

Данный проект позволит расширить жизненное пространство детей, изменять при необходимости среду и приобретать опыт общения с людьми разного возраста (взрослыми и детьми). Это поможет решению проблемных ситуаций, которые так или иначе возникают в детско-взрослом сообществе.

В каждом возрасте существует проблема адаптации к новому. Для детей раннего возраста посещение специальных программ игротеки позволит приобрести и развить определенные социальные, бытовые навыки и подготовиться к посещению детского сада. Для детей при переходе от одного сообщества в другое посещение временных групп для специально организованных игр также поможет более эффективно адаптироваться к новым условиям, развить определенные навыки социализации. Специальные программы помогут формированию социальных, игровых, учебных навыков. Иногда в группе детского сада нет возможностей для формирования различных типов взаимоотношений между взрослыми и детьми, развития процессов индивидуализации. Отдельное пространство со специально организованными зонами может помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями. Воспитатели, работая по технологиям личностно-ориентированного подхода, помогут решению возникших проблем.

Цели и задачи проекта.

Данный проект поможет осуществить переход к современным образовательно-воспитательным технологиям и расширить возможности дошкольного учреждения в работе с детьми и их семьями.

Игры служат в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для проведения коррекционных занятий с дошкольниками и программ социализации. В групповой комнате выделяются специальные игровые зоны, оснащенные материалами для детей разного возраста

Оборудование и игровой материал.

Ниже приводиться примерный список оборудования и игрушек, которые могут использоваться детьми для игр и воспитателями для проведения индивидуальных и групповых занятий с ними.

Материальная база Игротеки включает в себя следующие разделы:

  • Оборудование для развития общих движений
  • Игрушки для развития движений рук и ручных навыков
  • Игрушки для развития тактильного восприятия
  • Игрушки и средства для развития зрительного восприятия
  • Игрушки для развития слухового восприятия
  • Игрушки для развития мышления
  • Игрушки для развития речи и языка
  • Игрушки для социально-эмоционального развития
  • Материалы для изобразительного творчества
  • Средства для музыкального развития
  • Книги для детей
  • Книги для родителей
  • Видеокассеты с записями игровых сеансов

Организация среды.

Пространство обустроено в соответствии с зонами, которые разделяются по своему содержанию и функциональной пригодности:

  • зоны сюжетно-ролевых игр (“больничка”, “парикмахерская”, “магазин”, “комната”, “кухня” и т.д.)
  • зона активных игр (спортивные модули, мячи, маты)
  • зоны релаксаций (сенсорная беседка, полотна, коврики, домики – палатки, качели)
  • зона игр с песком и водой, природным материалом
  • зона интеллектуальных игр для развития (настольно-печатные игры, наборы карточек и т.д.)
  • “строительные” зоны (конструкторы, строительные наборы из различных материалов разной степени сложности)
  • зона игр по развитию мелкой моторики
  • музыкальная зона (музыкальные инструменты, микрофон, магнитофон, записи с разными мелодиями)
  • зона для рисования и прикладной деятельности (мольберты, столы, бумага, краски, карандаши, пластилин, кисти, цветная бумага, картон, клей, природный материал и т.д)

Участники проекта:

Воспитатели, дети, родители.

Воспитатели организовывают наблюдение за детьми во время игровой и образовательной деятельности, ведут карточки развития ребенка, где отражается динамика развития тех или иных навыков. Содержание карточки развития включает в себя отражение несколько направлений:

  • физическое развитие
  • общение и развитие речи
  • социальное развитие и игра
  • самостоятельность и независимость
  • поведение

Организация занятий и формирование групп.

Индивидуальные занятия с ребенком.

Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать подобную поддержку и помощь ребенку. Цели индивидуальной игротерапии:

  • создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение и себя);
  • создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений, аффектов;
  • выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения;
  • подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;
  • содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.

Групповые занятия.

Цели групповых занятий – обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания и др.) В этих занятиях большое значение имеет самостоятельная игровая деятельность детей. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми.

Формирование групп может осуществляться в соответствии с возрастом и уровнем развития детей. Минимальное количество детей 3-4, максимальное 20 человек.

Возможна реализация трех основных моделей групповой работы: педагогической группы, группы социализации, группы интеграции.

Целью педагогической группы является обучение детей различным навыкам (коммуникативным, когнитивным, двигательным, навыкам самообслуживания, речевым).

Целью группы социализации является оказание помощи детям в решении ситуаций, связанных с возрастными кризисами, социально-эмоциональными проблемами в развитии ребенка (нарушение поведения, трудности в общении, агрессия, тревожность, нарушенные взаимоотношения во взросло-детском сообществе).

Группа интеграции может функционировать как любая из перечисленных моделей и помогает ребенку с особыми потребностями овладевать необходимыми ему навыками в среде обычно развивающихся сверстников.

Нам представляется важным создать все условия для развития индивидуальности ребенка и воспитать в нем уважение к другому человеку, развить адекватные формы социального взаимодействия.

Традиционно в детском саду ребенок имеет возможность посещать группу, где собраны дети одного возраста, поэтому круг его взаимодействий ограничен зачастую только взрослыми и сверстниками. Малыши получают возможность расширять свои социальные навыки..

В свободной игре младшие дети получают импульс для игры от взрослых, учатся у них играть. Во время организованных игр воспитатели и родители  могут брать на себя роль ведущих. Во время подвижных игр им необходимо быть не только быстрыми и ловкими, но и терпеливыми и великодушными к малышам. Игры, таким образом, выступают как фактор, формирующий социальное поведение детей.

Немаловажен еще один психологический аспект личностного развития ребенка в ясельной группе – это возможность изменяться. Порой, ребенку, оказавшись в какой-либо социальной группе, бывает трудно сломить сложившиеся стереотипы межличностных отношений. Так может получиться, что он приобрел один из статусов в группе - “звезды” или “изгоя”, “стеснительного” или “выскочки”. Находясь в одной и той же однородной среде, порой ситуативные проявления поведения ребенка могут закрепиться в черту характера, “помогая” ребенку испытывать психологический дискомфорт. Меняя же время от времени среду контактов, находя себе партнеров по играм и общению, ребенок может найти выход из проблемных ситуаций. При постоянно меняющихся и мигрирующих социальных контактах ребенку достаточно удобно “примерять” различные формы поведения. Ориентируясь при этом на реакцию окружения и закрепляя социально одобряемые формы поведения, отказываясь от неодобряемых. При помощи воспитателей и родителей ребенок может скорректировать свое поведение и повысить самооценку. В группе сверстников чаще всего имеет проявление соперничества, соревновательности. В ясельной группе проще установить отношения помощи и поддержки. И в ситуации совместных игр и занятий дети имеют возможность расширять собственную “зону ближайшего развития”, используя момент творческого подражания, ведь дети быстрее обучаются друг у друга.

Игровые сеансы.

Специалисты Игротеки проводят игровые сеансы для сотрудников сада с целью ознакомления их с новыми игровыми приемами и играми для детей определенного возраста. Также игровые сеансы проводятся для родителей в качестве консультации. Задача специалиста – продемонстрировать несколько вариантов игр, проконсультировать родителей по поводу игр и игрового материала в связи с той или иной ситуацией развития ребенка. Игровые сеансы также могут помочь выявлению качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между родителями ивоспитателями.

Занятия могут проводиться как по традиционной, так и по современной модели.

Традиционная модель.

Основные характеристики:

  • Обучение всегда направляется взрослым, и его конкретное содержание заранее тщательно планируется.
  • Используются специальные подсказки и подкрепления, а также частая прямая оценка успехов ребенка.
  • Задания делятся на небольшие этапы, которые ребенку легко усвоить.
  • Внимание ребенка удерживается хорошо организованным обучающим материалом, достаточно быстрым темпом и немедленной обратной связью.

Данная модель оказывается наиболее эффективной для обучения детей каким-либо конкретным навыкам, в том числе и речевым.

Специфика. “Правила игры” здесь задают взрослые, которые определяют чему и как учить ребенка. “Образец для подражания” для детей и родителей – этовоспитатель. Руководит процессом ведущий, все внимание которого направлено в основном на детей, а маме отводиться роль помощника, выполняющего инструкции специалиста. Мало возможностей для социализации, так как ситуации, не отвечающие задачам обучения конкретным навыкам, не получают развития.

Современная модель.

Основные характеристики:

  • Ребенок и взрослый – партнеры, они примерно равны, просто у взрослого больше опыта. Таким образом, работа ведется не над ребенком, а вместе с ним.
  • Она направлена на сам процесс взаимодействия между взрослым и ребенком; этот процесс рассматривается как предмет работы воспитателей. Внимание фокусируется не на том, что ребенок не может делать, а на том, что он способен делать сейчас, чтобы достичь чего-то большего.

Специфика. В данной модели большое значение приобретает самостоятельная игровая деятельность ребенка. Играя, дети упражняются в моторных навыках, учатся обращаться с предметами, начинают лучше понимать речь и пользоваться ею, а также приобретают умение взаимодействовать с другими людьми. Они учатся всему этому без усилий и с удовольствием. Данная модель позволяет взрослым (педагогам и родителям) быть более доступными для своих детей, так как они не обременены инструкциями и могут свободно общаться с ребенком. Это помогает ребенку попробовать что-то новое в обращении с предметами, дает возможность научиться справляться с трудностями. Приобретенные здесь навыки ребенок выносит за пределы группы.

Организация групповой работы по данной модели предполагает:

  • создание безопасной атмосферы;
  • время для свободной игры;
  • знание этапов развития ребенка;
  • партнерские взаимоотношения.

Преимущества:

  • У детей имеется больше возможностей для развития вербальной и невербальной коммуникации и реализации основных коммуникативных функций: требование, комментирование, протест, вопрос.
  • Дети раннего возраста раньше начинают говорить.
  • Дети быстрее приобретают навыки взаимодействия друг с другом, что немаловажно для их успешной адаптации в детском саду.
  • Взаимодействие между ребенком и взрослым оптимизируется, развивается способность лучше понимать друг друга и получать радость от взаимного общения.

Время посещения (режим работы игротеки)

Дети могут посещать Игротеку как в определенное время (по расписанию), так и в том случае, если ребенок проявил желание туда отправиться самостоятельно. Все перемещения каждого ребенка согласовываются с воспитателем группы. Составляется расписание индивидуальных и групповых игровых занятий. Составляется расписание проведения семейных игровых сеансов, клубной работы, досуговых мероприятий, занятий по дополнительным образовательным курсам.

Работа с родителями.

Воспитателями организовывается работа с родителями:

  • встречи и беседы родителей с воспитателями;
  • родительские семинары;
  • консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств;
  • анкетирование для получения обратной связи от родителей ;
  • проведение семейных игровых сеансов;
  • организация выпуска родительской газеты;
  • совместная с родителями организация досуговых мероприятий;
  • клубная деятельность;
  • организация библиотеки и видеотеки для родителей.

Список использованной литературы.

1. Российская лекотека (А.М.Казьмин, Л.В.Казьмина, В.Н.Ярыгин, Л.В.Ярыгтна, И.Е.Аверина, Н.А.Светлова, Н.Я.Семаго, П.И.Шабан, И.В.Шарая, С.В.Уилсон) Москва, 2001

2. В.П.Балобанова, А.Ю.Пасторова Групповая работа с детьми раннего возраста: учебно-методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. – СПб.: ИРАВ, 2001.

3. Рылеева Е.В. Вместе веселее ! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести – М.: ИНТОР, 1996.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

6. Готовность к школе: руководство практического психолога (под редакцией И.В.Дубровиной). – М.: Наука, 1995.

7. Ребекка Р.Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей (перевод с англ. Л.А.Чистович, Е.В.Кожевниковой) - СПб.: ИРАВ, 1999.

8. Дженни Лешли Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение,1991

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский сад, детский сад - это радость для ребят"

Развивающие психологические занятия для детей 4-6 лет направленные на создание положительного настроя в период адаптации, развитие навыков общения.(Из опыта работы Галкиной О.П)...

"В детский сад с радостью или адаптация к условиям детского сада"

Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир соци­ально общественной жизни.Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ...

Программа сопровождения семьи при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад "В детский сад с радостью"

Проблема адаптации детей раннего возраста в детском саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, достаточно мног...

" В детский сад с радостью". ( адаптация детей старшего возраста в детском саду).

Рекомендации для воспитателей по организации адоптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада....

" В детский сад с радостью". ( адаптация детей старшего возраста в детском саду).

Рекомендации для воспитателей по организации адоптационного периода детей старшего дошкольного возраста к условиям детского сада....

Один день из жизни детского сада по программе Н.М. Крыловой "Детский сад- дом радости"

УТРО На столе стоят матрешка, стакан и яблоко.В: Доброе утро, дружок, с кем же ты пришел? Папа, (мама) рано на работу идет, и ты сегодня будешь первый! Посмотри, ...., что стоит на столе.Что это?Р: Ма...

Перспективное планирование работы с детьми средней группы детского сада по конструированию из строительного материала. Разработано на основе технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости".

Перспективное планирование работы с детьми средней группы по конструированию из строительного материала (по технологии Н.М.Крыловой и В.Т.Ивановой: «Детский сад – дом радости». Средн...